Людмила Басова
Консультация для педагогов «Значение нравственно-трудового воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Значение нравственно – трудового воспитания дошкольников
Труд становится великим воспитате
лем, когда он входит в жизнь наших
воспитанников, дает радость дружбы
и товарищества, развивает пытли-
вость и любознательность, рождает
новую красоту в окружающем мире,
пробуждает первое гражднское чувст-
во – чувство созидателя материальных
благ, без которых невозможна жизнь
человека.
В. А Сухомлинский
Среди воспитательно- образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно – трудового воспитания всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что в последствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности одна из центральных задач трудового воспитания детей. Детский сад является первым вне семейным воспитательным механизмом, в рамках которого реализуется нравственно-трудовое воспитание детей.
Процесс трудового воспитания в детском саду помогает ребенку не только усвоить основные моральные принципы, понять важность труда, но и получить определенные трудовые навыки, а также опробовать их в реальной жизни. Активные упражнения в положительных поступках и действиях в совместной трудовой деятельности способствуют развитию нравственных чувств и закреплению нравственных привычек. Особенностью процесса нравственно-трудового воспитания в детском саду является чувство коллективизма. В саду ребенок является частью коллектива, а также приобретает навыки работы в команде, распределения обязанностей, постигает важность таких принципов, как взаимопомощь и выручка.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Еще одним из способов заинтересовать детей трудом является рассказ о профессиях их родителей, родственников, знакомых, сотрудников детского сада. Также, стоит поиграть в сюжетно-ролевые игры, рассказать об орудиях труда, используемых в различных профессиях, рассказать о том, какую пользу приносит каждый труд. То есть заинтересовать детей, и привить им желание стать профессионалами в выбранном деле. Необходимо помнить, что воспитывать трудолюбие только словами невозможно. Педагог должен и сам, не оставаясь в стороне, трудиться вместе с детьми, тем самым, формируя мотивацию и положительное отношение к труду. Иногда ошибочно считают, что если дети участвуют в трудовой деятельности, то само по себе уже происходит нравственное воспитание. Выявляя состояние трудового воспитания в дошкольных учреждениях, специалисты постоянно сталкиваются с фактами, когда труд организуется, дети систематически принимают участие в разных его видах, имеют навыки трудовой деятельности, однако приобретение предполагаемых нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков, необходимых для той или иной деятельности, еще недостаточно для воспитания трудолюбия, формирования эмоционально-положительного отношения к труду. Нужны какие-то дополнительные условия. Вместе с тем приобретение трудовых умений и навыков составляет важную и необходимую основу нравственно-трудового воспитания детей. Задачи нравственного воспитания в труде имеют свою специфику. Их решение связано с формированием у ребенка таких качеств, которые характеризуют его отношение к труду и всему, что с этим связано: аккуратность, бережное отношение к вещам, взаимопомощь, дружелюбие и др. Эти качества не могут быть сформированы без специального педагогического руководства. Формирование их связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка, на включение в методику руководства таких средств и приемов, которые вызывали бы желание охотно принимать поставленную цель и достичь ее, заставляли бы испытывать радость от самого процесса труда. Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия. Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения. Для того чтобы труд стал средством нравственного воспитания, уже в дошкольном возрасте следует, наряду с привитием трудовых навыков, направлять усилия ребенка на общественно полезную работу, в которой рождается удовлетворение своей деятельностью для других, понимание своей связи со всеми. В труде формируются дружеские взаимоотношения: доброжелательность, умение уступить, оказать услугу, предложить помощь. Зарождаются деловые взаимоотношения, для которых характерно умение распределять и планировать общую работу, стремление самому доводить дело до конца и ждать того же от других, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Работа по нравственно – трудовому воспитанию становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками в формировании личности ребёнка, для этого должна быть тесная взаимосвязь с ними. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству, включать в педагогический процесс трудового воспитания потешки, пословицы, поговорки, заклички,сказки. загадки, песни, народные приметы и пр. Пословицы и поговорки – жемчужины народной мудрости. В них особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Прочитав, начало пословицы, можно предложить детям сформулировать ее окончание. Кто любит трудиться (тому без дела не сидится.) Труд кормит (а лень портит). Какой мастер (такова и работа).
Значение нравственно-трудового воспитания заключается в том, что оно способствует формированию нравственных основ личности ребёнка и волевых качеств.
Некоторые преимущества такого воспитания:
• Развитие волевых черт. Трудовая деятельность влияет на развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения.
• Формирование дружеских взаимоотношений. Они характеризуются проявлением доброжелательности, умением уступить, оказать услугу, предложить помощь.
• Усвоение нравственных норм. В трудовой деятельности дети усваивают нравственные нормы поведения и видят жизненную необходимость таких норм, как оказание помощи друг другу, бережное отношение к результатам своего труда и труда товарищей.
Список литературы:
1. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание дошкольников. – М, 2005.
2. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
3. Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. - М,1987.