Татьяна Ларина
Роль музыкальных фестивалей и конкурсов в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Публикация «Роль музыкальных фестивалей и конкурсов в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. А музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. Лишь опираясь на детские
музыкальные интересы и отталкиваясь от них можно ненавязчиво, без принуждения
направлять развитие музыкального вкуса ребёнка, обогащать его музыкально –
слуховые представления и музыкальный опыт посредством различных видов
музыкальной деятельности. Результатом такой работы станет становление основ
музыкальной культуры личности.
Важно определить возможности ребенка, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наиболее острый интерес. Определить, насколько развито воображение можно по поведению во время восприятия музыки, игре на детских музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях.
Музыкальные способности дошкольников нужно развивать, независимо от изначальных способностей.
Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода
к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям
предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной
деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках,
концертах, участиях в разных конкурсах и фестивалях.
Комплексный подход к решению задач по развитию творческих способностей позволяет успешно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.
Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Но оно важно для самого ребенка. Развивая творческие способности, мы развиваем индивидуальные способности каждого
ребенка. Показатель успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения.
Одной из ключевых задач образования на современном этапе является развитие
личности обучающихся, создание условий для раскрытия творческих способностей
каждого. Все культурные ценности, накопленные человечеством – это результат
деятельности людей. И возможности продвижения человеческого общества вперед
будут определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Становится
очевидным, что способности человека, особенно творческие, необходимо признать
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач
воспитания дошкольников.
Музыка является одним из видов искусства, развивающем творческие
способности детей. Абстрактность музыкального языка, высокая эмоциональность
повествования позволяют ребенку создавать свои художественные образы. Благодаря
своим особенностям этот вид искусства активно воздействует на эмоциональную сферу
детей, способствует развитию их воображения – психического процесса, который
лежит в основе творчества. Раскрыться творческим способностям помогают
музыкальные конкурсы, проводимые образовательными организациями для детей,
начиная с дошкольного возраста.
Сегодня в России проводятся самые разнообразные музыкальные конкурсы
различного уровня для детей всех возрастных категорий. Царящая на таких
мероприятиях атмосфера праздника позволяет участникам и зрителям погрузиться в мир высококачественной музыки, а также стать одним из эффективных средств формирования мотивации к обучению, к совершенствованию исполнительских умений и навыков учащихся. С другой стороны, проведение музыкальных конкурсов направлено на решение важной социальной задачи – выявление талантливых учащихся,
развитие их творческих способностей и исполнительских умений, приобщение учащихся к искусству. Развитие конкурсной деятельности в учебном учреждении является серьезной поддержкой для творчески одаренных детей. Параллельно определяются пути развития заложенных в учащихся возможностей и раскрываются инновационные формы и подходы к организации учебного процесса, направленного на творческое развитие личности обучающегося.
Конкурсная деятельность является значимым компонентом как образовательного процесса в целом, так и существенным звеном в индивидуальном развитии каждого
ребенка. Участие в конкурсах ставит перед детьми конкретную цель, доступную для их понимания:
продемонстрировать свои достижения в соревновательной форме с другими детьми.
Для ребёнка становятся чёткими и ясными задачи, которые следует решить, участвуя в конкурсе.
В то же время, конкурсная деятельность оказывает огромное влияние на творчество как юных исполнителей, так и педагогов.
Можно утверждать, что систематически организованная конкурсная деятельность стимулирует детей продолжать обучение, рождает интерес к публичным выступлениям, к реализации своих творческих способностей.
Победы и участие воспитанников в конкурсах и фестивалях различного уровня и масштаба являются яркими показателями качества образования в конкретном учебном
заведении.
Обобщение собственного педагогического опыта позволяет утверждать, что результатом участия в конкурсах является повышение профессионального исполнительского
уровня воспитанников, увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью. Проведение конкурсов способствует созданию благоприятных условий для развития творческих способностей дошкольников, выявлению одарённых детей.
«Без творчества немыслимо познание
человеком своих сил, способностей, наклонностей…»
В. А. Сухомлинский.