Елена Миндруль
Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями
«Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями»
Актуальность
Данная методика направлена на работу с детьми имеющих речевые нарушения, которую можно использовать во время проведения коррекционно-развивающих занятий.
Материал может быть полезен как методические рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности, а так же для родителей (в домашних условиях).
Публикация «Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями» размещена в разделах
В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Речевое нарушение влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показывают, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.
Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. «Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства по развитию мелкой моторики и мыслительных процессов для детей с речевыми нарушениями.
Содержательная часть.
Цель: привлечь педагогов к использованию игровых упражнений с предметами заместителями в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР.
Задачи:
1. Осветить вопрос об актуальности и систематическом использовании игровых упражнений с предметами заместителями;
2. Дать четкую характеристику специфике применяемых игровых упражнений с предметами заместителями;
3. Познакомить педагогов с игровыми упражнениями;
4. Презентовать игровые упражнения с предметами заместителями.
Особенности развития у детей с ТНР
1. Замедленное и неравномерное созревание высших психических функций;
2. Недостаточность познавательной деятельности (низкий уровень сформированности познавательных психических процессов у детей, снижения уровня развития мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития);
3. Снижения уровня работоспособности;
4. Недоразвитие эмоционально-личностной сферы.
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без неё нет, и не может быть полноценного умственного развития» А. В. Сухомлинский
Психологи доказали:
- в игре интенсивно развивается психика;
- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, речь;
- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.
Ознакомление с технологией
Предметами – заместителями выступают повседневные домашние предметы - пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера.
Организация занятий - игр с ребенком.
1. Должны быть систематическими (1- 2 раза в неделю).
2. Определенное временя (вторая половина дня).
3. Продолжительность ежедневного занятия с предметами заместителями не должно быть больше 10 – 15 минут.
4. Не заниматься с ребенком, если он плохо себя чувствует, жалуется на недомогание или просто отказывается.
5. Темп работы должен быть спокойным, не следует торопить ребенка.
6. Корригируется под индивидуальные особенности каждого ребенка с ТНР.
Использование игр и игровых упражнений с предметами заместителями в коррекционно-развивающей работе способствуют:
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию и закреплению сенсорных навыков;
- формированию пространственных представлений;
- развитию коммуникативной функции речи;
- развитию воображения, памяти, внимания;
- развитию ручной умелости и межполушарных взаимодействий.
Подготовительный этап в работе с детьми.
1. Показываю прищепки.
2. Рассказываю об их предназначении в быту.
3. Предлагаю рассмотреть прищепки и поиграть с ними.
4. Показываю, как прищепку можно прицепить к краю коробки, сопровождаю словами:
«Наша мамочка устала,
всю одежду постирала.
Милой маме помогу.
Все прищепки соберу»
5. Игровой пальчиковый тренинг:
- Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.
- Прищепка удерживается указательным и большим пальцем.
- Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
6. Прищепка «превращается» в волка ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», приговаривая:
«Серый волк»
«Серый волк – зубами щелк.
Не боимся тебя волк»
«Гусь»
«Га-га-га, - гогочет гусь,
Я красотой своей горжусь»
7. «Глупая ворона» (Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика)
«Увидела бумагу – да как её ухватит.
Думала конфета, оказалось фантик»
8. «Птичка» Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить несколько раз). Затем рука возвращается в исходное положение.
9. «Черепашка» Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу
проговаривания текста. При произнесении последней строки прищепка «кусает» за палец левой руки.
Ах, обжора-черепашка!
Панцирь — вот ее рубашка.
Поплывет — и цапнет рыбку,
Съест с довольною улыбкой.
Отдохнет она немножко,
На обед поймает мошку.
Если ужинать пора
10. В следующих упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и
закрывание прищепок по ходу проговаривания текста.
«Грачата»
Двое маленьких грачат.
Целый день в гнезде кричат.
Открывают рты галчата:
очень есть они хотят.
«Собаки»
Две собаки лают.
Друг друга не кусают.
Только голос подают.
Видно зубы берегут.
11. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребенок
воспроизводят диалог персонажей. Замещая их «говорящими» прищепками.
«Волк и лиса»
Серый волк в густом лесу.
Встретил рыжую лису.
Лизавета, здравствуй!
Как дела, зубастый?
Нечего идут дела.
Голова пока цела.
«Петушок и собака»
- Кукареку! Хватит спать!
Всем давно пора вставать!
- Петя-Петя-петушок!
- Не буди меня, дружок!
Спать я ночью не могу
Дом я ночью стерегу.
12. Сенсорные игровые упражнения
Цель: обучение соотнесению предметов по цвету, величине.
«Коробочки»
Материал: 4 коробочки с приклеенными на дно кружочками основных цветов, прищепки основных цветов (по 3 – 4 штуки)
Ход игры – ребенок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнеся цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
«Магазин»
Цель: закрепление понятий о цвете и величине предметов. Умение
группировать предметы по заданному признаку.
Материал:
4 стаканчика и по 4 конфеты с фантиками определенного цвета.
2 стаканчика и по 4 конфеты «больших» и «маленьких».
13. «Шаль с бахромой»
Цель: закрепление понятий «большой» - «маленький»
Ход игры: Ребенку взрослый дает по квадрату и поднос с прищепками. Предлагается украсить шаль бахромой, чередуя: большая – маленькая.
14. Упражнение «Собери бусы»
Цель: обучение (или закрепление) соотнесению предметов по цвету.
Ход игры: Ребенку предлагается собрать бусы по образцу используя крупную мозаику.
15. При закреплении пространственных отношений на плоскости (например,
прищепка крепится к краю листа картона (ковра) названной части – правом верхнем углу, в нижних углах листа и т. д.).
16. Игровые упражнения для развития ручной умелости и межполушарных
Взаимодействий. Данные упражнения выполняется одновременно обоими руками:
- Захват косточек или фантиков.
17. Игровые упражнения для развития памяти
«Лошадка»
Прокати, лошадка, нас
Не один, а много раз.
По деревне сделай круг
И ступай пастись на луг.
«Утята»
Переваливаясь важно,
В речку прыгнули отважно.
И, о чем-то говоря,
В речке плещутся: «Кря – кря!»
«Поросята»
Поросята голосят:
- Накормите поросят!
Разве плохо из корыта
Отрубей поесть досыта.
Используемая литература:
1. Опыт данной авторской методики переняла (автор педагог-психолог О. П. Верзун).
2. А. С. Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет М., 2003.
3. П. Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
4. М. М. Кольцова Ребенок учится говорить. - М., 1973.
5. В. Степанов «Про зверят» Омега, 2002.
6. С. Ю. Кондратьева «Если у ребенка задержка психического развития» «Издательство «Детство-Пресс», 2011.