Елена Скоробогатько
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО.
«Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное. Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». Сухомлинский В. А.
Публикация «„Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях требований ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.
Основные задачи патриотического воспитания в детском саду :
- формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа
Патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Сегодня как никогда становится ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Невозможно говорить о воспитании любви к родному краю без сообщения детям определенных знаний о нем.
Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с задачами гуманного воспитания, а также с учетом умственных возможностей дошкольников; принимаются во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для дальнейшего умственного развития; детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что "мы должны вооружить ребят знаниями, давать им больше методов изучения окружающего", "давать детям умение отображать и практически действовать".
Дошкольное учреждение – центр, обеспечивающий социально - воспитательную политику, основу которой составляет совместная работа с семьей и воспитанниками по различным вопросам. Одной из главных проблем современного образования является то, что в процессе воспитания утрачена историческая преемственность поколений. Сегодняшние дети лишаются возможности брать пример с людей старшего поколения, относятся к ним с «насмешкой» и неуважением. Самым слабым звеном в воспитании нравственно – патриотической личности является современная семья.
Детский сад должен помочь родителям осознать, что именно в семье нужно сохранять память о старшем поколении, передавать русские традиции, ценности, созданные предками, исторические материалы. В настоящее время работа по данному направлению важна и требует большого терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными, и в большинстве случаев вызывают лишь раздражение.
В процессе взаимодействия с семьёй необходимо повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания дошкольников. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.
Маленькие дети очень любознательны, отзывчивы и восприимчивы к материалу. Они с легкостью откликаются на все просьбы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности. Яркие моменты и впечатления о семье, окружающей природе, об истории своего края, о Родине, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют такие черты характера, которые помогут ребенку стать патриотом с большой буквы.
Одним из главных факторов формирования патриотического сознания маленького ребенка является ненавязчивое, в форме игры, ознакомление его с историей своего края,его традициями,праздниками.