Евгения Кобычева
Использование русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирск «Детский сад № 97 «Сказка»
комбинированного вида»
Выступление на педагогическом совете с докладом по теме:
«Использование русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Воспитатель:
Кобычева Е. В.
Г. Новосибирск
2020 г.
Публикация «Использование русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование русского народного фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
1. Цель: Развитие речи детей раннего возраста по средствам русского народного фольклора.
2. Задачи:
-Развивать речевые способности детей раннего возраста;
-Расширять словарный запас;
-Формировать связную речь;
- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
-Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
3. Актуальность темы:
Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому я определила актуальность темы: «Использование русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает способность чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков.
Чем раньше мы начнем знакомить ребенка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
Свою работу я начала с изучения методической литературы. На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали Константин Дмитриевич Ушинский, Елизавета Ивановна Тихеева, Евгения Александровна Флерина, Александра Платоновна Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Льва Семеновича Выготского, Сергея Леонидовича Рубинштейна, Алексея Николаевича Леонтьева. Эти же вопросы в центре внимания многих современных исследователей (Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, О. С. Ушакова, А. Я. Шибицкая, Н. В. Гавриш др.)
Исходя из наблюдений за детьми я пришла к выводу, что на начало года лишь 30% владеют активной речью, включаются в общение. Понимают речь взрослых 75%, могут обращаться с вопросами и просьбами 55%, сопровождают речью игровые и бытовые действия около 40%. И поэтому считаю направление работы по развитию речи средствами фольклора актуальной в данном возрасте.
Методы и приемы в работе с детьми по развитию речи
1. Словесные методы: чтение потешек, скороговорок, прибауток, стихов, рассказов.
2. Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, иллюстраций к сказкам, потешкам, поговоркам, чистоговоркам, стихам; театрализованная деятельность.
3. Практические методы: игры и игровые приемы, упражнения.
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов. В этом помогали малые фольклорные жанры : детские народные, хороводные и колыбельные песенки; потешки, сказки, считалки, заклички, дразнили, пестушки, прибаутки, загадки. Например, при знакомстве с домашними животными использовали потешки «Коза, коза, лубяные глаза…», «Петушок, золотой гребешок…», «Котя-котенька, коток…» и др. Познавательное значение имеют словосочетания из русских народных игр, по которым учили детей ориентировке на себе, а так же проводили пальчиковую гимнастики: «Сорока-белобока», «Ладушки», «Апельсин», «Пальчики в лесу», «Повстречал ежонка ёж», «Этот пальчик-дедушка», «У нашей бабушки десять внучат» и др. Это способствовало развитию моторики рук, вырабатывалось умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями, ориентироваться на самом себе. Для умения регулировать громкость голоса использовали заклички : «Дождик, дождик, поливай.», пестушки «Котя, котенька,коток…». В результате общения с малыми фольклорными жанрами ребенок впервые знакомится с традиционной народной поэзией, благодаря которой ему передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность; обогащается духовный мир ребенка; развивает патриотизм и уважение к прошлому своего народа с изучением его традиций; происходит обогащение словаря и развитие связной речи ребенка.
Обогащения словаря детей проходило через организацию: – сюжетно-ролевых игр на бытовые темы; специальных игровых занятий. Огромное значение в работе над обогащением словаря детей 2-3 лет имеет наглядность, она всегда активизирует речь детей и побуждает к речевым высказываниям. При работе над обогащением словаря детей преобладают занятия с образными игрушками, куклами, так как слово на таких занятиях связывается с действиями, которые повторяются несколько раз, в различных сочетаниях и по-разному изменяясь. Это создает условия для выработки у детей ассоциаций на одно и то же слово; – игр с произнесением текста, сопровождая его действиями; дидактических игр с игрушками: «Найди игрушку», «Угадай на ощупь игрушку», «Что изменилось?», можно использовать игры – занятия «Приготовим салат для куклы Даши», «Заварим чай зайчику Егорке»; – рассматривания предметных картинок, которые служат для уточнения предметов, признаков: петушок, девочка в шубке, зайка и др. Использование сюжетных картинок развивает у детей кругозор и увеличивает запас слов: «Дикие животные», «Домашние животные» и др. ; – чтения литературы; ознакомление с малыми фольклорными жанрами. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Для введения эмоциональной лексики особенно ценны были потешки, прибаутки, заклички. Словарь детей обогащается меткими словами и выражениями народной речи : мишка косолапый, петушок – золотой гребешок, травушка - муравушка, кисонька – мурысонька, поэтому в образовательной деятельности с детьми 2-3 лет были использованы следующие формы работы: повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям в группе раннего возраста : «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Водичка, водичка.», «Гусь.», «Киска, киска, киска, брысь.», «Как у нашего кота.», «Пошел кот под мосток.», а так же «Наши уточки с утра…»; «Пошел котик на Торжок…»; «Заяц Егорка…»; «Наша Маша маленька.»; «Чики, чики, кички.», «Есть у нас огород… «Из-за леса, из-за гор.»; «Огуречик, огуречик.»; «Сорока - белобока…»; «Солнышко, ведрышко.» и др. В ходе работы с детьми 2-3 лет по обогащению словаря во всех режимных моментах использовались такие малые жанры фольклора : колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; игровые и народные песенки, игры.
