Папки-передвижки

Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста

Юля Михеева
Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Михеева Юлия Викторовна

Воспитатель

МКДОУ Детский сад № 43

Студентка 5 курса специальности ДПП

Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема

Аннотация

В настоящее время существует проблема несформированности экологического сознания. Для решения данной проблемы по ФГОС на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение. Такое обучение направленно на формирование у детей дошкольного возраста интереса и любознательности. Мы педагоги, ставим перед собой задачу развивать творческую личность, а так как дети прирожденные исследователи, у них неутолимая жажда новых впечатлений, проявляется в процессе опытно-исследовательской деятельности. В статье ставится задача рассмотреть психолого-педагогические особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста, раскрыть задачи и опыт работы.

Публикация «Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольник, любознательность, экспериментирование, поисковая деятельность, опыт, педагог.

Use of experiences in ekologo-pedagogical work with children of preschool age

Mikheyeva Yulia Viktorovna

Tutor

MKDOU Kindergarten No. 43

Student of the 5th course of specialty DPP

Priamursky state university of Sholem Aleichem

Summary

Now there is a problem of not formation of ecological consciousness. For the solution of this problem on FGOS traditional education is succeeded by productive training. Such training is directed on formation at children of preschool age of interest and inquisitiveness. We are teachers, we set the task to develop the creative person and as children born researchers, they have an unquenchable thirst of new impressions, is shown in the course of skilled and research activity. In article the task to consider psychology and pedagogical features of ecological education of children of preschool age, to open tasks and experience is set.

Keywords : preschool child, inquisitiveness, experimenting, search activity, experience, teacher.

«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

Мир природы уникален. Это мир запахов, звуков, тайн и загадок, он принуждает ребенка слушать, думать, смотреть, осязать. Формирование экологической культуры у дошкольников достигается в ходе непосредственного взаимодействия с объектом изучения: ребенок чувствует и познает природу, уникальность живого на примере самой природы - тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение [1, с. 53].

Задача педагога поисковую деятельность не прерывать, а напротив энергично помогать. Еще в раннем детстве пробуждается маленький исследователь. «Ему интересно все пощупать, подражать, повторять свои действия, узнавать новое» [3].

Эти действия просты, но ребенок уже бесцельно экспериментирует с предметами, в ходе которого он познает мир.

Средний возраст дошкольника - это период роста и развития организма. Выготский Л. С. отмечает, что к 5 годам происходит «интеллектуализация чувств» ребенок понимает, умеет объяснить собственные переживания и эмоциональные состояния другого человека [2, с. 26].

Дошкольник 5 лет уже ставит себе цели, создает и воплощает определенный замысел. Повышает интерес к устройству вещей, о свойствах предметов.

У старшего дошкольника исследовательская деятельность выражается в естественной форме экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов «Как?», «Зачем?», «Почему?». А. Н. Поддьяков утверждает, что экспериментирование это основной вид ориентировочно-исследовательской деятельности. Чем различнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем стремительно и полноценнее он развивается [4, с. 14].

Дошкольный возраст - это «островок» познавательно-исследовательской деятельности в процессе, которой дети приобретают возможность удовлетворить свою любознательность.

Поддьяков А. Н. считает, что любознательность стимулирует ребенка к экспериментированию, исследовательской деятельности, с вопросами обращаться к взрослым. Первые вопросы связаны с желанием наметить окружающий его мир. Такие вопросы нельзя пропускать, так как они свидетельствуют о пытливости ума, у ребенка появляется желание познавать [4].

Для формирования поисковой деятельности необходима развивающая среда, взаимодействие детей, родителей и дошкольного учреждения, организация опытно-исследовательской деятельности.

Активизируются все виды активности у ребенка через развивающую среду. Ребенок взаимодействует с природой через весь педагогический процесс на занятиях, в повседневной жизни.

Многие педагоги говорят, что ребенок узнает объект в ходе практической деятельности идет обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, за счет двигательной активности укрепляется здоровье, развиваются творческие способности, умственные операции, позитивное влияние на эмоциональную сферу.

Проблема в том, что существует общественное значение экологического воспитания, но не достаточно разработано методов и приемов по использованию опытов в детском саду, нет материальной базы.

Задача дошкольного учреждения поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, опытам, а так же создание условий. В работах А. Н. Поддъякова, С. Н. Николаевой, Ф. А. Сохина имеются рекомендации по методике проведения занятий с применением экспериментирования. Эти авторы рекомендуют проводить опыты в доступной манере, чтобы ребенок мог повторить его, ответить на вопросы по результату опыта.

На сегодняшний день отмечается интерес детей к опытам, есть затруднения, как приобщать к такому виду деятельности родителей. Задача педагога в доступной форме объяснить родителям, зачем это нужно ребенку. Ведь главная цель экологического воспитания формирование хорошего отношения ребенка к природе его окружающей, к людям и себе, как к неотъемлемой части природы. Вот поэтому наш детский сад уделяет значительное внимание экологическому воспитанию.

Наш детский сад окружает природа, что дает воспитателям организовать регулярные наблюдения, а затем проводить опыты, эксперименты: с песком, водой, воздухом, растениями. В группе имеется уголок экспериментирования, в него входит уголок опытов «Любознайка», мини-огород. На огороде мы выращиваем лук, петрушку, рассаду цветов. Детям очень нравиться быть дежурным по огороду. Делаем, а потом заполняем календарь роста растений. На территории детского сада есть экологическая тропа, где посажены: черная смородина, яблоня, груша. Детям приятно наблюдать за цветущим садом. Все, что дети выращивают на огороде своими руками, используется для приготовления блюд в детском саду. Также используются детские исследовательские эксперименты на непосредственно-образовательной деятельности. Большое значение уделяется работе с родителями : консультации, пополнение групповой коллекции, приобретение материалов для уголка «Любознайка», фотографии для копилки «Домашние опыты». В ходе нашей работы ставим перед собой задачи:

o Углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;

o Развивать познавательный интерес к природе, мышление, речь, память, математические умения, умение формулировать выводы, содействовать развитию понимания точной картины мира;

o Воспитывать умение слушать взрослого, аккуратность, терпение, бережное отношение ко всему живому.

Эти задачи успешно реализовываются.

Библиографический список:

1. Акимова Т. А. Экология : Учебник/ Т. А. Акимова. - М. : Академия, 2007 -

453 с;

3. Павлова Л. Н. Волосова Е. Б. Пилюгина Э. Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М. : Мозайка-Синтез, 2000. - 152с. https://mybook.ru/author/e-g-pilyugina/rannee-detstvo-poznavatelnoe-razvitie-1-3-goda-met/reader/;

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2007. - 197с. ;

4. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. // Вопросы психологии. - 1996, №4, https://www.voppsy.ru/issues/1996/964/964014.htm.

Публикации по теме:

Использование интегрированных занятий в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения Бурякова О. Ф. – учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида.

Использование народного искусства в педагогической работе с детьмиИспользование народного искусства в педагогической работе с детьми Одним из важных условий эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности, является использование народного искусства в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 30 апреля 2015 в 07:16
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юля Михеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД