Елена Чегодаева
Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
"Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить" |
Публикация «Развитие связной речи посредством составления описательных рассказов с использованием гендерного подхода» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Хорошо развитая речь позволяет детям полноценно общаться – понятно выражать свои мысли и переживания, договариваться со сверстниками об игре, объяснять собственную позицию, задавать вопросы взрослым об интересующих их предметах и явлениях.
Успешность обучения в школе также во многом зависит от уровня речевого развития. Различные учебные действия - восприятие и воспроизведение текстовых материалов, умение задать вопрос и дать развернутый ответ, рассуждать на какую-либо тему и др. – требуют владения различными видами монолога.
Известно, что мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств, и привлечение наглядности значительно ускоряет процесс понимания и запоминания. Схемы, таблицы, наборы сюжетных и предметных картин позволяют облегчить, систематизировать и направить процесс усвоения нового материала.
Целью работы является всестороннее развитие речи детей. Но более подробно остановимся на составлении описательных рассказов. Для реализации данного направления были поставлены следующие задачи:
1. Формирование умения планировать речевые высказывания.
2. Развитие всех компонентов речи ребенка.
3. Реализация гендерного подхода при построении образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей детей.
Детский рассказ описание – это изложение характерных признаков отдельных предметов и явлений, в нем много личных определений и обстоятельств. Описательному рассказу присуща своя структура, композиция. В начале его называется предмет (или приобщается краткое содержание картины, затем в соответствии с порядком обследования указываются характерные признаки, назначения, взаимосвязь частей и в заключении говорится о назначении предмета, о действиях с ним. Описание действия опирается на его последовательность.
Существуют следующие виды описательных рассказов:
1. Составление описательного рассказа по игрушке
2. Составление описательных рассказов по предмету
3. Составление описательного рассказа по предметной картине
4. Составление описательного рассказа по сюжетной картине
5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине или натюрморту.
Взаимодействие с детьми в процессе образовательной и совместной деятельности строится с учетом следующих принципов:
- онтогенетический (учет развития речи ребенка в норме);
- деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности);
- взаимосвязь речевого и общего психического развития;
- принцип динамического изучения (отслеживание динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности);
- принцип личностного подхода (позиция воспитателя основана на уважении к личности ребёнка и его потребностям; работа направлена на увеличение познавательно – речевой активности с учётом их желаний и предпочтений);
- принцип социального творчества (учёт ведущего вида деятельности ребёнка; игровая деятельность способствует развитию не только познавательно – речевой сферы ребёнка, но и творческой, позволяя ребёнку максимально раскрыть свои возможности.)
В работе используются следующие методические приемы:
Договаривание за взрослым.
Начиная с младшего возраста, в группу приглашаются родители, где они рассказывают о каком-то событии из жизни, а ребенок договаривает. Рассказ может сопровождаться фотографиями (они служат для малыша зрительной опорой).
Составление простых нераспространенных предложений.
В процессе описания простых несложных предметов или событий простыми нераспространенными предложениями, ребенок рассказывает о событии или предмете простой фразой состоящей из двух – трех слов. На данном этапе ему не всегда удается последовательно рассказать о своем событии (предмете). Некоторые свойства предметов ребенок описывает лучше с опорой на тактильные ощущения (гладкий – шершавый, горячий – холодный и т. д., что способствует обогащению активного словаря прилагательных.
Детско-родительские проекты.
Педагогами совместно с родителями разрабатывается проект о каком-то предмете, путешествии или исследовании. Можно выделить три этапа:
Проблемно-целевой: определяется проблема,
Содержательный: на данном этапе родители могут путешествовать, заниматься художественно-прикладным творчеством, проводить эксперименты и опыты.
Заключительный: на данном этапе ребенок сам рассказывает о результатах сотворчества с родителями, или же с помощью родителей. Здесь представляются работы, поделки, фотографии.
Составление описательных рассказов с использованием предметно-схематических моделей Т. А. Ткаченко
Как писал Л. С. Выготский, «для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном». Создать такую программу позволяют предметно-схематичные модели Т. А. Ткаченко. В нем отображаются все смысловые звенья рассказа и последовательность, в которой они сменяют друг друга – т. е. моделируется план высказывания.
