Папки-передвижки

Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста»

Людмила Гоголева
Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема актуальная и важная. Одной из форм работы над выразительностью речи детей является использование детской художественной литературы, в частности, заучивание детских стихов. Заучивание стихов развивает у детей память, мышление, образное представление, внимание.

Выразительное чтение и заучивание детских стихов В. Степанова помогает нашим дошколятам, например, лучше запомнить дни недели.

1-ый – понедельник,

Зайка – рукодельник.

За ним приходит вторник,

Соловей – задорник.

За вторником – среда,

Лисичкина еда.

За средой – четверг,

Волк глазами сверк!

Публикация «Мастер-класс „Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста“» размещена в разделах

За четвергом к нам пятница

Колобком прикатится.

За пятницей суббота

Баня у енота.

За субботой – воскресенье,

Целый день у нас веселье.

Время суток легче запоминается при чтении таких стихов:

Утро

Над рекой заря встаёт,

На дворе петух поёт.

Умываются котята,

Просыпаются ребята.

День

Солнце в небе высоко,

До заката далеко.

Зёрна в норку тащит мышь.

Учит азбуку малыш.

Вечер

Солнце красное зашло.

Белка прячется в дупло.

Дрёма в гости к нам идёт,

Сказку он с собой ведёт.

Ночь

В небе звёздочки горят,

Птицы спят, и рыбки спят.

Спят цветы в саду на грядках,

Ну а мы – в своих кроватках.

Времена года, их последовательность в стихотворной форме,

С красочными иллюстрациями быстрей запоминаются детьми. Дети из стихов узнают приметы приближающейся весны, лета, осени, зимы.

Первой к нам зима идёт,

Новый год она ведёт.

За зимой – второй – весна,

Говорят: «Весна – красна».

Третьим – лето всё в цветах

И с малиной на кустах,

А четвёртой осень…

Лес наряд свой сбросил.

Стихи помогают при знакомстве детей с месяцами. В данный момент учим стихи о зимних месяцах, их последовательность.

Декабрь.

Стынут ветви у берёз,

По ночам трещит мороз.

Ну а мишке – всё равно:

Он в берлоге спит давно.

Январь.

Замело в лесу пригорки

И овражки замело.

Зайка выскочил из норки –

Тихо, холодно, бело…

Февраль.

Ходит грозный вьюговей

В снежной шапке до бровей,

Даже волк, разбойник волк,

Испугался и примолк.

Знакомству детей со словами-действиями тоже помогают стихи. Например, из стихотворения «Кто что делает», дети узнают о профессиях.

Художник кисть и краски взял

И солнышко нарисовал.

Взял каменщик кирпич потом

И выложил красивый дом.

Чтоб дождь тот дом не промочил

Нам крышу кровельщик покрыл.

В этом стихотворении показаны и плотник, и кузнец, и маляр, каменщик, кровельщик. У детей складывается картина о том, как строят дома.

Использование стихотворений на определённую тему при наблюдениях и рассматриваниях помогает усилить впечатления от прогулок. Стихи о природе позволяют прогулку сделать более эмоциональной, направить наблюдения в нужное русло. Например, при наблюдениях за снегом:

Снег просыпала зима

На деревья, на дома.

Снег искристый,

Снег пушистый –

На дворе бело и чисто. (А. В. Лайко)

Про то, как зима кончается и приходит начало весны написал поэт Ю. Орлов в своём стихотворении «Зимние слёзки»

Зима скудеет серебром,

Знать оттого ей и обидно,

И снеговик с пустым ведром

Забыт – его почти не видно.

Уж по раздолью всему

Весёлый луч, как зайчик, скачет,

Все улыбаются ему,

И лишь зима тихонько плачет.

Уже самим названием автор очеловечивает зиму, сравнивает её настроение с эмоциями и чувствами человека. Как маленькая девочка, зима может печалиться, обижаться, плакать.

Дети любят делать зарядку, особенно в стихах, например, по сказкам В. Сутеева:

На спортивную площадку

Приглашаются мышатки.

Эй, мышата, улыбнитесь,

Вправо-влево поклонитесь.

До чего ж капризна кошка,

Рассердилась вдруг немножко:

Спинку выгнула дугой

И шипит на нас с тобой.

Очень много стихов о дружбе, правилах поведения. Я их применяю в работе с детьми. Например:

Нельзя шуметь, нельзя толкаться,

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому что у нас тихий час.

