Смирнова Ирина Юрьевна
Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальных способностей детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др., а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Публикация «Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игровая деятельность является основной формой деятельности в детском саду. Игра имеет важное значение в умственном, нравственном и физическом развитии дошкольника и способствует его гармоничному развитию. В игре быстрее и успешнее развиваются психические процессы, формируется сенсорное развитие, личностные качества, развивается интеллект, происходит обучение навыкам общения.
Неоценимую помощь в решении задач развития музыкальных способностей детей оказывают музыкально-дидактические игры, игровая форма которых облегчает процесс познания, делает его осознанным, позволяет обеспечить умственную активность каждого ребёнка. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся для детей своеобразным стимулом петь, слушать, играть и танцевать.
Музыкально-дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые, настольные, подвижные. Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука: высоты, тембра, динамики, ритма. Интересные, забавные, красочно-оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик. Как и всякая игра, музыкально-дидактическая, по своей структуре включает в себя развитие игровых действий, но дидактический материал этих игр отличается от музыкальных игр тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального слуха. Игровое действие только помогает ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить, некоторые свойства музыки. Содержание, структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию высотного и ритмического, динамического и тембрового слуха.
В своей работе с детьми младшего возраста особое место отвожу формированию музыкально-сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы, тембра. Так, на различение разных по высоте звуков используются озвученные игрушки: петушки, большой и маленький; кошка и котёнок; кукла большая и маленькая, большой и маленький колокольчики. Такие игры-упражнения на различение высоты звука способствуют тому, что во второй младшей группе дети уже могут сами воспроизводить контрастные звуки. Например, в дидактической игре "Определи,кто поёт" ребёнок, на карточке у которого изображён котёнок, мяукает высоким голосом, а ребёнок с карточкой кошки- низким. Игровые действия помогают доносить до детей длительность звуков. Так, долгие удары с паузами по бубну означают, что мишка идёт, а короткие без пауз - зайка прыгает. В музыкально-дидактической игре "Кукла шагает и бегает" дети определяют, что делает Кукла.
Музыкальные игры старших дошкольников, сохраняя преемственность с играми детей младшего возраста, имеют ряд особенностей, проявляющихся в следующих показателях:
- усложнение задач и способов познавательной деятельности;
- обогащение содержания представлений о свойствах и качествах чувственно воспринимаемых явлений;
- изменение характера игрового общения детей и педагога (появление направленности на сверстника как на партнера по игровой деятельности. Наблюдения за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют : в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.
В старших группах дети учатся определять направление мелодии, находить длинные и короткие звуки, выкладывать ритмический рисунок, ритмично исполнять его на музыкальных инструментах. Для этого использую такие игры, как «Музыкальные лесенки», «Бубенчики», «Где мои детки?», «Ритмическое лото», «Узнай по ритму», «Учитесь танцевать» и другие.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой разного характера, учатся различать жанры, звучание музыкальных инструментов, высказываться о прослушанном произведении, иметь представление о средствах музыкальной выразительности (регистр, динамика, длительность, темп, ритм).
Применение музыкально-дидактических игр в процессе слушания дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. В игре «Слушаем музыку» дети подбирают картинки к прослушанным произведениям, в игре «Назови композитора» называют автора музыки, в игре «Какая музыка?» с помощью импровизированных движений передают характер музыки.
В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку : выполнять различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения.
Музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в активном развитии двигательной реакции детей. Например, в игре «Кто по лесу идет?» дети шести лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из леса, но и передавать движением того или иного персонажа. Игры «Песня - танец – марш», «Чей марш?», «Три танца» помогают детям освоить жанры. А игра «Концерт» обобщает знания детей. В ней каждый ребенок может сам выбрать, в чем он хочет себя проявить: в танце, музыкальном этюде, инсценировании песни, хоровой или подвижной игре. Для этого нужно выбрать элемент костюма или необходимый атрибут.
Таким образом, правильно продуманные и интересно организованные музыкально- дидактичекие игры расширяют музыкальные представления детей, развивают их музыкальные способности, способствуют развитию творческих способностей.