Аушева Нина Олеговна
Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи (дизартрия, алалия). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаё т от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Дошкольники с ОНР имеют стойкое фонематическое недоразвитие, которое препятствует овладению звуками родного языка и грамотой. Основной задачей логопеда становится предупреждение нарушений письма и чтения, которые затрудняют дальнейшее обучение в школе.
Публикация «Использование специальной зрительной символики по методике Т, А, Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах
Готовность детей к успешному овладению грамотой определяется сформированным правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием и навыками звукового анализа и синтеза.
Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Звуковой анализ - мысленное расчленение слова на составляющие его звуки.
Синтез - сочетание звуковых элементов в единое целое.
В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.
Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.
По данным Н. А. Хохловой основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. По мнению Д. Б. Эльконина этому способствует слоговая система артикуляции в русском языке, при которой, расчленяя слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.
Использование вспомогательных средств, таких как зрительные символы гласных и согласных звуков по методике Т. А. Ткаченко, существенно облегчают процесс формирования фонематического восприятия и, на его базе, овладения навыками звукового анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.
Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.
Основой зрительных символов гласных звуков является артикуляция (положение губ) в момент их произнесения и ее соотнесение с геометрическими фигурами:
Звук А-рот широко открываем, губы как большой круг;
Звук У- губы вытянуть в трубочку, маленький кружок;
Звук О- губы вытянуть овалом;
Звук И- губы в улыбке, узкой полоской;
звук Ы — губы оскалом.
(Звук Э не используется.)
У Т. А. Ткаченко все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки традиционно красного цвета.
Знакомство с гласными звуками и работу по их различению можно начинать уже с 4 лет на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Запоминающийся зрительный образ позволяет детям не только легко запомнить гласные звуки, но производить звуковой анализ и синтез различных звукосочетаний из 2-3 звуков.
Использование зрительных символов гласных звуков позволяет также эффективно проводить работу по формированию слоговой структуры слова. У дошкольников с ОНР успешно формируются представления о слогообразующей роли гласных звуков в составе слова.
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется запоминающийся зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционными особенностями.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте в старшей группе изучаются легкопроизносимые согласные: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г,К, Х. К концу учебного года - С,З,Ц, если сформировано правильное их произношение. По методике Т. А. Ткаченко понятие «согласный мягкий звук» дается только в подготовительной группе. Я же считаю, что представление об акустических особенностях согласных звуков (твердость-мягкость) лучше формировать со старшей группы. С этой целью мною изготовлены зрительные символы твердых и мягких согласных звуков. С помощью них, дети учатся давать характеристику согласного звука, упражняются в определении твердых и мягких согласных в слоге и слове. Из-за несовершенства фонематического восприятия акустического образа звуков у дошкольников с ОНР, звуковой анализ обратных и прямых слогов и простых слов производится только на материале твердых согласных звуков.
Таким образом, с помощью зрительных символов звуков педагог может формировать следующие навыки:
• различение гласных и согласных звуков по артикуляционным признакам;
• различение согласных звуков по артикуляционным и акустическим признакам (звонкость-глухость, твердость-мягкость);
• определение наличия, либо отсутствия звука в ряду звуков, слогов, слов;
• определение первого и последнего гласного или согласного звука в слоге и в слове;
• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);
• анализ звукового состава обратного и прямого слога;
• анализ звукового состава простых односложных слов;
• синтез звуков в слогах, простых словах, то есть моделирование чтения;
• подбор слов с заданным звуком.
На занятиях мы также знакомимся и со зрительным образом букв в игровой форме. Конструируем буквы из палочек Кюизенера, пишем буквы на ладошке, на спине, на песке.
Использование специальной зрительной символики Т. А. Ткаченко : обеспечивает многоаспектное восприятие в процессе знакомства со звуком, усиливает речевые кинестезии, улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет процесс фонемообразования; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; обеспечивает готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.
В подготовительной к школе группе занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся традиционным способом, т. е с использованием цветовых фишек, деталей лего при выкладывании звуковых схем слогов и слов, с введением букв.
Методику Т. А. Ткаченко я использую уже в течение 10 лет и получаю стабильно хорошие результаты. У большинства выпускников (60-80%) уровень сформированности фонематических процессов соответствует возрастной норме.
Авторская методика Т. А. Ткаченко описана в следующей литературе:
«Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»
,М, 2000
Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму» :
«Звуки и знаки. Гласные»; Юнвес,2002
«Звуки и знаки. Легко произносимые согласные»; Юнвес,2002
«Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные»; Юнвес,2002
«Развитие фонематического восприятия». Альбом дошкольника. М,2005
Учебно-методический комплект «Обновление»
«Фонематическое восприятие». Логопедическая тетрадь. М,2008
«Формирование навыков звукового анализа и синтеза» Альбом дошкольника М,2005.