Приложение МААМ

Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Татьяна Клабукова
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд

Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд

Эта тема представляется мне особенно актуальной сейчас, когда ФГОС дошкольного образования поставил перед нами задачу - воспитать новое поколение детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Чтобы наши дети были успешными в будущем, важно с ранних лет воспитывать в них эти качества.

Публикация «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Слайд

Но как же научить детей мыслить творчески, находить выход из сложных, порой непредсказуемых ситуаций, которые готовит нам наша динамично меняющаяся жизнь?

Слайд

Здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20века. Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач. В детские сады технология пришла в конце 80 годов прошлого века и в последнее время становится очень популярной и набирает обороты. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд

Идеями ТРИЗ-педагогики я заинтересовалась несколько лет назад и стала использовать методы и приёмы ТРИЗ в своей работе. Дети с большим желанием включились в предлагаемые игры и творческие задания.

Слайд

Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ : например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. Как видите, у них очень серьёзные, взрослые названия. Однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях. Я остановлюсь подробнее на некоторых из них.

Слайд

Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие.

С помощью МЕТОДА ПРОТИВОРЕЧИЙ мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные, и отрицательные моменты.

Например, в игру "Хорошо-плохо” можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни

На улице сегодня дождь. Дождь -это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему?

Можно выбрать для игры такие объекты, как: "Гусеница”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Птичка”, «Болезнь» "Укол”, "Драка”, "Наказание”

Слайд

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА

Я использую как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

Слайд

Например, игра «Помоги Золушке». Перед детьми ставится изобретательская задача: Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Для помощи Золушке дети предлагают такие варианты:

Слайд надо пойти к соседям, попросить у них;

Слайд сходить в магазин, купить новую;

Слайд можно пустой бутылкой;

Слайд или найти круглое полено, помыть его и им раскатать.

Слайд

Девиз тризовцев : «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно», «хорошо», «молодец». Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем их с детьми по оценке, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем оптимальное. Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту. Темы могут быть самые разные.

Метод мозгового штурма развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.

Слайд

МЕТОД «СИНЕКТИКА» построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.

Слайд

Существует 5 видов аналогий. Чаще других использую игры с прямой аналогией.

Слайд

Например, игра «Теремок». Детям раздаются игрушки, карточки с изображениями или любые предметы, которые есть рядом. Один из детей выбирается хозяином теремка. Другие по очереди подходят к домику и просятся в него:

-Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я - пирамидка. А ты кто?-

- А я – яблоко. Пусти меня к себе жить!

- Скажешь, чем на меня похоже – пущу.

Гость сравнивает оба предмета и называет найденные общие признаки. Например, он может сказать, что и у пирамидки есть зелёное колечко, и яблоко зелёное. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается. Если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети. Как вариант игры - можно сравнить предметы и найти не только сходство, но и их отличие.

Слайд

Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит прием личностной аналогии - эмпатии.

В ходе игры я предлагаю ребенку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.

Слайд

Например, на прогулке: «Представь, что ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

Слайд

Можно организовать такую игру в группе. Представь, что ты «СТУЛ». Что чувствует стул вечером, когда уже все ушли? Игра развивает аналитические способности ребенка, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, ставить себя на место другого.

Слайд

Использую ещё один интересный метод - ММЧ, или МОДЕЛИРОВНИЕ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ

Сущность метода в том, что все окружающее нас состоит из множества маленьких человечков. В понимании взрослых – это молекулы, а для детей это маленькие человечки, из которых состоят все тела. В зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по- разному, у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам.

Слайд

Человечки твёрдых веществ – крепко держатся за руки.

Человечки жидких веществ – просто стоят рядом, держат руки на поясе

Человечки газообразных веществ – постоянно в движении: они все время бегут в разные стороны.

Используя метод «Маленькие человечки», провожу игру. Я называю детям разные слова: молоко, дым, вода, камень, стекло, а дети должны соответственно реагировать: браться за руки, вставать рядышком или бегать по группе.

Слайд

С более старшими ребятами можно играть с карточками-символами, на которых изображены маленькие человечки. Детям даётся комбинация из карточек, а они объясняют и дают вариант ответа, что это может быть, или наоборот, изображают заданное вещество или предмет с помощью карточек. Например: лужа на асфальте, чай в стакане.

Слайд

Авторы ТРИЗ предлагают для использования в дошкольных учреждениях интересное пособие, которое можно сделать своими руками. Это КРУГИ ЛУЛЛИЯ. На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра. Я использовала для этого старые грампластинки. Все круги разделены на одинаковое число секторов, на которых располагаются картинки. Их можно наклеить и менять. Сверху на стержне устанавливается стрелка. Круги и стрелка свободно двигаются. При этом можно получить разные комбинации картинок.

