Безрукова Елена Васильевна
«Математическая галактика». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по области познавательного развития / ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическая галактика»
Возраст детей: подготовительная группа 6-7.
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Воспитывать интерес к математике, совершенствовать навыки учебной деятельности
Программное содержание:
Задачи:
Обучающая
1. Способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём прикладывания.
2. Совершенствовать у детей навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке, называть предыдущее, последующее число и соседей числа.
3. Формировать умение выделять лишний предмет из ряда слов, объяснять принцип исключения.
4. Формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков, устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной условной мерки и результатом измерения.
5. Формировать умение называть «чётные» и «нечётные числа»; научить определять чётное число или нечётное.
6. Размещать объекты в заданной позиции на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа. Словесно обозначать месторасположение объектов на плоскости листа и направления пространства.
Развивающая
1. Развивать у детей логическое мышление, через логико-математические задачи – шутки.
2. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, логическое мышление
3. Развивать слуховое и зрительное внимание, воображение.
Воспитательная
воспитывать дружеские взаимоотношения на протяжении всего занятия, желание прийти на помощь.
- Воспитывать желание трудиться;
- Воспитывать доброту и отзывчивость.
Структура НОД и хронометраж (длительность ООД для детей подготовительной группы по СанПиН – 25 минут):
1. Организационный этап - 5 минут.
2. Основной этап - 18 минуты.
3. Организационно-заключительный этап 3 минуты.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная,
Дидактические принципы: принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип доступности и посильности, принцип актуализации знаний воспитанников; принцип связи обучения с жизнью, принцип доступности и посильности (учет возраста детей); принцип сознательного и активного участия воспитанников.
Сюрпризный момент: письмо от звездочета.
Словарная работа: галактика, вселенная, планетотрясение, звездочет, «Числоград», «Звёздная», «Чёт-нечет», «Ориентир»
Методы и приемы:
Словесный: беседы, рассказ, вопрос, объяснение, загадка о звездочете, словесная игра на развитие логического мышления «Назови скорее», физминутка «Ракета», словесная игра «Что лишнее?»
Наглядный материал: письмо, звездочет, пазлы ракеты.
Практический: работа в парах игра «Чет-нечет», использование линейки для измерения отрезков. Выкладывание числового ряда. Размещение объектов в заданной позиции на плоскости листа.
Здоровье сберегающие технологии: физминутки, дыхательная гимнастика.
Материал и оборудование: звезды на каждого ребёнка от 0 до 10. Линейка, картинки на каждого ребенка телескоп и отрезки до звезд. Предметы: Снежинки, Зайцы, Звездочки, Камни-астероиды. Картинка на каждого ребенка. Детали на каждого ребенка – Звездочет. Две ракеты: желтая и красная. Картинки планеты.
Форма проведения: коллективная, индивидуальная.
Предварительная работа: задачи на логическое мышление «Шутки-задачи». Словесная игра «Что лишнее». Отгадывание загадок про космос. Дидактическая игра «Назови соседей числа», «расставь по порядку». Настольная игра «Пазлы». Дидактическая игра на ориентировку на листке «Коврик звездочета».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу (дети вместе с воспитателем становятся в круг).
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
В путешествие пойдем (дети выполняют упражнения в соответствии с текстом - 1 раз).
Воспитатель:
- Ребята, нам пришло письмо. Отгадайте от кого?
Загадка:
Сосчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе. ЗВЕЗДОЧЕТ
Воспитатель: от кого пришло письмо?
Дети: от звездочета
Воспитатель: - Дети, а письмо то не простое, а с просьбой из космоса. Вам интересно, что в нём?
Дети: да
Воспитатель: - Тогда, внимание.
Звездочет: здравствуйте, ребята. Однажды, я смотрел в свой телескоп наблюдая за звездами математической галактикой. И увидел, что на планетах произошло планетотрясение. Помогите ребята, сделать добрые дела - выполнив задания на планетах математической галактики.
