Аноним
Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах
Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования метода наглядного моделирования на занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических представлений и связной речи.
Задачи:
1. Обучать работе со схемами и опорными символами.
Публикация «Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах „Звук и буква“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
2. Развивать умение дифференцировать сходные и различные по артикуляции и звучанию звуки.
3. Закреплять звуко-буквенный и слоговой анализ слов.
4. Развивать умение составлять предложения, высказывания, используя символы и схемы.
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений. Чем богаче и разнообразнее стимулы, т. е. средства, с помощью которых мы запоминаем материал, тем лучше произвольное запоминание, тем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.
Состоит моделирование из следующих этапов :
-усвоение и анализ сенсорного материала;
-перевод его на знаково-символический язык;
-работа с готовой моделью.
Данные виды упражнений для детей :
-обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения- чтению;
-создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;
-хорошо закрепляют запас уже имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова;
-формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;
-формируют навыки самоконтроля и самооценки.
Для логопеда:
-снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной и фронтальной работе с детьми;
-позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;
-помогают налаживать отношения с малоконтактными детьми.
Использование символов и схем осуществляется мною на всех этапах работы над речью. Поэтому охватывается все компоненты речи и,соответсвенно, детям удобнее и легче работать, когда метод наглядного моделирования используется значительно раньше, уже с этапа «звук».
На этапе «ЗВУК» использую схемы для проведения артикуляционной гимнастики.
Использую схемы для закрепления артикуляционных укладов гласных и согласных звуков.
Дети с помощью цветовых символов учатся определять гласные и согласные звуки, твердость-мягкость согласных звуков, что позволяет в дальнейшем составлять звуко-буквенный анализ слов.
Т. е. варианты использования схем на данном этапе достаточно разнообразны, поэтому у детей значительно повышается интерес к такому виду деятельности.
Провожу игру «Звуковой узор», цель которой- развитие фонематического восприятия. Данная игра позволяет ребенку выделить первый звук в слове и соотнести его с первым звуком в названии оттенка.
Игра «Поймай звук Ы». Цель- определение места звука в слове. В качестве модели используется так называемый «звуковой автобус», окошки которого и есть «начало, середина и конец слова». Похожим вариантом могут также служить «звуковые синички», подобным образом разделенные на три части.
Игра «Какой звук слышим чаще?». Читается скороговорка, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается.
На этапе «БУКВА», мною используются следующие игры :
«Волшебные буквы», которая выполнена из бусин, бросового а также природного материала. Ребенок на ощупь определяет буквы.
Игра «Буквы-краски». Ребенку предлагается черно-белая картинка, на частях изображенных предметов написаны буквы. Каждая буква-это цвет, с помощью инструкции ребенок закрашивает картинку. Данные виды игр даются мною для закрепления букв в домашних условиях. Все представленные здесь игровые пособия выполнены как в электронном виде, так и на бумаге. Первый вариант рассылается на электронный адрес родителям с описанием и целью игры. дного материала. Ребенок на ощупь определяет буквы.
Игра «Допиши букву». Ребенку предлагается схема так называемых «недописанных» букв, ребенок с помощью маркера на водной основе дописывает ее.
Игра «Найди букву». Предлагается схема и инструкция «Закрась все буквы Г соответствующим цветом. Посмотри что получится». Данные схемы имеются на каждую букву, предусмотренную программой.
Игра «Буквенный диктант». Даны геометрические фигуры. Ребенок с помощью маркера следует инструкции. Например, «напиши букву А в квадрате, букву Л – в прямоугольнике и т. д.» В дальнейшем данную игру можно усложнить, закреплением предлогов. Например, «Напиши букву» К «между прямоугольником и квадратом и т. д.»
Игра «Буквенный диктант» с использование цветных геометрических фигур различного размера.
Игра «Графический диктант». Предлагается схема для написания изучаемой буквы. Например, 4 клетки вверх, 3 клетки вправо и т. д. В итоге написана буква П. Данная игра также преследует задачу – ориентировка на листе бумаги.