Людмила Макарова
Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление[/b]
1. Об авторе
2. Из истории потешек
3. Использование потешек в
период адаптации.
4. Использование потешек в
режимных моментах
5. Заключение
6. Информационные источники
Аннотация: данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного
возраста, использующих в период адаптации и в режимных моментах малые формы фольклора.
Людмила Сергеевна Макарова
(22августа 1967 г. р.)
Воспитатель ГБУ НСО СРЦН
г. Татарск
Профессиональные интересы: приоритетным направлением в своей работе
Публикация «Методические рекомендации „Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Режимные моменты в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
считаю: развитие познавательно-речевого интереса детей методом введения элементов русского фольклора.
Квалификация: первая квалификационная категория.
Педагогический стаж: 32 года
Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за
малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребенком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребенком, — все эти покачивания, поглаживания, очень нужны ребенку. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков.
Потешки — короткие стишки (реже песенки, предназначены для развлечения детей и сопровождающие элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания потошки, их содержание разыгрывалось с помощью пальцев, рук, мимики, при этом сами дети вовлекались в игру. Назначение потешки — позабавить, развеселить ребенка, вызвать хорошее эмоциональное состояние. Потешки замечательное изобретение народной педагогики и народного поэтического творчества, основанное на глубоком проникновении в психологию раннего детства. Они забавляют, радуют, организуют поведение малыша, воспитывают положительное отношение к режимным моментам. Эти произведения народного творчества, которые первыми слышит ребенок, я решила применить в своей работе
Цель: Использование произведений русского фольклора как возможность развития познавательно-речевого интереса детей младшего возраста.
Задачи:
- развивать речь детей, вызвать интерес, эмоциональную отзывчивость к объектам и явлениям социального и природного мира;
- развивать у детей умение передавать словaми, действиями, жестaми содержание произведений;
- на основе устного народного творчества воспитывать положительное отношение к режимным моментам.
- использовать элементы русского фольклора с целью установления контакта с ребенком в период адаптации.
Потешка помогает установить первоначальный контакт в период адаптации. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Будем вместе мастерить
Веселиться и дружить
Потешки помогают наладить эмоциональный контакт. В адаптационный период с целью знакомства с ребенком я использую различные потешки.
Например:
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший!
Ванечка – пригожий
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
А вот этот – наш малыш,
А зовут тебя – (имя ребенка)
Находясь в группе целый день, дети устают, бывает, ссорятся, у них может быть плохое настроение. А другие шалят и никак не могут успокоиться. В этих случаях помогает ласковая потешка, она успокоит тех, кто плачет или
шумит.
Например:
Что ты плачешь,
«ы» да «ы»,
Слезы поскорей утри.
Будем мы с тобой играть,
Песни петь и танцевать.
Это что тут за рев?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Вова - ревушка.
Не плачь, не плачь,
Куплю калач
Вовремя прозвучавшая из уст воспитателя потешка способна погасить в ребенке отрицательные эмоции, отвлечься и успокоится. Ребёнок отвлекается от своих переживаний, успокаивается. А в его глазах «загорается» огонёк любопытства: «Что же будет дальше?».
В работе с маленькими детьми учитывая их индивидуальные особенности, я использую игрушки. Например, стараясь вовлечь детей в игру, познакомится с ними беру игрушку и приговариваю:
Скачет зайка маленький
Около завалинки
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
Тук-тук, тук-тук-тук,
Что за странный перестук?
Это пальчики стучат,
Поиграть они хотят —
С (имя ребенка).
Игрушка в сочетании с потешкой помогают мне найти общий язык с детьми нерешительными, плохо идущими на контакт.
Потешка в режимных моментах
С помощью потешек у детей воспитываю положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, ит. д. Потешки использую при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Чтобы вызвать положительные эмоции в процессе умывания и привлечь внимание говорю:
Знаем, знаем да – да – да
Где тут прячется вода.
Открываю кран:
Выходи водица,
Мы пришли умыться.
Зайка начал умываться
Видно в гости он собрался
Вымыл ротик
Вымыл носик
Вытер все
И стало сухо.
Дети с удовольствием осваивают навыки гигиены. Потешка формирует у ребят знания о необходимости проведения водных процедур для их здоровья.
Очень важна правильная организация питания. Создавать положительный
эмоциональный фон во время приёма пищи мне помогают игры с приговорками, например:
«На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?»
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже дети, которые обычно отказываются от еды, начинают, есть с удовольствием. Использую такие потешки:
Пришел кисель,
На залавочке присел,
На залавочке присел,
Поесть Лизе велел.
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда
Не осталось и следа.
Многие малыши не любят пить тёплое молоко, и я всегда читаю потешку:
«Тот, кто пьёт молоко,
Будет бегать далеко!
Тот, кто пьёт молоко,
Будет прыгать высоко!».
«Няня чашку молока Оле налила.
«Мяу;- киска говорит, — вот и я пришла»
Киске в миску отольём, веселее пить вдвоём!»
Потешка помогает мне: кто-то попробует, а кто-то и выпьет чашку полезного молока.
Большинство детей не привыкли и не умеют вытираться салфетками. Потешка помогает мне воспитывать у детей навыки пользования салфеткой во время еды.