Воспитатель: Ребята, что произошло в математической галактике?
Дети: планетотрясение.
Воспитатель: Что необходимо нам выполнить?
Дети: сделать добрые дела -выполнив задания
Воспитатель: А как вы думаете, что такое галактика?
Дети: галактика – это вселенная, где расположены планеты.
Воспитатель: Как вы думаете, кто может жить на планетах математической галактики?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Да, ребята, там живут - числа, геометрические фигуры, задачи, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы бы хотели туда отправиться?
Дети: да
Воспитатель: Для того чтобы помочь Звездочёту в математической галактике нам нужно быть сообразительными, внимательными, быть смекалистыми, и я предлагаю провести мозговой штурм.
Воспитатель: игра «Назови скорее»
Задача № 1. На варежку опустилось 4 снежинки, одна растаяла, сколько снежинок опустилось? - 3
Задача № 2. Сколько ушек у двух мышек? – 4
Задача № 3. На березе выросло 2 – красных яблока и 3 – зеленых. Сколько всего яблок выросло на березе?
Дети: Яблоки на березах не растут.
Задача № 4. Звездочет задумал число. Если от него отнять 2, то останется столько же. Какое число он задумал?
Дети: Звездочёт задумал число 4.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: к числу 2 сложить 2 получится 4.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно и быстро ответили на вопросы, значит, мы смело можем отправляться в путешествие, в математическую галактику на помощь Звездочету.
Воспитатель: на чем мы можем отправиться в путешествие?
Дети: на машине, на мотоцикле, на автобусе.
Воспитатель: всё верно вы сказали, но на чем точно мы с вами отправимся, вы узнаете, когда соберёте из частей деталей картинку. Приглашаю вас подойти к столу и приступить к работе.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Дети: ракета,
Воспитатель: всё верно, получилась ракета.
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захочу,
На такую полечу,
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.
Воспитатель: Станьне удобнее вокруг ракеты. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Начинаем счет до 10
Дети: дети считают до 10, ракета стоит на месте
Воспитатель: Может, мы неправильно считали? Как же нам считать? (наоборот, от большего к меньшему числу). Начинаем обратный отсчёт от 10. Пуск.
(Звучит космическая музыка).
Воспитатель: Пока мы летим, чтобы не было скучно, мы поиграем в игру
«Что лишнее?» и объясните, почему?
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель: - Утро, день, вторник, вечер.
Воспитатель: почему?
Дети: потому что утро, день и вечер это части суток, а вторник день недели.
Воспитатель: - Зима, ноябрь, весна, лето.
Воспитатель: почему?
Дети: зима, весна, лето это время года, а ноябрь это название осеннего месяца
Воспитатель: - Круг, овал, треугольник, пять.
Воспитатель: почему?
Дети: круг, овал, треугольник это геометрические фигуры, а пять это цифра
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как быстро долетели до первой планеты.
И первая планета, на которую мы приземлились, называется «Числоград». Задание 1.
(На доске образец) На доске млечного пути расположены звездочки с числами, как они расположены?
Дети: по порядку, в ряд, друг за другом.
Воспитатель: Но несколько звездочек погасли, и теперь нам нужно зажечь их снова. Расставьте их по порядку и определите, с какими числами погасли звезды.
Дети: выполняют задание
Воспитатель: Катя, назови, с какими числами ты поставила звездочки?
Дети: с числами 4, 2, 6
Воспитатель: Почему?
Дети: потому что не горит звезда с числом 4, с числом 2, с числом 6.
Воспитатель: Саид, назови звездочку предыдущую числа – 4
Дети: число 3
Воспитатель: Настя, назови звездочку, которая больше числа шести на один
Дети: число 7
Воспитатель: Раисат, назови звездочку, которая меньше числа 9 на один
Дети: число 8
Ответы нескольких детей.
Воспитатель: ребята, на планете «Числоград» мы с вами выполнили задания. Какое задание мы там выполнили?