***

На того, кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно

Мы едим всегда красиво,

После скажем вам «Спасибо».

О проблеме детского аппетита хорошо написал Ю. В. Орлов в стихотворении «Вовкины уловки». Дети, слушая это стихотворение, анализируют слова и поступки литературного героя, оценивают их.

Стынет каша? Нет проблемы-

Превосходный завтрак-

Завтрак я, конечно, съем,

Только лучше – завтра.

Я не знаю слова «нет»,

И за супом следом

Съем хоть тысячу котлет,

Но не за обедом.

Что на ужин – винегрет?

А зачем он, ужин?

Съел я дюжину конфет-

Разве это хуже?

Большую помощь оказывают мне, как педагогу, стихи на занятиях по математике: при счёте, запоминании цифр, при знакомстве с геометрическими формами и т. д.

Я считаю использование стихов в своей педагогической работе, очень интересно, познавательно и увлекательно. Например, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» - стихотворение на все времена. Мы с детьми читаем его несколько раз, рассматриваем иллюстрации, беседуем по содержанию. На основе этого произведения мы с ребятами придумали эти схемы. Сейчас я с вами, уважаемые педагоги, поиграю в игру «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Перед вами на фланелеграфе две картинки. На одной изображено солнышко, а на другой-«сердитая тучка». На столе разложены схемы, изображающие плохие и хорошие поступки. Как вы думаете, какие схемы и куда мы должны поставить (выходят 2-3 педагога, находят схему, дают объяснение)

Родителям моей группы я рекомендую с детьми ещё раз прочитать это стихотворение, обсудить содержание и придумать схемы или рисунки о плохих и хороших поступках.

Мне хочется, чтобы каждое стихотворение чему-то научило ребёнка, раскрыло перед ним в самой простой, краткой, доступной форме-форме стиха – не только красоту слова, образа, но и научило его вдумчиво относиться к содержанию, заставляло думать, размышлять, было познавательным. Конечно, ребёнок один этого сделать не может. Этому его должны научить взрослые: родители и воспитатели.

Публикации по теме:

Использование детской художественной литературы в коррекционно-развивающей деятельности В нашем детском саду работают две логопедические группы. В группах для детей с ОНР, как и во всех группах компенсирующего типа, существует.

Использование презентации «Музей-хранилище предметов прошлого» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Рекомендации к использованию презентации «Музей- хранилище предметов прошлого» Пояснительная записка 1. Название - «Музей- хранилище предметов.

Консультация для родителей «Использование детской художественной литературы в развитии личности ребенка» Каждый знает, что роль книги в жизни человека огромна. «Всем хорошим во мне я обязан книгам» (М. Горький). «…Чем больше я думал, тем больше.

Мастер-класс «Использование дидактической юбочки в работе с детьми раннего возраста»Мастер-класс «Использование дидактической юбочки в работе с детьми раннего возраста» "Использование дидактической юбочки в работе с детьми раннего возраста" Цель: познакомить с дидактической юбочкой, показать её значение.

Мастер-класс «Использование игрового пособия «Чудо-парашют» в разных видах детской деятельности Игровое пособие «Чудо-парашют» и его использование в разных направлениях работы с детьми дошкольного возраста Впервые о «Парашюте» мы узнали.

Мастер-класс «Кинезиологическая гимнастика в работе с детьми дошкольного возраста» ИГРА «ВОШЕБНЫЙ КЛУБОК» (направлена на знакомство и сплочение группы) - Давайте встанем в круг. У меня в руках клубок. Он не простой, а волшебный.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста» МАОУ СОШ № 2 пгт Серышево, структурное подразделение- Детский сад № 3 Мастер-класс воспитателя Ланец Надежды Александровны Тема: «Здоровье.

Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста. Особенности восприятия художественной литературы детьми младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей. Воздействие художественной.

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми у младших дошкольников средствами детской художественной литературы УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРНЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР Мастер.

Ситуации для организации и развития самостоятельной детской деятельности средствами художественной литературы Ситуации для организации и развития самостоятельной детской деятельности средствами художественной литературы. Ситуация 1. Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста»
Опубликовано: 14 июля 2015 в 13:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование детской художественной литературы в работе с детьми старшего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Гоголева (УИ 354593) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД