Наталья Кохан
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте для учителей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала.
Задачи:
Образовательные: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление умения определять место звука в слове. Продолжать определять количество слогов в слове. Упражнять в звуко-буквенном анализе слова. Продолжать учить составлять схему предложения.
Развивающие: Развивать речевые навыки, внимание, мышление, зрительное восприятие и фонематический слух и умение составлять новые слова из букв заданного слова.
Публикация «Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте для учителей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать самостоятельность и инициативность.
Оборудование:
Картинки с изображением двух портфелей с числами 1, 2.
Картинки с изображением предметов школьных принадлежностей
Сигнальчики для детей с изображением синего и зелёного цвета.
Схемы для составления предложения на каждого ребёнка.
Пенал для составления звукового анализа слова на каждого ребёнка.
Картина «Дети идут в школу».
Картина для составления звукового анализа слова с изображением книги.
Фишки красного, синего, зелёного цветов и ударения.
Карточки на каждого ребёнка для составления звукового анализа слова.
Картинки с изображением рыбы, аквариума, матрёшки, автобуса, снеговика.
Смайлики на каждого ребёнка с изображением радостного и печального настроения.
Медаль «К школе готов» на каждого ребёнка.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
3. Основной этап.
4. Заключительный этап.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Какое сейчас время года?
-Назовите месяцы зимы?
-Какое время года наступит после зимы?
-Какое время года наступит после весны?
-Какое время года наступит после лета?
-Какое у вас и у всех учеников произойдёт событие осенью?
-Правильно, вы пойдёте в школу.
2. Постановка учебной задачи через игровую мотивацию.
Воспитатель:
- Чтобы подготовится к школе, Грамотей подготовил для вас сюрприз. Но чтобы его получить, нужно выполнить все его задания. Вы готовы?
3. Основной этап.
1 Воспитатель:
-Ребята, из чего состоит наша речь? (из предложений)
-Предложение это цепочка слов с законченной мыслью.
-Из чего состоят предложения? (из слов)
-Из чего состоят слова? (из слогов)
- Из чего состоят слоги? (из звуков)
У детей находятся сигнальчики
Воспитатель:
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
- Какие звуки называют гласные?
Какой фишкой мы их обозначаем? (красной)
-Назовите их.
- Какие звуки называют согласные?
- Какие бывают согласные звуки? (твёрдые и мягкие)
-Какой фишкой обозначаем твёрдый согласный звук? (синей)
-Назовите твёрдые согласные.
-Какой фишкой обозначаем мягкий согласный звук? (зелёной)
-Назовите мягкие согласные звуки.
-Чем отличаются гласные звуки от согласных?
2Д/и «Покажи братца».
-Воспитатель:
-Я называю слова. Если слово начинается на твёрдый согласный звук, вы поднимаете сигнальчик синего цвета. Если слово начинается на мягкий согласный звук, вы поднимаете сигнальчик зелёного цвета.
-А назову слово на гласный звук, то сигнальчик опущен.
-Воспитатель:
-Дети, гости, игрушки, парта, стол, сидеть, ребята, ученики, портфель, школа.
3 Д/и «Собери портфель в школу»
На доске иллюстрации 2-х портфелей с числами 2 и 3. Воспитатель загадывает загадки, когда дети отгадают, то он показывает отгадку-картинку. Дети распределяют предметы, изображённые на картинке, в соответствии с количеством слогов.
-Воспитатель:
-Я вам загадываю загадки, какие предметы нужно собрать в портфель в школу. Но, одно условие. Предметы нужно распределить так чтобы, в первом портфеле находились слова, которые делятся на 2 слога, а во втором портфеле находились слова, которые делятся на 3 слога.
Загадки:
Первая книга, что знания даёт
Её первоклассник в портфеле несёт.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен…
Букварь.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь.
Солнце, горы, море, пляж
Что же это?
Карандаш.
То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Кто такая я?
Тетрадь.
Не в новинку ей трудиться
На уроке не лениться
Ей лежать в пенале скучно
Пишет, пишет, пишет…
Ручка.
Линию прямую ну-ка
Сам нарисовать сумей-ка!
Пригодится здесь…
Линейка.
На коробку я похож
Ручки ты в меня кладёшь
Школьник, ты меня узнал?
Ну конечно, я…
Пенал.
Я весь мир слепить готов
Дом, машину, двух котов
Я сегодня – властелин
У меня есть…
Пластилин.
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Краски.
Инструмент бывалый,
Не большой, не малый
У него полно забот
Он и режет и стрижёт
Ножницы.
4 Физминутка.
Воспитатель:
-Как называется время, когда дети учатся? (урок)
-Как называется время, когда ученики отдыхают? (перемена)
-Давайте и мы с вами устроим перемену.
Вот ученикам зарядка.
Выполняем по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево повернитесь,
Вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели - встали, сели – встали.
Вы, надеюсь не устали?
Надо вам свободно встать
И спокойно подышать.
5 Д/и «Составь предложение на тему «Школа».
На доске картина «Дети идут в школу».
Воспитатель:
-Рассмотрите внимательно картину. Кто на ней изображён? Куда пошли дети? Составьте предложение.
Дети самостоятельно выкладывают с помощью схем 1 предложение. Затем проверяют, к доске выходит 1 ребёнок.
Ребё нок:
-Предложение начинается с большой буквы. Пишу вертикальную линию, начало предложения, первое слово (горизонтальная линия, проговаривает слово, второе слово (горизонтальная линия, проговаривает слово), третье слово (горизонтальная лини, проговаривает слово, в конце предложения ставим точку.
6 «Звуковая схема слова «книга».
Воспитатель:
-Дети, составьте звуковую схему слова «книга».
Дети составляют за столами, затем проверяют, один ребёнок у доски.
-Сколько звуков в слове «книга»?
-Какой 1 звук? («К» согласный, твёрдый, ставим фишку синего цвета)
-Какой 2 звук? («Н» согласный, мягкий, ставим фишу зелёного цвета)
-Какой 3 звук? («И» гласный, его можно петь, ставим фишку красного цвета)
- Какой 4 звук? («Г» согласный, твёрдый, ставим фишку синего цвета)
- Какой 5 звук? («А» гласный, его можно петь, ставим фишку красного цвета)
-На какой звук падает ударение? Позови это слово.
-Сколько в слове гласных звуков, назовите. Сколько согласных звуков назовите. Сколько слогов в слове.
7 Работа в парах.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку картинку для самостоятельного составления звуковой дорожки слова. Затем дети проверяют друг у друга.
8 Пальчиковая зарядка.
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни,
Раз, два, три, четыре, пять,
Постучали, повертели
И работать захотели.
9 Игра в командах «Цепочка слов»
На столах лежат карточки с изображением предметов: рыба, аквариум, матрёшка, автобус, снеговик.
Воспитатель:
-Составьте цепочку слов, начиная с рыбы.
4. Заключительный этап.
Воспитатель:
-Ребята, у вас на столах лежат смайлики, кому было легко выполнять задания, покажите смайлик, который улыбается, а кому было не легко справится с заданиями, поднимите другой смайлик.
-Вы отлично справились с заданием. За это Грамотей награждает вас медалями.