Дети: На первой планете мы с вами составили числовой ряд
Воспитатель: а какое доброе дело мы сделали?
Дети: Мы снова зажгли звезды.
Воспитатель: Следуем дальше.
1,2,3,4,5 – ходьба на месте
В космос мы летим опять – соединить руки над головой
Отрываюсь от земли – подпрыгиваем
Долетаем до луны – руки в сторону, покружиться
На орбите повисим – покачать руками вперед-назад
И опять вперед спешим – ходьба на месте.
Воспитатель: вторая планета называется «Звездная» (Линейка)
Задание 2.
Воспитатель: Ребята на этой планете нам необходимо измерить расстояние от телескопа до звезд и определить, какое расстояние.
Воспитатель: Возьмите линейку. Линейка - это точный инструмент измерения меры длинны.
(Дети измеряют линейкой расстояние)
Воспитатель: Как вы думаете, как правильно измерить расстояние от телескопа до звезд?
Дети: приложить линейку, совместить цифру 0 на линейке с началом отрезка.
Воспитатель: Чтоб правильно прикладывать линейку, нужно совместить цифру 0 на линейке с началом отрезка. Прикладывайте линейку к первому отрезку от телескопа до звезды. Теперь переместите линейку чуть ниже отрезка. Ни в коем случае не уклоняйтесь в сторону, иначе измерение будет неправильным.
Воспитатель: Женя, сколько сантиметров расстояние от телескопа до первой звездочки?
Дети: от телескопа до первой звездочки 6 сантиметров.
Отрезок заканчивается на цифре 6. Это значит, что этот отрезок 6 сантиметров. Самостоятельно измерьте длину до второй звездочки.
Воспитатель: Сейчас мы измерим расстояние от телескопа до звезды у второго. Магомед, сколько сантиметров расстояние у второго отрезка?
Дети: второй отрезок 3 сантиметра.
Воспитатель: Что мы с вами делали на «Звездной» планете?
Дети: Сравнивали расстояние между телескопом и каждой звездой.
Воспитатель: Какое доброе дело мы совершили?
Дети: Помогли Звездочету отмерить расстояние от телескопа до звезды.
Воспитатель: - Задание на этой планете выполнено. Отправляемся дальше:
1,2,3,4,5 – ходьба на месте
В космос мы летим опять – соединить руки над головой
Отрываюсь от земли – подпрыгиваем
Долетаем до луны – руки в сторону, покружиться
На орбите повисим – покачать руками вперед-назад
И опять вперед спешим – ходьба на месте.
Воспитатель: мы приземлились на новую планету под названием «Чет - нечет»
Задание 3
Воспитатель: Перед вами числовой ряд от наименьшего числа до большого числа. В числовом ряду есть числа четные, а есть не четные. Мы сейчас с вами определим, какое число четное, а какое число нечетное.
Воспитатель: Сколько у меня в руке метеоритов?
Дети: один метеорит
Воспитатель: Какое число будет обозначать один метеорит?
Дети: Число один
Воспитатель: Катя, мы с тобой один метеорит сможем разделить на двоих тебе и мне?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что он один, а нас двое.
Воспитатель: Значит, число 1 будет нечетное. Потому что мы с тобой не смогли разделить метеорит.
Воспитатель: А теперь попробуем разделить варежки.
Воспитатель: Сколько у меня варежек?
Дети: 2 варежки.
Воспитатель: Милана, какое число будет обозначать 2 варежки?
Дети: Число 2
Воспитатель: сможем мы с тобой разделить эти варежки на двоих?
Дети: Да
Воспитатель: как мы можем это сделать?
Дети: одну варежку отдать, а вторую оставить себе.
Воспитатель: Смогли мы поделить 2 варежки
Дети: да
Воспитатель: значит, число 2 будет четное число, потому что мы смогли разделить варежки.
Воспитатель: а сейчас ребята попробуйте сами разделить те предметы, которые у вас лежат на столе в тарелочках.
