Людмила Гоголева
Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема актуальная и важная. Одной из форм работы над выразительностью речи детей является использование детской художественной литературы, в частности, заучивание детских стихов. Заучивание стихов развивает у детей память, мышление, образное представление, внимание.
Выразительное чтение и заучивание детских стихов В. Степанова помогает нашим дошколятам, например, лучше запомнить дни недели.
1-ый – понедельник,
Зайка – рукодельник.
За ним приходит вторник,
Соловей – задорник.
За вторником – среда,
Лисичкина еда.
За средой – четверг,
Волк глазами сверк!
Публикация «Мастер-класс „Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста“» размещена в разделах
За четвергом к нам пятница
Колобком прикатится.
За пятницей суббота
Баня у енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
Время суток легче запоминается при чтении таких стихов:
Утро
Над рекой заря встаёт,
На дворе петух поёт.
Умываются котята,
Просыпаются ребята.
День
Солнце в небе высоко,
До заката далеко.
Зёрна в норку тащит мышь.
Учит азбуку малыш.
Вечер
Солнце красное зашло.
Белка прячется в дупло.
Дрёма в гости к нам идёт,
Сказку он с собой ведёт.
Ночь
В небе звёздочки горят,
Птицы спят, и рыбки спят.
Спят цветы в саду на грядках,
Ну а мы – в своих кроватках.
Времена года, их последовательность в стихотворной форме,
С красочными иллюстрациями быстрей запоминаются детьми. Дети из стихов узнают приметы приближающейся весны, лета, осени, зимы.
Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой – второй – весна,
Говорят: «Весна – красна».
Третьим – лето всё в цветах
И с малиной на кустах,
А четвёртой осень…
Лес наряд свой сбросил.
Стихи помогают при знакомстве детей с месяцами. В данный момент учим стихи о зимних месяцах, их последовательность.
Декабрь.
Стынут ветви у берёз,
По ночам трещит мороз.
Ну а мишке – всё равно:
Он в берлоге спит давно.
Январь.
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки –
Тихо, холодно, бело…
Февраль.
Ходит грозный вьюговей
В снежной шапке до бровей,
Даже волк, разбойник волк,
Испугался и примолк.
Знакомству детей со словами-действиями тоже помогают стихи. Например, из стихотворения «Кто что делает», дети узнают о профессиях.
Художник кисть и краски взял
И солнышко нарисовал.
Взял каменщик кирпич потом
И выложил красивый дом.
Чтоб дождь тот дом не промочил
Нам крышу кровельщик покрыл.
В этом стихотворении показаны и плотник, и кузнец, и маляр, каменщик, кровельщик. У детей складывается картина о том, как строят дома.
Использование стихотворений на определённую тему при наблюдениях и рассматриваниях помогает усилить впечатления от прогулок. Стихи о природе позволяют прогулку сделать более эмоциональной, направить наблюдения в нужное русло. Например, при наблюдениях за снегом:
Снег просыпала зима
На деревья, на дома.
Снег искристый,
Снег пушистый –
На дворе бело и чисто. (А. В. Лайко)
Про то, как зима кончается и приходит начало весны написал поэт Ю. Орлов в своём стихотворении «Зимние слёзки»
Зима скудеет серебром,
Знать оттого ей и обидно,
И снеговик с пустым ведром
Забыт – его почти не видно.
Уж по раздолью всему
Весёлый луч, как зайчик, скачет,
Все улыбаются ему,
И лишь зима тихонько плачет.
Уже самим названием автор очеловечивает зиму, сравнивает её настроение с эмоциями и чувствами человека. Как маленькая девочка, зима может печалиться, обижаться, плакать.
Дети любят делать зарядку, особенно в стихах, например, по сказкам В. Сутеева:
На спортивную площадку
Приглашаются мышатки.
Эй, мышата, улыбнитесь,
Вправо-влево поклонитесь.
До чего ж капризна кошка,
Рассердилась вдруг немножко:
Спинку выгнула дугой
И шипит на нас с тобой.
Очень много стихов о дружбе, правилах поведения. Я их применяю в работе с детьми. Например:
Нельзя шуметь, нельзя толкаться,
Нельзя шептаться и смеяться,
Потому что у нас тихий час.
***
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно
Мы едим всегда красиво,
После скажем вам «Спасибо».
О проблеме детского аппетита хорошо написал Ю. В. Орлов в стихотворении «Вовкины уловки». Дети, слушая это стихотворение, анализируют слова и поступки литературного героя, оценивают их.
Стынет каша? Нет проблемы-
Превосходный завтрак-
Завтрак я, конечно, съем,
Только лучше – завтра.
Я не знаю слова «нет»,
И за супом следом
Съем хоть тысячу котлет,
Но не за обедом.
Что на ужин – винегрет?
А зачем он, ужин?
Съел я дюжину конфет-
Разве это хуже?
Большую помощь оказывают мне, как педагогу, стихи на занятиях по математике: при счёте, запоминании цифр, при знакомстве с геометрическими формами и т. д.
Я считаю использование стихов в своей педагогической работе, очень интересно, познавательно и увлекательно. Например, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - стихотворение на все времена. Мы с детьми читаем его несколько раз, рассматриваем иллюстрации, беседуем по содержанию. На основе этого произведения мы с ребятами придумали эти схемы. Сейчас я с вами, уважаемые педагоги, поиграю в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Перед вами на фланелеграфе две картинки. На одной изображено солнышко, а на другой-«сердитая тучка». На столе разложены схемы, изображающие плохие и хорошие поступки. Как вы думаете, какие схемы и куда мы должны поставить (выходят 2-3 педагога, находят схему, дают объяснение)
Родителям моей группы я рекомендую с детьми ещё раз прочитать это стихотворение, обсудить содержание и придумать схемы или рисунки о плохих и хороших поступках.
Мне хочется, чтобы каждое стихотворение чему-то научило ребёнка, раскрыло перед ним в самой простой, краткой, доступной форме-форме стиха – не только красоту слова, образа, но и научило его вдумчиво относиться к содержанию, заставляло думать, размышлять, было познавательным. Конечно, ребёнок один этого сделать не может. Этому его должны научить взрослые: родители и воспитатели.