Приложение МААМ

Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями

Елена Миндруль
Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями»

Актуальность

Данная методика направлена на работу с детьми имеющих речевые нарушения, которую можно использовать во время проведения коррекционно-развивающих занятий.

Материал может быть полезен как методические рекомендации для педагогов-психологов, воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности, а так же для родителей (в домашних условиях).

Публикация «Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями» размещена в разделах

В последнее время в ДОУ наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Речевое нарушение влияет на общее развитие ребенка, и его мышление. Проведенные диагностические исследования показывают, что у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила». Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Таким образом, подчеркивает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. «Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Для развития навыков ручной умелости у детей с речевыми нарушениями необходимы особые условия. Исходя из этого, возникла идея создания образовательного пространства по развитию мелкой моторики и мыслительных процессов для детей с речевыми нарушениями.

Содержательная часть.

Цель: привлечь педагогов к использованию игровых упражнений с предметами заместителями в коррекционно-развивающей работе с детьми ТНР.

Задачи:

1. Осветить вопрос об актуальности и систематическом использовании игровых упражнений с предметами заместителями;

2. Дать четкую характеристику специфике применяемых игровых упражнений с предметами заместителями;

3. Познакомить педагогов с игровыми упражнениями;

4. Презентовать игровые упражнения с предметами заместителями.

Особенности развития у детей с ТНР

1. Замедленное и неравномерное созревание высших психических функций;

2. Недостаточность познавательной деятельности (низкий уровень сформированности познавательных психических процессов у детей, снижения уровня развития мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень речевого развития);

3. Снижения уровня работоспособности;

4. Недоразвитие эмоционально-личностной сферы.

«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка. Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре перед детьми раскрывается мир, раскрываются творческие способности личности. Без неё нет, и не может быть полноценного умственного развития» А. В. Сухомлинский

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика;

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие, речь;

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, дальше и лучше прыгает, быстрее бегает, чем просто выполняет задание.

Ознакомление с технологией

Предметами – заместителями выступают повседневные домашние предметы - пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера.

Организация занятий - игр с ребенком.

1. Должны быть систематическими (1- 2 раза в неделю).

2. Определенное временя (вторая половина дня).

3. Продолжительность ежедневного занятия с предметами заместителями не должно быть больше 10 – 15 минут.

4. Не заниматься с ребенком, если он плохо себя чувствует, жалуется на недомогание или просто отказывается.

5. Темп работы должен быть спокойным, не следует торопить ребенка.

6. Корригируется под индивидуальные особенности каждого ребенка с ТНР.

Использование игр и игровых упражнений с предметами заместителями в коррекционно-развивающей работе способствуют:

- развитию мелкой моторики рук;

- развитию и закреплению сенсорных навыков;

- формированию пространственных представлений;

- развитию коммуникативной функции речи;

- развитию воображения, памяти, внимания;

- развитию ручной умелости и межполушарных взаимодействий.

Подготовительный этап в работе с детьми.

1. Показываю прищепки.

2. Рассказываю об их предназначении в быту.

3. Предлагаю рассмотреть прищепки и поиграть с ними.

4. Показываю, как прищепку можно прицепить к краю коробки, сопровождаю словами:

«Наша мамочка устала,

всю одежду постирала.

Милой маме помогу.

Все прищепки соберу»

5. Игровой пальчиковый тренинг:

- Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе.

- Прищепка удерживается указательным и большим пальцем.

- Ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.

6. Прищепка «превращается» в волка ритмично открывает и закрывает «волчью пасть», приговаривая:

«Серый волк»

«Серый волк – зубами щелк.

Не боимся тебя волк»

«Гусь»

«Га-га-га, - гогочет гусь,

Я красотой своей горжусь»

7. «Глупая ворона» (Производится наклон кисти с прищепкой к столу, захват фантика)

«Увидела бумагу – да как её ухватит.

Думала конфета, оказалось фантик»

8. «Птичка» Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить несколько раз). Затем рука возвращается в исходное положение.

9. «Черепашка» Ритмичное открывание и закрывание прищепки по ходу

проговаривания текста. При произнесении последней строки прищепка «кусает» за палец левой руки.

Ах, обжора-черепашка!

Панцирь — вот ее рубашка.

Поплывет — и цапнет рыбку,

Съест с довольною улыбкой.

Отдохнет она немножко,

На обед поймает мошку.

Если ужинать пора

10. В следующих упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и

закрывание прищепок по ходу проговаривания текста.

«Грачата»

Двое маленьких грачат.

Целый день в гнезде кричат.

Открывают рты галчата:

очень есть они хотят.

«Собаки»

Две собаки лают.

Друг друга не кусают.

Только голос подают.

Видно зубы берегут.

11. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок. Взрослый и ребенок

воспроизводят диалог персонажей. Замещая их «говорящими» прищепками.

«Волк и лиса»

Серый волк в густом лесу.

Встретил рыжую лису.

Лизавета, здравствуй!

Как дела, зубастый?

Нечего идут дела.

Голова пока цела.

«Петушок и собака»

- Кукареку! Хватит спать!

