Лариса Вячеславовна Фомина
Использование техники «квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований
▼ Скачать +Заказ
ТЕМА: «Использование техники «Квиллинг» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований»
Введение
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости её развивать. Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Публикация «Использование техники „квиллинг“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях новых требований» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень её развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Вашему вниманию хочу представить, использование техники «квиллинг» в разных видах деятельности. Десять лет назад в книжном магазине меня заинтересовала книга по «Квиллингу». Я приобрела ее и стала изучать эту технику. Меня это вид бумагокручения очень увлек и в дальнейшем техника «квиллинг» стала моим хобби. Овладев техникой, я решила заинтересовать детей дошкольного возраста.
Цель моей работы : Создание условий для всестороннего интеллектуального, речевого и эстетического развития дошкольников средствами техники «квиллинг».
Реализуя эту цель я решала следующие задачи:
-Познакомила детей со способами скручивания полосок бумаги. Развивала пространственную ориентировку;
-Развивала конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
-Развивала у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям;
-Формировала умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;
-Развивала мелкую моторику рук;
-Совершенствовала объяснительную речь и коммуникативные способности;
-Развивала произвольную регуляцию деятельности;
-Формировала эстетический вкус;
-Воспитывала трудолюбие, вызывала желание доводить начатое дело до конца.
Свою работу я строила на принципах:
-Доступности;
-Последовательности и систематичности;
-Связи с окружающим миром;
-Индивидуализации и дифференцированности;
-Прогнозировании конечного результата.
Использовала методы и приемы :
1. Продуктивный метод (воспроизводящий).
2. Объяснительно-иллюстративный метод (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала и способов действия).
3. Метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).
Свою деятельность я выстроила следующим образом:
Сначала я мотивировала детей на предстоящую деятельность. Приносила свои работы, показывала их детям, объясняла, как эти работы выполняются. И увидела, что дети заинтересовались техникой «квиллинг». Далее организовала кружок «Волшебные завитки», где начала обучать ребят скручиванию бумаги, познакомила детей с формами этой техники. Участниками кружка стали все дети нашей группы. Я разработала программу, перспективный план кружка, конспекты занятий.
Помимо кружковой работы включала элементы техники «квиллинг» в образовательную деятельность с детьми. Например, в математике – закрепляли цифры, изображали лучи, отрезки, геометрические фигуры.
Элементы «квиллинга» использовала в окружающем мире - это изображение животного и растительного мира (цветов, грибов, деревьев, листьев, животных).
В работе по социализации при помощи техники «квиллинг» закрепляли знания о флагах России и Хабаровского края. При обучении грамоте закрепляли образ букв. Вместе с детьми оформляли выставку работ в детском саду.
Кроме этого материалы для самостоятельного использования детьми техники «Квиллинг» я разместила в развивающих центрах группы:
-Центр математики.
-Центр художественного творчества
-Познавательный центр
-Центр конструирования
В группе, я создала предметно пространственную среду, соответствующую Федеральному Государственному Образовательному Стандарту Дошкольного Образования (содержание и насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность) и интересам дошкольников. Периодически изменяю, варьирую, постоянно обогащаю её с ориентацией на поддержание интереса детей, на «зону ближайшего развития», на информативность и индивидуальные возможности и способности детей.
В нашей группе предметно развивающая среда естественная, комфортабельная, уютная, рационально-организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами, позволяющая одновременное включение познавательно-творческой деятельности всех детей группы.
Детскими поделками и творческими работами, выполненными в технике «квиллинг» мы оформляем выставки в детском саду. Изготавливаем подарки к праздникам «День Победы», «Новый год», «День матери», «Международный женский день 8 марта», «День защитника Отечества» и т. д.
Для выявления динамики развития мелкой моторики я провела диагностику. В ходе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности, речевого, интеллектуального и творческого развития детей, результат позволяет говорить о целесообразности проведённой работы.
Обследовано 58 человек, в сентябре 2013 года (старшая группа)
Низкий уровень – 20% (12 детей) Средний уровень – 53% (31 ребёнок)
Высокий уровень – 27% (14 детей).
Диагностика, проведённая в апреле 2015 года (подготовительная группа) и наблюдения за детьми, показали следующие результаты:
Низкий уровень – 0% (0 детей) Средний уровень – 18% (10 детей)
Высокий уровень – 82% (48 ребёнок).
Уровни определения знаний, умений, навыков:
-Низкий уровень
У детей мелкая моторика развита недостаточно. Нарушена координация движений рук, их целенаправленность, точность. Они испытывают трудности при работе с бумагой (скручивание широких и узких полосок, вырезании. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
-Средний уровень
У детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене заданий, при вырезании, работе с бумагой.
-Высокий уровень
У детей мелкая моторика сформированна хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений рук. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.
В результате проведённой работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией «квиллинг» у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:
- знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;
- умение следовать устным инструкциям ;
- умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;
- умение пользоваться технологическими картами и схемами;
- умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;
- умение создавать композиции, выполненные в технике «квиллинг»;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;
- развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
- развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
ВЫВОД:
Использование разнообразных видов художественной деятельности при обучении ребенка творчеству, одним из которых является «квиллинг», способствует развитию его эмоциональной, познавательной и волевой сфер, художественного вкуса. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, память, способствует концентрации внимания и формированию самодисциплины. Развивает конструктивные и творческие способности детей. «Квиллинг» улучшает способность следовать устной инструкции, повышает заинтересованность в конечном результате.
Таким образом, при систематическом использовании техники «квиллинг» в образовательной деятельности и повседневной жизни детей можно отметить, что у ребят в подготовительной группе стала более развита мелкая моторика, которая в дальнейшем поможет ребенку успешно обучаться в школе.