Снежинки четные- 1 пара
Зайцы нечетные – 2 пара
Звездочки четные – 3 пары
Воспитатель: Катя и Саид выходите к столу. На нем лежат звезды. Посчитайте сколько их?
Дети: 6 звезд.
Воспитатель: Как бы вы разделили их между собой?
Дети: ответ.
Воспитатель: получилось у вас разделить между собой звездочки?
Дети: да
Воспитатель: по сколько звездочек у каждого?
Дети: по 3
Воспитатель: как вы думаете, число 6 будет четное или нечетное?
Дети: отвечают у стола.
Воспитатель: Ребята обратите внимание, что нечетные и четные числа чередуются в числовом ряду. (Проговариваю сама)
Воспитатель: ребята, на планете «Чёт-нечёт» что мы с вами сделали?
Дети: определили четные и нечетные числа. Делили между собой предметы.
Воспитатель: чем обозначали предметы?
Дети: числами
Воспитатель: Задание на этой планете выполнено. Отправляемся дальше:
Физминутка.
1,2,3,4,5 – ходьба на месте
В космос мы летим опять – соединить руки над головой
Отрываюсь от земли – подпрыгиваем
Долетаем до луны – руки в сторону, покружиться
На орбите повисим – покачать руками вперед-назад
И опять вперед спешим – ходьба на месте.
Воспитатель: Вот мы и приземлились на планету «Ориентир»
Задание 4
Воспитатель: Звездочет хочет отправиться в путешествие на ракете, но совершенно не умеет ориентироваться в пространстве, не знает, где у него левая сторона, а где правая. Что же делать?
Дети: мы можем помочь звездочету в ориентировке. Рассказать где правая сторона и левая.
Воспитатель: обратите внимание у вас на столах листы и картинки, я буду читать рассказ, а ваша задача правильно расположить звездочета на листке.
Игра на ориентировку в пространстве «Путешествие звездочета»
Воспитатель: Путешествие звездочета началось с правого нижнего угла. Воспитатель: куда нужно поставить Звездочета?
Дети: Звездочет стоит в нижнем в правом углу.
Воспитатель: И вот однажды Звездочёт захотел путешествовать на ракете. Где стоит ракета?
Дети: в левом нижнем углу.
Воспитатель: Правильно, в левом нижнем углу.
Воспитатель: Звездочет сел на ракету. Летит Звездочет на ракете и видит солнце. Где Звездочет увидел солнце?
Дети: в правом верхнем углу
Воспитатель: Долго Звездочет путешествовал, и солнце стало его пригревать. Решил он прилететь на звезду. Куда прилетел Звездочёт на ракете?
Дети: за звездочку.
Воспитатель: отдохнув от солнечных лучей, Звездочёт отправился домой. Где расположен дом Звездочёта?
Дети: в центре
Воспитатель: где оказался звездочет?
Дети: В центре в домике.
Воспитатель: Что мы с вами выполняли на планете под названием «Ориентир»?
Дети: как правильно ориентироваться.
Воспитатель: Какое доброе дело мы совершили?
Дети: Помогли Звездочету отправиться в путешествие.
Воспитатель: молодцы, ребята, ну а теперь нам пора возвращаться снова в группу.
Воспитатель: Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам,
На какую захочу,
На такую полечу,
Но в игре один секрет
Опоздавшим места нет.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, на каких планетах мы с вами делали добрые дела - заданий?
Дети: «Числоград», «Звездная», «Чёт-нечёт», «Ориентир».
Воспитатель: Ребята перед вами две ракеты желтая и красная, возьмите магниты. На красную ракету вы прикрепляете магниты, если вам занятие не понравилось, а на желтую ракету вы прикрепляете магниты, если вам все понравилось и было легко.
Воспитатель: прежде чем прикрепить магниты на ракеты, хорошо подумайте.
Воспитатель подводит результат…. На следующем занятии мы с вами закрепим задания, которые вам было трудно выполнять.