Папки-передвижки

Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте

Аушева Нина Олеговна
Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом увеличивается число дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи (дизартрия, алалия). Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаё т от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Дошкольники с ОНР имеют стойкое фонематическое недоразвитие, которое препятствует овладению звуками родного языка и грамотой. Основной задачей логопеда становится предупреждение нарушений письма и чтения, которые затрудняют дальнейшее обучение в школе.

Публикация «Использование специальной зрительной символики по методике Т, А, Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте» размещена в разделах

Готовность детей к успешному овладению грамотой определяется сформированным правильным звукопроизношением, фонематическим восприятием и навыками звукового анализа и синтеза.

Фонематическое восприятие - способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Звуковой анализ - мысленное расчленение слова на составляющие его звуки.

Синтез - сочетание звуковых элементов в единое целое.

В комплексную систему коррекционного обучения воспитанников с ОНР включены занятия по подготовке к обучению грамоте, начиная с 5-6 летнего возраста. Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико — синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова у ребёнка с нарушениями речи следует только после достижения им определённого (стартового) уровня фонематического восприятия, а также сформированности произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

По данным Н. А. Хохловой основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. По мнению Д. Б. Эльконина этому способствует слоговая система артикуляции в русском языке, при которой, расчленяя слова на звуки, дети ориентируются не на слуховое восприятие, а на артикуляцию.

Использование вспомогательных средств, таких как зрительные символы гласных и согласных звуков по методике Т. А. Ткаченко, существенно облегчают процесс формирования фонематического восприятия и, на его базе, овладения навыками звукового анализа и синтеза. Д. Б. Эльконин отмечает, что при материализации процесса устного анализа может существенно повыситься скорость возникновения навыка, а также его прочность. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтения, а выкладывание слов с помощью тех же символов — аналог письма.

Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.

Основой зрительных символов гласных звуков является артикуляция (положение губ) в момент их произнесения и ее соотнесение с геометрическими фигурами:

Звук А-рот широко открываем, губы как большой круг;

Звук У- губы вытянуть в трубочку, маленький кружок;

Звук О- губы вытянуть овалом;

Звук И- губы в улыбке, узкой полоской;

звук Ы — губы оскалом.

(Звук Э не используется.)

У Т. А. Ткаченко все геометрические фигуры, изображающие гласные звуки традиционно красного цвета.

Знакомство с гласными звуками и работу по их различению можно начинать уже с 4 лет на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Запоминающийся зрительный образ позволяет детям не только легко запомнить гласные звуки, но производить звуковой анализ и синтез различных звукосочетаний из 2-3 звуков.

Использование зрительных символов гласных звуков позволяет также эффективно проводить работу по формированию слоговой структуры слова. У дошкольников с ОНР успешно формируются представления о слогообразующей роли гласных звуков в составе слова.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них используется запоминающийся зрительный образ предмета или объекта, способного издавать соответствующий звук. Порядок усвоения согласных звуков обусловлен их акустическими и артикуляционными особенностями.

На занятиях по подготовке к обучению грамоте в старшей группе изучаются легкопроизносимые согласные: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г,К, Х. К концу учебного года - С,З,Ц, если сформировано правильное их произношение. По методике Т. А. Ткаченко понятие «согласный мягкий звук» дается только в подготовительной группе. Я же считаю, что представление об акустических особенностях согласных звуков (твердость-мягкость) лучше формировать со старшей группы. С этой целью мною изготовлены зрительные символы твердых и мягких согласных звуков. С помощью них, дети учатся давать характеристику согласного звука, упражняются в определении твердых и мягких согласных в слоге и слове. Из-за несовершенства фонематического восприятия акустического образа звуков у дошкольников с ОНР, звуковой анализ обратных и прямых слогов и простых слов производится только на материале твердых согласных звуков.

Таким образом, с помощью зрительных символов звуков педагог может формировать следующие навыки:

• различение гласных и согласных звуков по артикуляционным признакам;

• различение согласных звуков по артикуляционным и акустическим признакам (звонкость-глухость, твердость-мягкость);

• определение наличия, либо отсутствия звука в ряду звуков, слогов, слов;

• определение первого и последнего гласного или согласного звука в слоге и в слове;

• определение позиции звука (начало, середина, конец слова);

• анализ звукового состава обратного и прямого слога;

• анализ звукового состава простых односложных слов;

• синтез звуков в слогах, простых словах, то есть моделирование чтения;

• подбор слов с заданным звуком.

На занятиях мы также знакомимся и со зрительным образом букв в игровой форме. Конструируем буквы из палочек Кюизенера, пишем буквы на ладошке, на спине, на песке.

Использование специальной зрительной символики Т. А. Ткаченко : обеспечивает многоаспектное восприятие в процессе знакомства со звуком, усиливает речевые кинестезии, улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; ускоряет процесс фонемообразования; ускоряет нормализацию произношения дошкольников; обеспечивает готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников.

В подготовительной к школе группе занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся традиционным способом, т. е с использованием цветовых фишек, деталей лего при выкладывании звуковых схем слогов и слов, с введением букв.

Методику Т. А. Ткаченко я использую уже в течение 10 лет и получаю стабильно хорошие результаты. У большинства выпускников (60-80%) уровень сформированности фонематических процессов соответствует возрастной норме.

Авторская методика Т. А. Ткаченко описана в следующей литературе:

«Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»

,М, 2000

Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму» :

«Звуки и знаки. Гласные»; Юнвес,2002

«Звуки и знаки. Легко произносимые согласные»; Юнвес,2002

«Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные»; Юнвес,2002

«Развитие фонематического восприятия». Альбом дошкольника. М,2005

Учебно-методический комплект «Обновление»

«Фонематическое восприятие». Логопедическая тетрадь. М,2008

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза» Альбом дошкольника М,2005.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возрастаИспользование дидактических игр при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста Чтобы подготовить детей к обучению грамоте необходимо научить детей различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные,.

Видео «Проект «Учим буквы». Использование новых технологий при подготовке к обучению грамоте детей с ОВЗ Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных.

Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6–7 лет с ОВЗ Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6-7 лет с ОВЗ «Играя, речь развиваем». Цель - расширить знания.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Насекомые» «Насекомые» Цель: расширять представления о насекомых посредством игр и игровых упражнений по подготовке к обучению грамоте Задачи: — Закреплять.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Космическое послание» для детей подготовительной к школе группы Подготовила: Андреева Наталья Алексеевна воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Д/с №21 о. в.» Дата проведения: 08.05.2019г.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте для учителей Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала. Задачи: Образовательные: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление.

Конспект игровой деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «кит» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» пгт. Мостовской муниципального образования Мостовский.

Проект «Роль ДИ и развивающих упражнений по ЗКР в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную.

Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Два братца»Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Два братца» Учебное наглядное пособие по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста"Два братца"Автор-составитель Горшкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 06:55
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование специальной зрительной символики по методике Т. А. Ткаченко при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Аушева Нина Олеговна (УИ 41266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД