Получи документы

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Татьяна Клабукова
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд

Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд

Эта тема представляется мне особенно актуальной сейчас, когда ФГОС дошкольного образования поставил перед нами задачу - воспитать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Чтобы наши дети были успешными в будущем, важно с ранних лет воспитывать в них эти качества.

Темочки:

Слайд

Но как же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?

Слайд

Здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20века. Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач. В детские сады технология пришла в конце 80 годов прошлого века и в последнее время становится очень популярной и набирает обороты. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд

Идеями ТРИЗ-педагогики я заинтересовалась несколько лет назад и стала использовать методы и приёмы ТРИЗ в своей работе. Дети с большим желанием включились в предлагаемые игры и творческие задания.

Слайд

Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ : например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Слайд

Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие.

С помощью МЕТОДА ПРОТИВОРЕЧИЙ мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты.

Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни

На улице сегодня дождь. Дождь -это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему?

Можно выбрать для игры такие объекты, как: "Гусеница”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Птичка”, «Болезнь» "Укол”, "Драка”, "Наказание”

Слайд

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Я использую как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

Слайд

Например, игра «Помоги Золушке». Перед детьми ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:

Слайд надо пойти к соседям, попросить у них;

Слайд сходить в магазин, купить новую;

Слайд можно пустой бутылкой;

Слайд или найти круглое полено, помыть его и им раскатать.

Слайд

Девиз тризовцев : «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем оптимальное. Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.

Метод мозгового штурма развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.

Слайд

МЕТОД «СИНЕКТИКА» построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.

Слайд

Существует 5 видов аналогий. Чаще других использую игры с прямой аналогией.

Слайд

Например, игра «Теремок». Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - пирамидка. А ты кто?-

- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!

- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.

Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие.

Слайд

Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.

В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.

Слайд

Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Слайд

Можно организовать такую игру в группе. Представь, что ты «СТУЛ». Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли? Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место другого.

Слайд

Использую ещё один интересный метод - ММЧ, или МОДЕЛИРОВНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Сущность метода в том, что все окружающее нас состоит из множества маленьких человечков. В понимании взрослых – это молекулы, а для детей это маленькие человечки, из которых состоят все тела. В зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Слайд

Человечки твёрдых веществ – крепко держатся за руки.

Человечки жидких веществ – просто стоят рядом, держат руки на поясе

Человечки газообразных веществ – постоянно в движении: они все время бегут в разные стороны.

Используя метод «Маленькие человечки», провожу игру. Я называю детям разные слова: молоко, дым, вода, камень, стекло, а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, вставать рядышком или бегать по группе.

Слайд

С более старшими ребятами можно играть с карточками-символами, на которых изображены маленькие человечки. Детям даётся комбинация из карточек, а они объясняют и дают вариант ответа, что это может быть, или наоборот, изображают заданное вещество или предмет с помощью карточек. Например: лужа на асфальте, чай в стакане.

Слайд

Авторы ТРИЗ предлагают для использования в дошкольных учреждениях интересное пособие, которое можно сделать своими руками. Это КРУГИ ЛУЛЛИЯ. На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Я использовала для этого старые грампластинки. Все круги разделены на одинаковое число секторов, на которых располагаются картинки. Их можно наклеить и менять. Сверху на стержне устанавливается стрелка. Круги и стрелка свободно двигаются. При этом можно получить разные комбинации картинок.

Слайд

С помощью кругов Луллия можно выполнять самые разные задания:

соедини правильно

объясни необычное

придумай фантастическую историю

реши проблему

Слайд

Круги Луллия могут использоваться при изучении программного материала по разным образовательных областям, а можно использовать их в качестве игрового пособия для развития фантазии.

Слайд

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.

Слайд

Любой объект, предмет, природное или общественное явление можно и нужно рассматривать с детьми как единое целое

Слайд

т. е. КАК систему.

Слайд

Эта система состоит из частей, которые называются ПОДСИСТЕМОЙ.

Слайд

В свою очередь рассматриваемый объект, или система, сама является частью чего-то более крупного, т. е. надсистемы.

Слайд Слайд

Все системы существуют во времени: у них есть прошлая жизнь

Слайд и будущая.

Слайд

Рассмотреть объект как систему позволяет метод ТРИЗ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран».

Слайд

«Системный оператор» - это наборное полотно, поле, состоящее из отдельных квадратиков, экранов. В зависимости от объема знаний, с которыми хотим познакомить ребенка, количество экранов может быть разным: от 3 до 9.

Слайд

В средней группе я использую пятиэкранку, т. е. работаю с 5 экранами.

«Пятиэкранка» - своего рода системный лифт, на котором можно ездить во всех направлениях:

Слайд

если поехать вниз – узнаешь части, из которых предмет состоит;

Слайд

поедешь вверх – узнаешь, частью чего он сам является,

Слайд

поедешь назад – узнаешь прошлое

Слайд

вперёд – будущее.

Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле она вовсе не требует какой-то специальной подготовки. Главное, чтобы системное, видение было в голове у взрослого.

Например, используя системный оператор, мы с детьми составляли рассказ о лягушонке. В нашем случае система –это лягушонок.

Слайд

«Жил-был Лягушонок. Оно был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим.

Лягушонок считал себя очень красивым Ему нравилось в себе всё : А что именно? Что есть у лягушонка?

Слайд Голова…

Слайд туловище,

СлайД лапки

А где живёт Лягушонок?

Слайд

в водоёме, в пруду. Кто еще там живёт, рядом с лягушонком?

Слайд стрекозы

Слайд рыбки

По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем?

Слайд

маленьким…Головастиком. Лягушонку даже не верилось, что когда- нибудь он вырастет и станет каким?

Слайд

Большим. И его уже будут называть не лягушонком, а ЛЯГУШКОЙ

Слайд

Таким образом, используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления. В результате дети приходят к пониманию, что все в мире устроено системно

Слайд

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени. Их можно использовать как в НОД, так и в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

Слайд

Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения - от простого к сложному.

Слайд

Планирую и дальше вести работу по данной теме, потому что считаю, что она приносит неплохие результаты. Если в начале года, когда я говорила, что дождь – это хорошо, дети смотрели на меня с удивлением, то сейчас могут обосновать многие противоречия. Играют самостоятельно в повседневной жизни. Дети, благодаря ТРИЗ-технологии, становятся непринуждённее, учатся находить позитивные решения возникших проблем, повышается их самооценка, Думаю, это очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Если вас заинтересует эта тема, вы можете найти много полезного материала в книгах Светланы Ивановны Гин, Татяны Александровны Сидорчук и других авторов.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Консультация для воспитателей «Использование пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста» Маленькие часто отказываются рисовать, объясняя свое нежелание так: «Я не умею рисовать», «Я плохо рисую», «У меня не получается», «У меня.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2016 в 18:16
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клабукова (УИ 23292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД