МААМ-картинки

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква»

Аноним
Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах

Цель: повышение качества организации педагогического процесса и профессиональной компетенции учителей-логопедов по вопросам использования метода наглядного моделирования на занятиях по обучению грамоте, развитию лексико-грамматических представлений и связной речи.

Задачи:

1. Обучать работе со схемами и опорными символами.

Публикация «Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах „Звук и буква“» размещена в разделах

2. Развивать умение дифференцировать сходные и различные по артикуляции и звучанию звуки.

3. Закреплять звуко-буквенный и слоговой анализ слов.

4. Развивать умение составлять предложения, высказывания, используя символы и схемы.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Наглядное моделирование- это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для анализа новых явлений. Чем богаче и разнообразнее стимулы, т. е. средства, с помощью которых мы запоминаем материал, тем лучше произвольное запоминание, тем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти.

Состоит моделирование из следующих этапов :

-усвоение и анализ сенсорного материала;

-перевод его на знаково-символический язык;

-работа с готовой моделью.

Данные виды упражнений для детей :

-обеспечивают минимальный уровень фонематических, звукобуквенных, графических, познавательных средств, которые дают возможность перейти к следующему этапу обучения- чтению;

-создают условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей;

-хорошо закрепляют запас уже имеющихся представлений о звуко-буквенной стороне слова;

-формируют умение понять учебную задачу и решить ее самостоятельно;

-формируют навыки самоконтроля и самооценки.

Для логопеда:

-снимают трудности подбора дидактического материала при индивидуальной и фронтальной работе с детьми;

-позволяют контролировать уровень усвоения программного материала;

-помогают налаживать отношения с малоконтактными детьми.

Использование символов и схем осуществляется мною на всех этапах работы над речью. Поэтому охватывается все компоненты речи и,соответсвенно, детям удобнее и легче работать, когда метод наглядного моделирования используется значительно раньше, уже с этапа «звук».

На этапе «ЗВУК» использую схемы для проведения артикуляционной гимнастики.

Использую схемы для закрепления артикуляционных укладов гласных и согласных звуков.

Дети с помощью цветовых символов учатся определять гласные и согласные звуки, твердость-мягкость согласных звуков, что позволяет в дальнейшем составлять звуко-буквенный анализ слов.

Т. е. варианты использования схем на данном этапе достаточно разнообразны, поэтому у детей значительно повышается интерес к такому виду деятельности.

Провожу игру «Звуковой узор», цель которой- развитие фонематического восприятия. Данная игра позволяет ребенку выделить первый звук в слове и соотнести его с первым звуком в названии оттенка.

Игра «Поймай звук Ы». Цель- определение места звука в слове. В качестве модели используется так называемый «звуковой автобус», окошки которого и есть «начало, середина и конец слова». Похожим вариантом могут также служить «звуковые синички», подобным образом разделенные на три части.

Игра «Какой звук слышим чаще. Читается скороговорка, а ребенок показывает модель артикуляции звука, который чаще всего встречается.

На этапе «БУКВА», мною используются следующие игры :

«Волшебные буквы», которая выполнена из бусин, бросового а также природного материала. Ребенок на ощупь определяет буквы.

Игра «Буквы-краски». Ребенку предлагается черно-белая картинка, на частях изображенных предметов написаны буквы. Каждая буква-это цвет, с помощью инструкции ребенок закрашивает картинку. Данные виды игр даются мною для закрепления букв в домашних условиях. Все представленные здесь игровые пособия выполнены как в электронном виде, так и на бумаге. Первый вариант рассылается на электронный адрес родителям с описанием и целью игры. дного материала. Ребенок на ощупь определяет буквы.

Игра «Допиши букву». Ребенку предлагается схема так называемых «недописанных» букв, ребенок с помощью маркера на водной основе дописывает ее.

Игра «Найди букву». Предлагается схема и инструкция «Закрась все буквы Г соответствующим цветом. Посмотри что получится». Данные схемы имеются на каждую букву, предусмотренную программой.

Игра «Буквенный диктант». Даны геометрические фигуры. Ребенок с помощью маркера следует инструкции. Например, «напиши букву А в квадрате, букву Л – в прямоугольнике и т. д.» В дальнейшем данную игру можно усложнить, закреплением предлогов. Например, «Напиши букву» К «между прямоугольником и квадратом и т. д.»

Игра «Буквенный диктант» с использование цветных геометрических фигур различного размера.

Игра «Графический диктант». Предлагается схема для написания изучаемой буквы. Например, 4 клетки вверх, 3 клетки вправо и т. д. В итоге написана буква П. Данная игра также преследует задачу – ориентировка на листе бумаги.

Публикации по теме:

Использование моделирования в речевом развитии детей подготовительной группы Развитие речи детей – одна из главных задач подготовки к школе. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать.

Использование инновационных технологий в познавательно — речевом развитии дошкольников Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна сколько – нибудь сложная форма психической деятельности.

Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание текстов,.

Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей подготовительной к школе группы. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития.

Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Отчет о проведении мероприятия в рамках реализации творческого проекта-Использование сказок в познавательно-речевом развитииОтчет о проведении мероприятия в рамках реализации творческого проекта-Использование сказок в познавательно-речевом развитии В последнее время образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста явление очень редкое. Проблема.

Практикум-семинар «Использование игровых обучающих ситуаций в речевом развитии дошкольников» Слайд № 1,2 «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Семинар-практикум «Использование.

Представление опыта работы «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» "Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста" Слайд 1,2. Уважаемые председатель и члены жюри, разрешите.

Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста Содержание. Ведение 3 ГлаваI. Обзор методик и научно методической литературы по применению пальчиковых игр для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква»
Опубликовано: 21 сентября 2016 в 20:42
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование схем и опорных символов в речевом развитии детей на этапах «Звук и буква»» (включая файлы) размещена пользователем Аноним в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД