Валентина Акпашева
Использование опорных схем при составлении описательных рассказов
▼ Скачать + Заказать документы
К этой теме меня привели следующие проблемы:
1. Качество описательного текста т. е. отсутствие полноты характеристики:
• Внешних признаков,
• Внутренних качеств объекта описания,
• логики описания (соблюдения структуры описания, последовательности,
• его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использование различных способов межфразовой связи (местоименной к примеру "Это яблоко", "оно сочное", "этот фрукт очень полезный", "я его люблю есть", синонимической (плод, фрукт, яблоко, повтор).
• Образности.
Публикация «Использование опорных схем при составлении описательных рассказов» размещена в разделах
Другими словами нарушения всех составных частей языковой системы: фонетики, лексики, грамматики.
2. Затруднения при составлении описательного рассказа. Детям трудно:
Самостоятельно определить при рассматривании предмета его главные свойства и признаки.
Установить последовательность изложения выявленных признаков.
Удержать в памяти эту последовательность, которая является планом - описания.
Вследствие чего мы получаем: бедное описание образов, нарушение грамматического строя речи, схематичные, примитивные не последовательный, бессвязный, с пропуском смысловых звеньев, с длительными паузами описательные рассказы. Бывает и такое: описательный рассказ превращается в диалог между воспитателем и ребенком, вследствие задаваемых вопросов - подсказок воспитателя ребенку.
Что бы помочь детям преодолеть трудности в составлении описательных рассказов,
я поставила цель: Создание условий для совершенствования умений составлять описательные рассказы.
Задачи:
1. Способствовать составлению описательных рассказов по опорным схемам.
2. Научить понимать язык символов.
3. Побуждать к созданию собственных символов, схем.
Для реализации задач использовала опорные схемы, модели, картинки - подсказки, предложенные Т. Ткаченко, В. К. Воробьёвой. Приняв за основу их рекомендации несколько изменив символику, разработала свои опорные схемы, таблицы, значки-символы.
Использовала следующие методы : наглядный, словесный, практический, игровые методы и приемы, метод обследования, экспериментирования, метод одномоментности (восприятие одновременное произведений различных видов искусств). Построила занятие в игровой форме. Это игра - занятие, игра - сказка, игра - путешествие.
Принципы работы:
1. Обогащение словарного запаса.
2. Правильность речи.
3. Связность речи.
Этому способствуют словарные, грамматические, лексические, словесно-дидактические упражнения, речевые игры, предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами (Приложение № 3) эпитетами образными средствами языка: а так же на устранении недостатков в лексико-грамматичеком оформлении речи, особо отмечу чтение художественной литературы. Ни какая экранизация произведения не заменит чтения. Ребенок слышит, чувствует все прелести, описательные речи, полную эпитетов, сравнений, образных выражений. Слышит, чувствует, запоминает, конструирует в своей речи.
В работе с детьми я использую следующие типы опорных схем :
1. Игрушка
2. Посуда
3. Одежда
4. Времена года
5. Человек, животное
Дети наглядно видят, на какие признаки, свойства надо обратить внимание при описании предмета. Дети учатся составлять описательный рассказ по наглядному плану, предложенному самим воспитателем.
Затем дети экспериментируют, изменяют предложенный наглядный план воспитателя, т. е. меняют местами символы. И составляют по ним рассказ-описание. После чего сравниваем последовательность описания в первом и в последующих вариантах. Дети благодаря наглядному плану, замечают изменения: смысловое, драматическое. Последовательность, связность. Понимают важность - последовательного плана описания. С появлением опыта дети сами создают свои собственные символы, составляют по ним описательные рассказы. Работают с индивидуальными карточками (приложение № 1, в которых отражают ассоциативные признаки, качества, свойства предмета - описания.
Сенсорно-графическая схема (приложение № 2) помогла детям увидеть наглядно, понять с помощью каких анализаторов, ощущений, можно узнать о признаках. Свойствах качестве предметов описания, проследить конструкцию сложных, распространенных предложений; межфразовую связь.
Итог. Описание достижений : Анализируя результаты проведения работы (диагностика речевого развития приложение № 7) можно сделать вывод, что использование опорных схем значительно активизирует детей, привлекают их внимание к объяснению воспитателя. Наличие зрительного плана сделали рассказы детей более четкими, связными. Позволили детям последовательно излагать мысль, употребляя в речи сложноподчиненные предложения. Улучшилось качество описания текста. Полученный опыт дает возможность детям составлять описательный рассказ, даже без опоры на схемы. Дети научились понимать язык символов, охотно создают собственные символы. С удовольствием используют описательный рассказ в дидактических играх, речевых играх, пример, "Отгадай загадку по описанию"; в играх - перевоплощениях "Я - мячик"; в сюжетно-ролевых играх " Магазин - при условии: ребенок - покупатель описывает предмет и только тогда этот предмет считается проданным. Заметно улучшился грамматический строй речи, но оставляет желать лучшего. Определение проблем и перспектив в работе.
Речевая среда в которой растет ребёнок чаще оставляет желание лучшего.
Недостаточное чтение художественной литературы вне детского сада. Предпочтение экранизации произведений.
Рекомендую использовать опорные схемы педагогам дошкольного образования и учителям начальной школы.
Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова "Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта".
Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе. Приятен в общении.
Имитационная игра
Тема моего Мастер - класса
"Использование опорных схем при составлении описательных рассказов. "
Качество описательного текста определяются полнотой характеристики:
• Внешних признаков
• Внутренних качеств объекта описания.
• Логикой описания (соблюдение структуры описания, последовательности)
• Его связностью (правильность согласованности слов в предложениях; использовании различных способов межфразовой связи (местоимённой - оно яблоко, его ; синонимической - плод, фрукт, яблоко; повтор.)
• образностью
С некоторыми приёмами, которые использую в своей работе, я вас сейчас познакомлю.
Участниками имитационной игры становятся отвечающие на вопросы ведущей в игре под номером 1.
Я приглашаю совершить поход в супермаркет, но прежде мы должны выполнить задание.
1. Распространение предложений.
Я начну предложение, а вы продолжите:
- «Я иду в супермаркет (когда? зачем? для чего).
- Листья падают (Когда? куда? почему)
- Дети идут … (куда? Зачем)
- Садовник поливает (что? где? когда? зачем)
Пчела летит… (Когда? Зачем? Для чего)».
• Это речевое упражнение активизирует внимание детей. Способствует употреблению в речи распространенных предложений.
Задание выполнили. Идем в супермаркет.
2. Путь лежит через сквер (парк).
В парке растут: береза, ель, дуб - одним словом… (деревья). Участники изображают деревья.
• Это упражнение учит детей использовать в своей речи слова - обобщения, обобщать слова.
3. Подбор эпитетов к предмету.
Какая береза встретилась нам на пути? (Подняли руки - веточки). Предполагаемые ответы игроков:
Белоствольная, кудрявая, зеленая, стройная и т. д.
• Это речевое упражнение обогащает словарный запас ребенка словами - синонимами. Учит подбирать синонимы.
4. Встреча с собакой Приложение № 4
Материал: опорная схема, мяч, указка.
По пути, нам встретилась собака (Показ схем). Условие. Тот кто держит мяч отвечает на вопрос, называет признак, свойства, качество и т. д. Затем передает мяч следующему. Последний запоминает ответ каждого (т. е. перечисленные признаки, свойства и т. д.). И описывает собак, опираясь на опорную схему - подсказку и на ответы - признаки каждого участника.
Вопросы по схемам : (Каждый вопрос соответствует определенной схеме)
1. Кого вы встретили в парке?
2. Собака вам встретилась большая или маленькая?
3. Длинная или короткая шерстка у нее?
4. Какого цвета шерстка у собаки?
5. Что вы можете сказать об ушах, хвосте собаки?
6. Какое настроение у собаки?
7. Что она делает?
8. Как вы относитесь к ней т. е. ваше отношение к ней?
9. Какое чувство вызвало у вас по отношению к ней и т. д. ?
• Это домашнее задание развивает память, воображение. Учит понимать смысл, значение символов. Учит последовательному описанию предмета, опираясь на последовательный план - описания. Учит обращать внимание на характерные признаки, свойства, качества предмета описания.
5. В супермаркете Приложение № 5
Материал: фартук, пилотка,
этикетки-схемы подсказки прикреплены
к предметам расположенные на витрине.
Вот мы и в супермаркете! Нас встречает продавец (надеваю фартук, пилотку). Условие. Предмет покупки будет считаться проданным, если продавец услышит от покупателя связной, последовательной, подробный описательный рассказ о выбранном вами предмете - покупки. Этикетка - подсказка вам поможет описать выбранный вами предмет.
• Опираясь на знание символов, образец-план описания ребенок обращает внимания на характерные признаки предмета. Способствует последовательному, подробному, связному описанию.
Администрация супермаркета поощряет вас за произведенные вами покупки в виде утешительного приза. Раздаю конфеты каждому участнику имитационной игры. Спасибо за покупки! Пора возвращаться домой. Участницы на свои места.
Закончить свое выступление хочу словами русского писателя М. Шолохова
" Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. "
Как не сложится судьба ребенка, будет ли красноречие нужно ему профессионально или нет, хороший рассказчик, собеседник всегда ценится в обществе, приятен в общении.