«Саша пьёт горячий чай
И сосёт конфетку.
Не облейся невзначай,
Пользуйся салфеткой!»
«Вот как дети держат ложку,
Набирают понемножку.
Платье, скатерть не марай,
Рот салфеткой вытирай».
Зарядка—процесс трудный. Тяжело заставить только что проснувшихся детей, делать зарядку. Приглашая детей на утреннюю зарядку проговариваю:
Каждый день, что мы встречаем,
Мы с зарядки начинаем!
Дружные ребятки
Вышли на зарядку!
При организации зарядки использую не только потешки, но и «веселый бубен». При этом все дети хором напевают:
«Дружные ножки шагают по дорожке»
Зашагали ножки топ, топ, топ.
Прямо по дорожке топ, топ, топ.
Дети очень любят зарядку если я провожу ее в увлекательной форме. Если выучить с детьми текст, то они с удовольствием подхватят его и повторят вслед за мной. Для того, чтобы у ребенка сохранилось эмоционально бодрое настроение от зарядки. Важно в заключительной части поддержать настроение детей.
Утренняя зарядка для детей, создает у ребенка хорошее настроение, дает ему не только оздоровительный, но и позитивный заряд на весь день. Делая по утрам зарядку, я помогаем организму перейти от сонного состояния к бодрствованию.
Не все дети охотно ложатся спать. Этот режимный процесс вызывает много негативных эмоций. Некоторые испытывают чувство тревоги, тоскуя по маме, по дому. Это не редкость в первые дни пребывания ребёнка в группе. Но у меня всегда наготове есть потешки, которые помогают успокоить малыша. Во время подготовки ко сну стараюсь, чтобы обстановка была спокойной, уравновешенной Укладывая детей спать, создаю им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая потешки:
Баю, баюшки, баю
Песню деткам пою.
Все ласточки спят, все касаточки спят
Нашим деткам спать велят
Спят котята на окошке,
Спит собака на дорожке,
Спят козлята на лугу,
Солнце рыжее в стогу,
Спи, Валюшка, ты устала,
Песню я начну сначала.
Чтобы потешка, прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Нужный настрой, положительное отношение ко сну помогают народные потешки:
Баю – баю – бай,
Ты, собачка не лай!
Белолоба не скули,
Мою дочку не буди!»
Идет котик по лавочке,
Ведет киску за лапочку,
Ходят вместе они —
А ты, доченька, усни.
Баю-баюшки-баю,
Люблю ладушку мою.
Люблю ладушку мою
Тихо песенку спою.
Дети с удовольствием засыпают и просыпаются в хорошем настроении.
Девочки младшего возраста не любят расчесываться и заплетать косички. Чтобы этот процесс сделать радостным использую потешки. При причесывании девочек, ласково приговаривать:
Уж я руссу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти коса,
Всему городу краса.
При чтении потешки “Расти, коса” я предлагаю кому-либо из детей показать, как мама бережно, осторожно причесывает. В памяти детей возникает образ мамы. Они копируют ее в своих действиях. Здесь использую игровой момент. Предлагаю детям расчесать и заплести куклу. Сама проговариваю потешку «Расти, коса» с целью заучивания ее детьми.
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочка, слушайся.
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
Таня в зеркало глядит:
Нет вихров – приятный вид.
Потешки детям очень нравятся, и они уже сами с удовольствием рассказывают их друг другу.
Мои воспитанники, даже те, кто был молчалив в первые дни, сейчас проявляют активность и широко используют в своей речи потешки. Напрмер, если кто-то из детей упал или ударился, утешают друг друга: «У собачки не боли, у кошки не боли, и у Артёма заживи».
Всю работу с детьми в период адаптации и режимных моментов с использованием элементов фольклора (потешки) провожу в совместной деятельности. При этом использую самые разнообразные приемы:
- показ слайдов, видеофильмов;
- демонстрация иллюстраций и картин;
- показ и имитация способов действий;
- коллективное чтение;
- заучивание наизусть по ролям с детьми;
- сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры;
- упражнения в проговаривании, звукоподражание.
Считаю, что применение устного народного творчества способствует возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения. Используя потешки в работе с
детьми в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Режимные процессы становятся для детей делом приятным. Дети с удовольствием идут на
контакт, не скучают, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. И уже в общении и играх самостоятельно используют потешки.
Заключение
Таким образом, мой опыт показал, что целенаправленное и систематическое использование потешек в работе с детьми младшего возраста помогает им овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности. Использование потешек в режимных моментах способствует безболезненному приспособлению к новым условиям (адаптация, позволяет формировать положительное отношение к режимным моментам. Потешки создают успокаивающие, отвлекающие и забавляющие ситуации, которые положительно влияют на детей.
Информационные источники
1. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. С. Д. Томилова- Москва: АСТ, 2013.
2. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
3. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до шести лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
4. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып. 1, 1991г.»
5. Полякова Т. В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. - М. : Мозайка - Синтез, 2010.
7. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
8. 4. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей»// Дошкольное воспитание, 1995г. №9
9. Новицкая М. «Фольклорная школа» // Дошкольное воспитание, 1993г. №9.
10. «Фольклор для маленьких». Дошкольное воспитание. 1991г. №2, №4