Волкова Татьяна Павловна
Использование технологий ТРИЗ для развития детского творческого потенциала
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать знание педагогов в области ТРИЗ – педагогике. Способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи. Определять типичные качества творческой личности.
Как нам всем известно одним из основных целевых ориентиров ФГОС ДО является развитие творческих способностей ребенка, а использование ТРИЗ это один из лучших способов развить творческую личность.
Публикация «Использование технологий ТРИЗ для развития детского творческого потенциала» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, основная Генрихом Сауловичем Альтшуллером изобретателем, писателем – фантастом.
Для детей дошкольного возраста в ТРИЗе выделены два раздела:
РТВ – развитие творческого воображения, РТС – развитие творческих способностей. Это самые игровые разделы ТРИЗа. Главная задача ТРИЗ научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Основные методы ТРИЗ :
Метод проб и ошибок
Метод фокальных объектов
Морфологический анализ
Мозговой штурм
Метод контрольных и наводящих вопросов
Синектика
Системный анализ
Метод противоречий
Метод борьбы с психологической инерцией
Оператор РВС
Метод моделирования маленькими человечиками
Выполненный анализ
Ресурсы
Функционально – стоимостный анализ (ФСА)
Методы и приемы технологий ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка НООД. По различным областям:
1. Кружковая работа
2. Праздники
3. Вечера развлечений
4. Физминутка
5. Индивидуальная работа с детьми
6. Работа с родителями
7. Работа с педагогами ДОУ
Что нам дает использование технологии ТРИЗ?
Развитие творческого мышления, развитие логического мышления, развитие воображения, развитие внимания, развитие речи.
Развитие воображения, а тем более творческое важно и необходимо для любого человека, и развивать его нужно с раннего возраста. Воображение психологический процесс заключающиеся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Существует два вида воображений по (Л. Выготскому) :
Воссоздающие – это представление новых объектах в соответствии с их описанием.
Творческая – самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности.
Дети любят фантазировать, мечтать, придумывать что то интересное, необычное. Поощрение творческих проявлений особенно важно в раннем и младшем дошкольном возрасте. В каких образовательных областях можно использовать и применять элементы ТРИЗ :
Познавательное – речевое развитие
Коммуникативно – личностное развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие.
Цель ТРИЗ не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателем инструмент по конкретному, практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
«Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить» (А. Дистервег). В тех случаях, когда взрослые поддерживают искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может принести чудесные плоды в более старшем возрасте. Следует отметить, что развитие воображения ребенка требует особого внимания еще и потому, что в детском творчестве проявляется личность ребенка, его эмоции, чувства, настроение.
ТРИЗ – для дошкольников это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предлагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять протеворечивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, рассказывать перед ними истину, он учит ее находить. При этом педагог использует основные функции ТРИЗ : решение творческих изобретательных задач любой сложности и направленности без переборов вариантов.
Прогнозирование развития технических систем и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых). Развитие качеств творческой личности. С этой целью педагог внедряет принципы построение занятий по ТРИЗ.
Во – первых минимум сообщения информации и максимум рассуждений. Отличная формула организации проблемных ситуаций.
Во – вторых «мозговой штурм».
В третьих системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализировать, причинно – следственных выводов и заключений сделанных самостоятельно, системно – схематической наглядности).
Обязательная активизация творческого воображения. Н. А. Ветлугина отметила, что в творчестве ребенок активно открывает что то новое для себя, а для окружающих – новое о себе.
Очень ярко проявляется творческое воображение в игре. Не секрет что игры наших детей бедны еще от того что у детей недостаточно развито именно творческого воображения. Цель ТРИЗа – сделать так что бы каждому человеку было доступно творчество самого высокого уровня. Воспитать творческую личность может только творческий педагог. Что дает творчество ребенку? Стремление получать новую информацию. Развитие потребности в познавательной деятельности. Дает возможность создать, творить, способствует развитию аналитических способностей, формируется умение развивать и докладывать свою точку зрения.
Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ – педагогике является система творческих заданий. Предлагая дошкольникам эти задания, важно учитывать дидактические принципы А. Гин «Приемы педагогической техники».
Свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность, при этом опираться на основные этапы методики ТРИЗ :
«Поиск сути» - перед детьми встает проблема (вопрос, который необходимо решить.
«Тайна двойного» - выявление противоречий «Хорошо – плохо».
Поговорим о дидактических принципах.
Принцип свободы выбора – в любом обучающем ими действии и управляющем предоставить ребенку право выбора.
Принцип открытости дает возможность работать с открытыми задачами.
Обратная связь - это когда воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций.
Принцип идеальности это когда это когда творческие задания не требуют специального оборудования.
Деятельность включает любое творческое задание в практическую деятельность. Принцип природосообразности обучения позволяет педагогу идти от природы ребенка. Данный принцип предполагает необходимость воспитания ребенка в соответствии с объективными закономерностями.
Игры и упражнения включают: «поиск аналогов» мяч – яблоко, «поиск противоположного объекта» снег – шерсть, «поиск общих признаков» хорошо – плохо.
В этом имеются преимущества методов ТРИЗ, так как активизируется познавательна деятельность детей. На проявление творчества создаются мотивационные установки, созданы условия для развития образовательной стороны речи (обогащение словарного запаса, словами с переносными значениями, синонимами и антонимами, повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами, а так же формируется осознание в построении лексико – грамматических конструкций.
Развивается гибкость аналитико – синтетических операций в мыслительной деятельности. Я работаю воспитателем 8 лет, но когда столкнулась с проблемой того, что мои воспитанники бояться и не уверенны в себе, пасут перед трудностями, я стала искать какой – либо выход из сложной ситуации. ТРИЗ – педагогика открыла мне множество идей. Для начала я познакомилась с 10 заповедями развития творческой личности по Л. Курбатова. Меня осенила идея использования ТРИЗ – педагогики при знакомстве детей со сказкой. Первый год было сложно вовлекать в наш процесс родителей, но когда появились результаты. Родители смогли увидеть положительные стороны ТРИЗ. Они отметили, что у детей обогатился круг представлений, вырос словарный запас, развиваются творческие способности, а главное ТРИЗ помогает формировать диаметрику, логику, способствует преодолению застенчивости, неуверенности, избавляет от страха, дети открыты для радости. Для себя я выделила, что ТРИЗ способствует развитию наглядно – образовательного, причинного, памяти, воображения, воздействует положительно на психические процессы.
Знакомство со сказкой по ТРИЗ – педагогике позволяет детям успешно ориентироваться в общественной жизни, решать нестандартные задачи, развивать воображения, мышление, логику. Только творческий педагог может воспитать творческую личность. ТРИЗ доказывает это.