Слайд

С помощью кругов Луллия можно выполнять самые разные задания:

соедини правильно

объясни необычное

придумай фантастическую историю

реши проблему

Слайд

Круги Луллия могут использоваться при изучении программного материала по разным образовательных областям, а можно использовать их в качестве игрового пособия для развития фантазии.

Слайд

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.

Слайд

Любой объект, предмет, природное или общественное явление можно и нужно рассматривать с детьми как единое целое

Слайд

т. е. КАК систему.

Слайд

Эта система состоит из частей, которые называются ПОДСИСТЕМОЙ.

Слайд

В свою очередь рассматриваемый объект, или система, сама является частью чего-то более крупного, т. е. надсистемы.

Слайд Слайд

Все системы существуют во времени: у них есть прошлая жизнь

Слайд и будущая.

Слайд

Рассмотреть объект как систему позволяет метод ТРИЗ «СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР». В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран».

Слайд

«Системный оператор» - это наборное полотно, поле, состоящее из отдельных квадратиков, экранов. В зависимости от объема знаний, с которыми хотим познакомить ребенка, количество экранов может быть разным: от 3 до 9.

Слайд

В средней группе я использую пятиэкранку, т. е. работаю с 5 экранами.

«Пятиэкранка» - своего рода системный лифт, на котором можно ездить во всех направлениях:

Слайд

если поехать вниз – узнаешь части, из которых предмет состоит;

Слайд

поедешь вверх – узнаешь, частью чего он сам является,

Слайд

поедешь назад – узнаешь прошлое

Слайд

вперёд – будущее.

Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле она вовсе не требует какой-то специальной подготовки. Главное, чтобы системное, видение было в голове у взрослого.

Например, используя системный оператор, мы с детьми составляли рассказ о лягушонке. В нашем случае система –это лягушонок.

Слайд

«Жил-был Лягушонок. Оно был… каким? Да, маленьким, зеленым, большеглазым, быстрым, прыгучим, весёлым, квакающим.

Лягушонок считал себя очень красивым Ему нравилось в себе всё : А что именно? Что есть у лягушонка?

Слайд Голова…

Слайд туловище,

СлайД лапки

А где живёт Лягушонок?

Слайд

в водоёме, в пруду. Кто еще там живёт, рядом с лягушонком?

Слайд стрекозы

Слайд рыбки

По ночам Лягушонок в самых интересных снах видел свое детство. И был он тогда кем?

Слайд

маленьким…Головастиком. Лягушонку даже не верилось, что когда- нибудь он вырастет и станет каким?

Слайд

Большим. И его уже будут называть не лягушонком, а ЛЯГУШКОЙ

Слайд

Таким образом, используя «Волшебный экран», можно с ребенком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления. В результате дети приходят к пониманию, что все в мире устроено системно

Слайд

Приемы ТРИЗа в детском саду не требуют специально отведенного времени. Их можно использовать как в НОД, так и в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе.

Слайд

Элементы методики применяются в работе с детьми всех возрастных групп. Принцип проведения - от простого к сложному.

Слайд

Планирую и дальше вести работу по данной теме, потому что считаю, что она приносит неплохие результаты. Если в начале года, когда я говорила, что дождь – это хорошо, дети смотрели на меня с удивлением, то сейчас могут обосновать многие противоречия. Играют самостоятельно в повседневной жизни. Дети, благодаря ТРИЗ-технологии, становятся непринуждённее, учатся находить позитивные решения возникших проблем, повышается их самооценка, Думаю, это очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Если вас заинтересует эта тема, вы можете найти много полезного материала в книгах Светланы Ивановны Гин, Татяны Александровны Сидорчук и других авторов.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детейИспользование методов и приемов ОТСМ-ТРИЗ — РТВ педагогики в работе с детьми c ОВЗ. Развивающие игры для детей Наша группа не совсем обычная. У нас воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основном это дети с заболеванием.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов критического мышления в работе с детьми младшего школьного возраста В июне 2012 года Постановлением Правительства РК № 832 утверждён Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Консультация для воспитателей «Использование пластилинографии в работе с детьми дошкольного возраста» Маленькие часто отказываются рисовать, объясняя свое нежелание так: «Я не умею рисовать», «Я плохо рисую», «У меня не получается», «У меня.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 октября 2016 в 18:16
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клабукова (УИ 23292) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД