Анжела Рошка
Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире, когда всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение находить неожиданные решения и любую ситуацию принимать как возможность решить интересную задачу, особое значение имеет развитие творческого потенциала личности.
Детское творчество - это чудесная и загадочная страна. Помогая ребёнку войти в неё и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Публикация «Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей у дошкольников» размещена в разделах
Делая что-либо своими руками, дети развивают внимание и память, приучаться к аккуратности, настойчивости и терпению. Всё это поможет ребёнку в школе, особенно при овладении письмом, да и в дальнейшей его жизни эти качества будут нелишними.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для дошколят и младших школьников, а также для детей, страдающих нарушениями и дефектами речи (дизартрия, заикание).
В наш стремительный, напичканный электроникой век очень важно не потеряться в этом мире. Пусть ребёнок вырастет и не станет великим художником, ни знаменитым музыкантом, ни артистом, а простым инженером, врачом, учителем, но он научится находить нестандартные решения, творчески мыслить, находить неординарные ответы.
Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребёнку множество практических навыков. Пришить себе пуговицу, приготовить завтрак, сделать своими руками подарки родным и друзьям- всё это пригодится детям в дальнейшем.
Умение что-нибудь делать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах - необходимое условие для того, чтобы ребёнок был по-настоящему счастлив.
Так, занимаясь изготовлением поделок, я, предлагаю детям, использовать разнообразный материал это может быть бумага и картон, нитки различной толщины и длины, кусочки кожи и ткани, самостоятельно засушенные листья, плоды растений, шишки, и даже лазерные диски. Компьютерные диски, в наше время, простой, легкодоступный, необыкновенно прочный материал. Это невообразимое поле для творчества. Когда я детям предлагаю первый раз придумать, что можно сделать из диска, то вижу удивление: что из этого может получиться, но изготовив одну-две поделки их уже трудно остановить. Ведь при помощи диска можно сделать оригинальную аппликацию, объёмную игрушку, атрибуты для подвижных игр, использовать плоды своего труда в игровой и театрализованной деятельности, а также использовать диски для украшения группы. Такая работа, благодаря своей доступности, высокой результативности позволяет ребёнку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить, видеть конечный продукт. Какой радостью светятся лица детей, когда они видят результат своего труда или на выставке, или украшение в группе, или в качестве подарка. Пусть работы выглядят коряво, ребёнок вложил в них частичку своей души, фантазии, терпения, тем дороже эти творения. При работе с дисками обращаю внимание детей на их размер- большой и маленький, также на цвет: белый, сиреневый, даже жёлтый и красный, постоянно идё т обогащение словаря: диск круглый, блестящий, гладкий, жёсткий, прочный и так далее. Дети начинают использовать новый, нетрадиционный материал у них появляется интерес, улучшается внимание, повышается творческий потенциал, а значит лучше работает головной мозг. Давно, заметили, работают руки, работают пальчики, лучше развивается работа головного мозга. Ребёнок должен не просто повторить «сделай как у меня», а придумать работу на заданную тему, рассказать, как и какие материалы он будет использовать. Когда ребёнок описывает свой замысел, идёт работа над связной речью, что особенно важно для логопедических групп.
Выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствует развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театрализованной деятельности в группе.
Согласно принципу интеграции, художественно творческое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических, но и при организации всех видов детской деятельности.
Ручной труд может быть органично объединён с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.
Работая по теме «Транспорт» беру аппликацию «Весёлый паровозик», большое внимание обращаю на словарную работу:
- паровоз, поезд, состав, локомотив, пассажир, вокзал и т. д;
- едет, перевозит, стоит, гудит и т. д. ;
- грузовой (транспорт, пассажирский, скоростной и т. д. («Коммуникация»).
Формирование навыков безопасного поведения вблизи железнодорожного транспорта, также умение пользоваться ножницами («Безопасность»).
При рассматривании образца обращаю внимание детей, какие геометрические фигуры использовали : колёса-диски круглые, кабина-квадрат, труба-трапеция.
- Сосчитайте сколько больших колёс? Какие диски будем использовать?
- Сколько маленьких колёс? Какие потребуются диски?
- Сколько всего колёс мы видим?
- А сколько колёс может быть у паровозика на другой стороне? Как вы догадались? («Познание»).
Ребёнок должен не просто повторить образец, а сделать свою неповторимую игрушку.
При работе с дисками обращаю внимание детей, что мы работаем со вторсырьём, но не выкидываем, а стараемся дать им «вторую жизнь», тем самым оберегаем природу, заботимся об окружающем мире. («Познание»). Так, благодаря использованию нетрадиционного материала (лазерных дисков) работа становится ярче и интереснее.
Большую помощь в наших творческих мастерских оказывают родители. Они помогают в подборе необходимого материала, а мы их радуем своими выставками, подарками.
Литература:
Программа «От рождения до школы» М. А. Васильевой.
Марина Левина «365 весёлых уроков труда».
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».