Татьяна Клабукова
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд
Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
Слайд
Эта тема представляется мне особенно актуальной сейчас, когда ФГОС дошкольного образования поставил перед нами задачу - воспитать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Чтобы наши дети были успешными в будущем, важно с ранних лет воспитывать в них эти качества.
Темочки:
Слайд
Но как же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?
Слайд
Здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20века. Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач. В детские сады технология пришла в конце 80 годов прошлого века и в последнее время становится очень популярной и набирает обороты. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.
Слайд
Идеями ТРИЗ-педагогики я заинтересовалась несколько лет назад и стала использовать методы и приёмы ТРИЗ в своей работе. Дети с большим желанием включились в предлагаемые игры и творческие задания.
Слайд
Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ : например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них.
Слайд
Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие.
С помощью МЕТОДА ПРОТИВОРЕЧИЙ мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты.
Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни
На улице сегодня дождь. Дождь -это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему?
Можно выбрать для игры такие объекты, как: "Гусеница”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Птичка”, «Болезнь» "Укол”, "Драка”, "Наказание”
Слайд
МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
Я использую как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.
Слайд
Например, игра «Помоги Золушке». Перед детьми ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:
Слайд надо пойти к соседям, попросить у них;
Слайд сходить в магазин, купить новую;
Слайд можно пустой бутылкой;
Слайд или найти круглое полено, помыть его и им раскатать.
Слайд
Девиз тризовцев : «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем оптимальное. Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности.
Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.
Метод мозгового штурма развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.
Слайд
МЕТОД «СИНЕКТИКА» построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.
Слайд
Существует 5 видов аналогий. Чаще других использую игры с прямой аналогией.
Слайд
Например, игра «Теремок». Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:
-Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я - пирамидка. А ты кто?-
- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!
- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.
Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие.
Слайд
Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.
В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.
Слайд
Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
Слайд
Можно организовать такую игру в группе. Представь, что ты «СТУЛ». Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли? Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место другого.
Слайд
Использую ещё один интересный метод - ММЧ, или МОДЕЛИРОВНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ
Сущность метода в том, что все окружающее нас состоит из множества маленьких человечков. В понимании взрослых – это молекулы, а для детей это маленькие человечки, из которых состоят все тела. В зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.
Слайд
Человечки твёрдых веществ – крепко держатся за руки.
Человечки жидких веществ – просто стоят рядом, держат руки на поясе
Человечки газообразных веществ – постоянно в движении: они все время бегут в разные стороны.
Используя метод «Маленькие человечки», провожу игру. Я называю детям разные слова: молоко, дым, вода, камень, стекло, а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, вставать рядышком или бегать по группе.
Слайд
С более старшими ребятами можно играть с карточками-символами, на которых изображены маленькие человечки. Детям даётся комбинация из карточек, а они объясняют и дают вариант ответа, что это может быть, или наоборот, изображают заданное вещество или предмет с помощью карточек. Например: лужа на асфальте, чай в стакане.
Слайд
Авторы ТРИЗ предлагают для использования в дошкольных учреждениях интересное пособие, которое можно сделать своими руками. Это КРУГИ ЛУЛЛИЯ. На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Я использовала для этого старые грампластинки. Все круги разделены на одинаковое число секторов, на которых располагаются картинки. Их можно наклеить и менять. Сверху на стержне устанавливается стрелка. Круги и стрелка свободно двигаются. При этом можно получить разные комбинации картинок.
Слайд
С помощью кругов Луллия можно выполнять самые разные задания:
соедини правильно
объясни необычное
придумай фантастическую историю
реши проблему
Слайд
Круги Луллия могут использоваться при изучении программного материала по разным образовательных областям, а можно использовать их в качестве игрового пособия для развития фантазии.
Слайд
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.
Слайд
Любой объект, предмет, природное или общественное явление можно и нужно рассматривать с детьми как единое целое
Слайд
т. е. КАК систему.
Слайд
Эта система состоит из частей, которые называются ПОДСИСТЕМОЙ.
Слайд
В свою очередь рассматриваемый объект, или система, сама является частью чего-то более крупного, т. е. надсистемы.
Слайд Слайд
Все системы существуют во времени: у них есть прошлая жизнь
Слайд и будущая.
Слайд
Рассмотреть объект как систему позволяет метод ТРИЗ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран».
Слайд
«Системный оператор» - это наборное полотно, поле, состоящее из отдельных квадратиков, экранов. В зависимости от объема знаний, с которыми хотим познакомить ребенка, количество экранов может быть разным: от 3 до 9.
Слайд
В средней группе я использую пятиэкранку, т. е. работаю с 5 экранами.
«Пятиэкранка» - своего рода системный лифт, на котором можно ездить во всех направлениях:
Слайд
если поехать вниз – узнаешь части, из которых предмет состоит;
Слайд
поедешь вверх – узнаешь, частью чего он сам является,
Слайд
поедешь назад – узнаешь прошлое
Слайд
вперёд – будущее.
Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле она вовсе не требует какой-то специальной подготовки. Главное, чтобы системное, видение было в голове у взрослого.
Например, используя системный оператор, мы с детьми составляли рассказ о лягушонке. В нашем случае система –это лягушонок.
Слайд
«Жил-был Лягушонок. Оно был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим.
Лягушонок считал себя очень красивым Ему нравилось в себе всё : А что именно? Что есть у лягушонка?
Слайд Голова…
Слайд туловище,
СлайД лапки
А где живёт Лягушонок?
Слайд
в водоёме, в пруду. Кто еще там живёт, рядом с лягушонком?
Слайд стрекозы
Слайд рыбки
По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем?
Слайд
маленьким…Головастиком. Лягушонку даже не верилось, что когда- нибудь он вырастет и станет каким?
Слайд
Большим. И его уже будут называть не лягушонком, а ЛЯГУШКОЙ
Слайд
Таким образом, используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления. В результате дети приходят к пониманию, что все в мире устроено системно
Слайд
Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени. Их можно использовать как в НОД, так и в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.
Слайд
Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения - от простого к сложному.
Слайд
Планирую и дальше вести работу по данной теме, потому что считаю, что она приносит неплохие результаты. Если в начале года, когда я говорила, что дождь – это хорошо, дети смотрели на меня с удивлением, то сейчас могут обосновать многие противоречия. Играют самостоятельно в повседневной жизни. Дети, благодаря ТРИЗ-технологии, становятся непринуждённее, учатся находить позитивные решения возникших проблем, повышается их самооценка, Думаю, это очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.
Если вас заинтересует эта тема, вы можете найти много полезного материала в книгах Светланы Ивановны Гин, Татяны Александровны Сидорчук и других авторов.