Всем давно пора вставать!

- Петя-Петя-петушок!

- Не буди меня, дружок!

Спать я ночью не могу

Дом я ночью стерегу.

12. Сенсорные игровые упражнения

Цель: обучение соотнесению предметов по цвету, величине.

«Коробочки»

Материал: 4 коробочки с приклеенными на дно кружочками основных цветов, прищепки основных цветов (по 3 – 4 штуки)

Ход игры – ребенок выбирает и прицепляет прищепки на края коробок, соотнеся цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.

«Магазин»

Цель: закрепление понятий о цвете и величине предметов. Умение

группировать предметы по заданному признаку.

Материал:

4 стаканчика и по 4 конфеты с фантиками определенного цвета.

2 стаканчика и по 4 конфеты «больших» и «маленьких».

13. «Шаль с бахромой»

Цель: закрепление понятий «большой» - «маленький»

Ход игры: Ребенку взрослый дает по квадрату и поднос с прищепками. Предлагается украсить шаль бахромой, чередуя: большая – маленькая.

14. Упражнение «Собери бусы»

Цель: обучение (или закрепление) соотнесению предметов по цвету.

Ход игры: Ребенку предлагается собрать бусы по образцу используя крупную мозаику.

15. При закреплении пространственных отношений на плоскости (например,

прищепка крепится к краю листа картона (ковра) названной части – правом верхнем углу, в нижних углах листа и т. д.).

16. Игровые упражнения для развития ручной умелости и межполушарных

Взаимодействий. Данные упражнения выполняется одновременно обоими руками:

- Захват косточек или фантиков.

17. Игровые упражнения для развития памяти

«Лошадка»

Прокати, лошадка, нас

Не один, а много раз.

По деревне сделай круг

И ступай пастись на луг.

«Утята»

Переваливаясь важно,

В речку прыгнули отважно.

И, о чем-то говоря,

В речке плещутся: «Кря – кря!»

«Поросята»

Поросята голосят:

- Накормите поросят!

Разве плохо из корыта

Отрубей поесть досыта.

Используемая литература:

1. Опыт данной авторской методики переняла (автор педагог-психолог О. П. Верзун).

2. А. С. Галанов Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет М., 2003.

3. П. Я. Гальперин Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

4. М. М. Кольцова Ребенок учится говорить. - М., 1973.

5. В. Степанов «Про зверят» Омега, 2002.

6. С. Ю. Кондратьева «Если у ребенка задержка психического развития» «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

Публикации по теме:

Арттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениямиАрттерапия как средство реабилитации инвалидов детства с ментальными нарушениями Данная тема несёт в себе здоровьесберегающие технологии и принципы доступной среды для инвалидов. Как художник, педагог, часто рассматриваю.

Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие»Фотоотчет о коррекционно-развивающем занятии «Разноцветное путешествие» Четвертый день Недели психологии Цель занятия: развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие.

Использование ковролина и липучек при обучении конструированиюИспользование ковролина и липучек при обучении конструированию Хочу предложить вашему вниманию еще один вариант работы с ковролином и липкой лентой. Ранее я опубликовала игру «Разноцветная поляна» для.

Использование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольниковИспользование прищепок в качестве предметов-заместителей в развивающем обучении дошкольников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРИЩЕПКИ). Подготовительный этап. Показываю детям.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа)Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с нарушениями зрения на тему «Осень» (старшая группа) Цель: Расширить представления детей о временах года (осени). Задачи: Обучающие: Вспомнить признаки осени. Развивать внимание и память детей.

Кулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениямиКулинарный мастер-класс в социально-реабилитационном центре для молодых инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию кулинарный мастер- класс, проведённый мною в социально- реабилитационном центре.

Опыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игрОпыт работы с детьми 3–4 лет с нарушениями зрения по формированию целостного образа предметов. Картотека дидактических игр Аннотация В данной статье хочется опубликовать опыт работы с детьми с нарушениями зрения 2 младшая группа. При проведении тифлопедагогического.

Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края»Занятие по изобразительному искусству для молодых инвалидов с ментальными нарушениями «Народные промыслы родного края» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как у художника, педагога и народного мастера у меня возникла мысль создать серию занятий, посвящённых.

Занятие по изодеятельности «Изготовление объёмной игрушки из бросового материала» для инвалидов с ментальными нарушениямиЗанятие по изодеятельности «Изготовление объёмной игрушки из бросового материала» для инвалидов с ментальными нарушениями Цель — Развитие пространственного и образного мышления у воспитанников с ОВЗ. Развитие навыков конструирования, знание геометрических форм.

Занятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениямиЗанятие по изодеятельности «Плешковская и чернышенская игрушка» для инвалидов с ментальными нарушениями Здравствуйте, уважаемые коллеги- педагоги! В предыдущих записях блога я опубликовал конспекты занятий по Плешковской и Чернышенской игрушке,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями
Опубликовано: 26 декабря 2019 в 13:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование предметов заместителей в коррекционно-развивающем обучении дошкольников с ментальными нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Елена Миндруль (УИ 2158083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД