Ирина Васильева
Использование элементов русского народного фольклора в режимных моментах с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка:
Фольклор – благодатнейшая почва для воспитания и развития духовно-нравственных качеств в личности ребенка.
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимает существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Публикация «Использование элементов русского народного фольклора в режимных моментах с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором.
Тип проекта: познавательно – творческий, краткосрочный.
Срок реализации: с 9.11.2021 по 17.11.2021
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Актуальность: С помощью народных песенок, потешек у малышей формируется положительное отношение к режимным моментам : умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Это помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии.
Эта проблема актуальна в раннем возрасте, так как этот период является наиболее сензитивным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Проблема: Не сформирован уровень знаний по народному фольклору и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Цель проекта: Формировать представление о народном искусстве через знакомство с детским фольклором.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей с народным фольклором.
2) Развивать словарный запас детей по данной теме, вызвать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3) Воспитывать интерес к книге, к фольклору.
Продукт проекта: Создание картотеки. Презентация проекта. Создание папки передвижки для родителей «Потешки в помощь маме»
Форма проведения: Работа в режимных моментах, организованной образовательной деятельности педагога с детьми, совместной деятельности педагога с детьми.
Ожидаемые результаты:
-Формирование интереса у детей к народному фольклору.
-Обогащение словарного запаса.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
• Анализ предметной среды группы.
• Сбор информации, материала для реализации проекта.
• Формулирование цели и задач проекта.
• Организация игрового взаимодействия.
2. Основной этап
• Создание предметно-развивающей среды в группе.
• Создание библиотечки для детей
• Выставка народного творчества.
• Чтение и рассматривание иллюстраций
• Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных песенок перед сном.
• Проведение развлечения: Кукольный театр «Теремок»
Реализация проекта:
Число Содержание работы Продуктивная деятельность
9.11.2021 Сбор информации, материала для реализации проекта.
Формулирование цели и задач проекта. Игра «Ладушки-ладушки»
10.11.2021 Создание предметно-развивающей среды в группе.
Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Курочка Ряба».
Исполнение потешек в играх и режимных моментах : «Водичка, водичка», «Это ложка, это чашка».
11.11.2021 Создание библиотечки для детей.
Чтение потешек с показом: «Сорока-белобока», Использование потешки «Люли - люли - люленьки!. Прослушивание колыбельной песенки «Баю-баюшки-баю»
12.11.2021 Оформление картотеки потешек. Занятие «Чистые ладошки», Использование потешек в режимных моментах : «Водичка, водичка», «Это ложка, это чашка» Дидактическая игра «Умоем куклу».
15.11.2021 Оформление папки передвижки «Потешки в помощь маме» Чтение потешки «Чешу, чешу волосыньки, расчесываю косыньку». Использование потешки «Люли - люли - люленьки!. Прослушивание колыбельной песенки «Баю-баюшки-баю», Хороводные игра: «Каравай»
16.11.2021 Оформление выставки народного творчества. Занятие «Коза-дереза к детям в гости пришла». Использование потешек в режимных моментах : «Водичка, водичка», «Это ложка, это чашка».
17.11.2021 Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
Использование потешек в режимных моментах : «Маше ложечка». Проведение развлечения: Кукольный театр «Теремок»
3. Заключительный
• Подведение результатов проекта.
• Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
• Просмотр детьми фольклорного развлечения.
В группе накоплен методический материал по формирование у детей представлений о фольклоре. Проект позволил реализовать цель и задачи, которые мы перед собой ставили.
Список литературы:
1. Аникин В. П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор», 1999.
2. Винникова Г. И. «Занятия с детьми раннего возраста. Познавательное и социальное развитие», «ТЦ СФЕРА», 2015.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы-составители: А. С. Куприна, О. Н. Корепанова, Т. А. Бударина и др., «ТЦ СФЕРА», 2017.
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Авторы: О. Л. Князева, М. Д.
Маханёва.. – М., 2014
5. Науменко Г. М. Детский музыкальный фольклор. – М., 2014
6. Баю-бай: колыбельные песенки: русские народные песенки / худ. Е. Нитыпкина. – М. : Оникс, 2007. – 11 с.
7. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
8. Любимые потешки малышам. – Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2018. – 144 с.
9. https://infourok.ru
10. https://www.maam.r
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека потешек
Картотека «Использование фольклора в режимных моментах»
Доброе утро:
Б. Белова с добрым утром!
Почему, встречаясь утром,
Говорим мы:
«с добрым утром»?
Потому что утром — солнце,
Темной ночи больше нет,
И свободно в окна льётся
Добрый-добрый,
Мирный свет.
С добрым утром, люди,
Взрослые и дети!
Радостно и дружно
Будем жить на свете!
***
«Умывание» :
Эй, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Дружно улыбаемся!
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
***
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Детки умывается,
Солнцу улыбаются!
Утром звери просыпались,
Чисто звери умывались.
Лишь Медведь не умывался,
Неумытым он остался.
Стали мы его купать,
С головою окунать.
Плачет Мишенька: — Простите!
И меня вы отпустите!
Я большой,
Я буду сам —
Умываться по утрам!
***
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
***
«Расчесывание» :
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосинки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
***
«Во время еды»
«Приятного аппетита» :
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу –
Подберет всю кашу!
Это — ложка,
Это — чашка.
В чашке — гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала —
Кашки гречневой не стало!
***
Прискакала к Маше,
Попросила каши.
— Ты не жмурься,
А ложку возьми,
Да себя и меня покорми:
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Маше ложечка,
И мне немножечко!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита!
Приятного аппетита
***
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
***
Жили- были сто ребят,
Все ходили в детский сад,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать –
Начинай считать опять.
***
«Спать пора» :
Баю-баюшки-баю,
Глазкам песенку пою!
Расскажу и сказки –
Закрывайтесь, глазки!
Льется полдень голубой
Над полями, селами…
Отдохнете час-другой –
Станете веселыми!
***
Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.
***
Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
Вас положим на подушки.
Полежите, полежите,
Отдохните и поспите.
***
Баю-баю-баиньки…
В огороде заиньки.
Зайки травоньку едят,
Деткам спатиньки велят.
***
Люли - люли - люленьки!
Люли - люли - люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте
На кровать,
Начинайте
Ворковать.
Люли - люли - люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье.
Спи на здоровье!
При пробуждении детям также помогают потешки:
***
Потягушка, потянись,
Поскорей-скорей проснись
День настал давным-давно
И глядит в твое окно.
***
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Наших деток подними!
***
Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!
***
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
***
При одевании детей на прогулку:
Мы наденем Мишке,
Теплые штанишки,
Мы наденем Мишке
Валенки малышки.
Или:
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Наденем сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки