Татьяна Чуприна
Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья детей 2–3 лет
▼ Скачать
Система работы по оздоровлению детей в разных видах деятельности
во второй группе раннего развития
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
Здоровье - состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ).
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья детей 2–3 лет» размещена в разделах
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это психолого - педагогические приемы, методы, технологии, которые направлены на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В более узком смысле слова – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов; направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеформирования в ходе образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются :
- Нарушение функции опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения;
- Детские стрессы (нервные расстройства, тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и в семье).
В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
Формы работы с детьми:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- прогулки;
- физкультминутки;
- подвижные игры;
- физкультурные праздники;
- спортивный досуг.
В работе с детьми второй группы раннего развития мы используем разнообразные здоровьесберегающие технологии.
Утро должно начинаться с улыбки. Каждое утро приём начинается с осмотра и измерения температуры.
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, важно следить за настроением детей, ведь гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, обеспечивает оздоровительный эффект. В процессе утренней гимнастики необходимо учитывать правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.
Мы используем различные формы утренней гимнастики:
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– сюжетная гимнастика;
- с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения;
– с использованием элементов ритмической гимнастики, хороводов;
– с использованием элементов корригирующей гимнастики (профилактика плоскостопия).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в группе.
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. Массаж и самомассаж проводим 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
Движение самомассажа:
- потирание ладоней, пока не появиться между ними тепло, как сгусток положительной энергии, и сбрасывание её на лицо мягкими ладонями;
- постукивание кончиком пальца одной руки по фалангам указательного пальца другой;
- шевеление пальчиков (сначала на одной руке, потом на обеих);
- поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью другой руки, а затем – без помощи другой руки.
После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.
Артикулярный массаж - массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Массаж рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек. Этот вид массажа основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
Игровой самомассаж. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от мышц и суставов. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.
В практике нашего детского сада мы проводим мытьё рук с самомассажем.
Пособие «Смешарик» служит для массажа (самомассажа) ладони ребёнка. Для изготовления данного пособия понадобится: мука, воздушные шары, разноцветные нитки мулине, простой карандаш, ножницы небольших размеров, воронка. Берём воздушный шарик, помещаем в него воронку и насыпаем чайной ложкой муку (наполнитель может быть разный, например, крупный горох). Для того, чтобы мука боле плотно находилась в воздушном шарике, необходимо утрамбовать её с помощью простого карандаша. Когда в воздушном шарике будет достаточно муки, завязываем его нитками мулине. Рисуем с помощью цветных маркеров глазки, носик, ротик. И у нас получается «Смешарик» с разноцветными волосами и весёлым личиком.
В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно апробировали метод использования су - джок терапии. Использование су-джокмассажёров, в комплексе с металлическими кольцами способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Дыхательная гимнастика. Мы придерживаемся мнения многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге. Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.
Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:
- дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
- необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
- дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
- выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
- дышать надо носом;
- все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
- привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
- воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.
Закаливающее дыхание укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.
Пальчиковая гимнастика проводится в любой отрезок времени. «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Канк. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковую гимнастику проводим ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Наиболее часто используем в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Салат капустный», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик, где ты был?» и другие. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего, они чувствует ответственность и дорожат тем, что именно ему поручили эту роль. Это является, своего рода, мотивацией детей.
Пальчиковая гимнастика:
- Способствует овладению навыками мелкой моторики;
- Помогает развивать речь ребёнка;
- Повышает работоспособность коры головного мозга;
- Развивает у ребё нка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
- Снимает тревожность.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Главное требование: в играх рукой, её кистью, пальчиками мы одинаково должны заботиться о развитии правой и левой руки.
Гимнастика после сна. Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна мы проводим с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам, что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому нужно улавливать настроение детей, подбадривать тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваем в спокойном темпе, с радостными интонациями.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.
У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.
Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:
- создание оптимальных гигиенических условий;
- проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.
Игры, которые мы проводим в своей группе, направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постановки головы и туловища в положениях «стоя», «сидя» и в движениях.
Система закаливания детей. Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания - выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т. п.) и постепенного повышения его дозировки. В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Требования к проведению закаливания:
1) Учет индивидуальных особенностей ребенка;
2) Положительные реакции ребенка на закаливание;
3) Непрерывность закаливания;
4) Наблюдение медперсонала за ответными реакциями;
5) Согласие родителей.
Здоровьесберегающая среда.
Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.
Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:
1) Уголок двигательной активности детей (уголок по физо). В этом уголке размещаются следующие пособия:
-скакалки,
-мячи,
-обручи,
-массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно,
-пластмассовые гантели и гантели изготовленные из подручного материала,
-массажные шарики,
-ленточки,
-лесенка для лазания и перешагивания,
-дуга для подлезания,
-тренажер для формирования равновесия,
-ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,
-мишень на стене в виде матрешки для попадания мячиком в цель,
-кольцеброс,
-кегли для сбивания мячиком,
-тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания,
-пособия для развития глазомера (на стене).
2) Также в группе имеются пособия:
-для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,
-комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,
-цветные мягкие модули для прыгания, лазания, игр (например, нравится детям модуль «Гусеница», «Божья коровка»).
3) В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье» : «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и другие.
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даё т положительные результаты:
- снижает уровень заболеваемости;
- повышает работоспособность, выносливость;
- развивает психические процессы;
- улучшает зрение;
- формирует двигательные умения и навыки, правильную осанку;
- развивает общую и мелкую моторику;
- повышает речевую активность;
- увеличивает уровень социальной адаптации.
Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии, гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно – гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим дошкольного обучения.
Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.
Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет боле совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.
Хочется подвести итоговую черту словами В. А. Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.