Благодаря малым фольклорным жанрам у детей развивалась речь, в облегченной форме проходила адаптация, складывался положительный эмоциональный контакт с детьми, дети с удовольствием осваивали культурно-гигиенических навыки, навыки общения и поведения, умения общаться со сверстниками и окружающими взрослыми.
С целью обогащения словаря детей 2-3 лет в процессе ознакомления с малыми фольклорными жанрами с включением и использованием было разработано перспективное планирование. В процессе работы была запланирована и проведена следующая образовательная деятельность с детьми 2-3 лет:
1. Дидактические игры с куклой с включением соответствующих потешек и колыбельных: «Умоем куклу» («Водичка, водичка.»); «Покормим куклу» («Сорока белобока кашку варила…».); «Оденем куклу на прогулку» («Наша Маша маленька.»); «Уложим куклу спать» («Баю-бай, баю-бай.»)
3. Включение в рисование, лепку тематики по мотивам малых фольклорных жанров, например, рисование «Зернышки для Петушка» («Петушок, петушок…», конструирование «Мостик» («Пошел кот под мосток.») и др.
4. Рассматривание и совместное проговаривание потешек.
5. Использование чтения потешек детям при проведении режимных процессов (в умывании - «Водичка, водичка.»; в процессе одевания на прогулку - «Наша Маша маленька.», «Вот они сапожки…»; на прогулке «Солнышко, ведрышко.»; колыбельных песенок при укладывании на дневной сон).
6. Создание игровых ситуаций для стимулирования возникновения сюжетно-отобразительной игры «Угости куклу чаем!» «Кукла хочет спать», «Кукла сидит за столом» с предложением повторить за взрослым потешку.
7. Подвижные игры с текстами «Зайка беленький сидит», а также включение потешек, совпадающих по тематике: «Солнышко и дождик» (потешка «Солнышко, ведрышко.»).
Рассмотрим на отдельных примерах, как проходила данная работа. При проведении дидактической игры «Умоем куклу Дашу» решалась дидактическая задача: способствовать обогащению и активизации словаря детей за счет слов и выражений, используемых в потешках о гигиене. Описание игры: на столе стоит тазик с теплой водой, мыло, полотенце по количеству детей, на диванчике в кукольном уголке сидит чумазая кукла. Воспитатель: Кто это к нам пришел? Кукла Даша. Ой, а почему она такая чумазая? (показывает куклу с испачканным лицом). Наверное, она не любит водичку и душистое мыло и никогда не умывается и поэтому грязнулей осталась. Дети, а вы любите водичку? (ответы детей) Ай-яй, яй…как тебе не стыдно! (воспитатель читает отрывок из произведения А. Л. Барто «Девочка чумазая») Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Чёрные ладошки; на локтях - дорожки. Воспитатель: ребята, а давайте научим куклу Дашу умываться? (все вместе рассказывают потешку) От водички, от водицы всё улыбками искрится! От водички, от водицы веселей цветы и птицы! (Воспитатель вместе с детьми подходят к тазикам с водой) Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, Чисто умываемся, маме улыбаемся. Знаем, знаем, да-да-да где ты прячешься, вода! Выходи, водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-немножку. Лейся, лейся, лейся по-сме-лей - умывайся веселей! Воспитатель: Мы пойдем купаться и в воде плескаться, брызгаться, резвиться, Будет Даша мыться? Что будет Даша делать? ( дети проговаривают: брызгаться, плескаться, резвиться, мыться) 44 Затем все дети берут свои игрушки и подходят к своим тазикам с водой и пробуют руками температуру воды: Воспитатель (проводит пальчиковую игру на расслабление кисти и пальцев рук с использованием потешки) : Хлюп, хлюп ручками, полон мыла таз! Ты не трогай, Димочка, мыльной ручкой глаз. Воспитатель: А теперь давайте покажем нашей кукле Даше как нужно мыть ручки и лицо (вместе с детьми проговаривает и одновременно моет игрушку) Водичка, водичка, умой мое личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок! Воспитатель: для чего мы умываем лицо? ( дети отвечают: чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок) Воспитатель: а теперь давайте насухо будем вытирать наших кукол полотенцем (активизация словаря) : Зайка начал умываться, видно в гости он собрался. Вымыл ротик, вымыл носик Вымыл ухо! Вот и сухо! (дети проговаривают вмесите с воспитателем потешку и одновременно вытирают игрушку полотенцем). Воспитатель задает детям вопросы (активизация словаря) : Давайте скажем что делала водичка, когда мы купали наши игрушки? Дети: водичка булькала, водичка пенилась. Воспитатель: как и чем мы моем руки, лапки у зайчика? Дети: Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки! Воспитатель: Как мы просим водичку умыть наше личико? Дети: водичка, водичка, умой наше личико… Воспитатель: Зачем мы моем личико? Дети: чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели… Результаты: Все дети эмоционально отреагировали на игру, приняли активное участие в умывании куклы, пополнили словарный запас новыми словами и языковыми средствами выразительности из потешек о гигиене. НА ПРИМЕРЕ
Для более успешной работы по обогащению словаря детей 2-3 лет помимо образовательной деятельности в группе раннего возраста с детьми была систематизирована работа с родителями воспитанников (личные беседы, стендовая консультация, собрания).
Опыт своей работы по развитию речи детей раннего возраста рекомендую педагогам групп раннего возраста.