марина фокина
Музыкально-театрализованная деятельность в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя в детском саду на тему : «Музыкально-театрализованная деятельность в развитии творческих способностей детей».
Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.
Мария Николаевна Ермолова
Публикация «Музыкально-театрализованная деятельность в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского, «умных» эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека.
Именно театр – это яркие положительные эмоции, благодаря которым мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей ребенка, обогащать и развивать его личность.
Поэтому главная цель работы с детьми – развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста.
Ежегодно в нашем детском саду проходят логопедические комиссии. В ходе их проведения преследуется цель – показать автоматизацию звуков в связанной речи, развитие речи детей, контроль за звуками, развитие фонематического слуха.
В этом году нашему коллективу пришла идея провести эту комиссию нетрадиционно. И, поскольку 2019 год объявлен годом театра, мы нашли единственно правильный и эффективный, интересный для себя и детей способ реализации этой цели – организацию театральной деятельности в детском саду. За основу взяли принцип наглядности и доступности. Этот принцип основан на том, что театральная деятельность близка и понятна ребенку, так как неразрывно связана с игрой.
Работа велась по следующим направлениям:
• культура и техника речи;
• ритмопластика;
• основы театральной культуры;
• работа над спектаклем.
Не только для актеров – для всех людей необходимо владение внятной, связной, правильной, грамотной и красивой речью. На занятиях происходит совершенствование речевого аппарата детей, развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции, развитие речи. Мы используем разный материал: артикуляционные гимнастики для губ и языка, скороговорки, чистоговорки и стихи, упражнения на дыхание и голос, на интонационную выразительность, что особенно важно и необходимо в работе логопедической группы.
Театр – это не только представление, но ещё и целый мир новых слов и понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это «сцена», «занавес», «кулисы», «декорации», «эпизод».
Для постановки спектакля мы взяли сказку «Красная шапочка». Для старшего дошкольного возраста эта сказка понятна и проста. Сказка радует и детей и взрослых своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием к слабому. Сказка воспитывает нравственность, ведь через сказку дети впервые прикасаются к пониманию добра и зла, трудолюбия и лености, любви и ненависти и другим нравственным понятиям.
Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из героев, тем самым приближается к культуре своего народа, к нашей системе ценностей, к русскому менталитету. С большим удовольствием дети переодеваются, примеряя костюмы, создавая новый образ!
Это была совместная работа воспитателей, педагога-логопеда и педагога по физической культуре под руководством музыкального руководителя. Родители оказали помощь в подготовке и приняли участие в создании декораций. Немного изменив сценарий, мы ввели новых героев и изменили образ главного героя – серого волка. В нашем спектакле он получил характер доброго героя, в любую минуту готового придти на помощь и создать настроение праздника. Детям это пришлось по вкусу, и они с удовольствием начали разучивать роли. К подбору музыкального оформления пришлось подойти особенно тщательно. Все музыкальные фрагменты, песни и танцы главных героев, помогали детям быстрее вжиться в роль и донести до зрителя характер и настроение своего героя. Заключительный танец «Что такое доброта» еще больше создал настроение праздника, где все герои спектакля стали друзьями.
Репетиции требовали от детей систематичности в работе, трудолюбия, решительности, настойчивости в достижении цели, а это ведет к развитию волевых качеств личности, что является неплохой базой не только для последующего обучения в школе, но и для успешности в дальнейшей жизни.
У ребят в процессе театральной деятельности формируются новые умения и навыки:
• они умеют произносить скороговорки в разном темпе;
• умеют действовать согласованно;
• умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;
• умеют строить простейший диалог;
• знают несколько артикуляционных упражнений;
• умеют произносить фразу с разной интонацией.
Процесс создания сказки настолько увлек детей, что они знают слова других ролей, поют песни из спектакля на прогулке, в свободное от занятий время.
Театральная деятельность в детском саду помогает нам, взрослым, не только воплощать свои идеи, демонстрировать свои таланты, но и оставаться в некотором смысле детьми. А нашим воспитанникам она дарит радость от общения со сказкой, эмоциональное наслаждение и незабываемые впечатления на всю жизнь!
Очень хочется надеяться, что этот опыт поможет нам в будущем, в создании театрального кружка в нашем детском саду. Сказка была показана всем группам нашего детского сада. Дети получили огромное удовольствие и были приятно удивлены, что герои, которых обычно все боятся и не любят, могут иметь такое обаяние и доброе сердце.