Виды описательных рассказов
Различают два вида описательных рассказов: объяснение и сравнение. Т. А. Ткаченко разработала схемы для составления рассказов по основным тематических блокам, изучаемым в детском саду, таким как «Фрукты-овощи», «Посуда», «Игрушки», «Одежда» и т. д. В ее схемах представлены символы-заместители различных свойств изучаемого объекта:
• принадлежность к родовому понятию
• среда обитания или роста (для растений и животных)
• размер
• цвет
• форма
• строение тела или составные части
• качество поверхности
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов)
• способ применения или польза, которую он приносит
Эти схемы активно используются при составлении не только описательных, но и сравнительных рассказов, для придумывания загадок-описаний, для обучения детей самостоятельной постановке вопросов.
Предметно – схематический план рассказа
Составление рассказа по предметно-схематическому плану предполагает подготовительную работу, начинается она с младшей группы (дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения, речь их носит характер диалога с воспитателем). Прежде чем начать работу со схемой, дети должны уметь выделять наиболее существенные признаки объекта описания. На занятиях по развитию речи они учатся группировать предметы по форме, цвету, размеру и т. д. Например, при подготовке к составлению описательного рассказа о фруктах, с детьми проводятся игры «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Собери фрукты по цвету», «Поварята» и т. д.
Дешифровки речевых моделей
В подготовительную работу входит и развитие умения дешифровки модели (схемы описательного рассказа). Ребенок сможет составить рассказ только в том случае, если понимает, что означает тот или иной символ, поэтому рассказыванию всегда предшествует подробный разбор схемы. В обучении детей описательной речи важна поэтапность. По мере приобретения навыка, роль педагога и помощь ребенку убывает, и, соответственно, увеличивается доля самостоятельного участия малыша.
В начале работы используется готовая схема (от детей требуется наполнить ее языковым содержанием, и составляется рассказ «по цепочке» – т. е., в описании принимает участие вся группа, и каждый ребенок озвучивает только свою часть рассказа. В конце сильный воспитанник повторяет рассказ целиком, это позволяет детям с низкой речевой активностью тянуться за своими сверстниками. Преимущество коллективного рассказывания состоит в том, что в работе активно участвуют все дети, и в процессе совместной деятельности получают представление о том, что значит – придумывать рассказ.
Учет индивидуальных речевых особенностей детей:
С детьми, которые испытывают сложности в запоминании плана высказывания, проводится игра «Расскажем вместе». Она проводится по принципу параллельного описания предметов из одной группы: воспитатель и ребенок составляют рассказ по частям, называя одни и те же признаки.
Составление описательных рассказов по сюжетной картине.
Виды рассказывания по картине
Составление описательного рассказывания по предметной картине
Составление описательного рассказа по сюжетной картине
Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине
Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин
Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту
Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.
Учет индивидуальных образовательных потребностей через реализацию гендерного подхода.
1. Реализация индивидуального подхода в процессе совместной деятельности.
Правильная, хорошо организованная работа по формированию связной речи в сочетании с личностно-ориентированной технологией (что является одним из требований ФГОС ДО) включающей в себя следующие подходы:
• разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ребенку
• дифференцированный подход — выделение подгрупп детей по знаниям, способностям.
• субъектно-личностный подход - подход-отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости; позволяет помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
2. Учет индивидуальных образовательных потребностей через реализацию гендерного подхода.
Гендерная социализация является частью общего процесса социализации и осуществляется через усвоение индивидуумом культурной системы гендера того общества, в котором живет ребенок. Коммуникативный и когнитивный компоненты тесно взаимосвязаны между собой в процессе развития индивидуальности ребёнка. Когнитивный компонент связан с тем, что ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина). В работе с детьми, имеющими низкую речевую активность или боязнь отвечать в присутствии сверстников, педагог через индивидуально - гендерный подход может раскрыть коммуникативные возможности ребёнка и помочь преодолеть речевой негативизм. С данной категорией детей можно начать работу по составлению описательных рассказов составляя с девочками рассказы о любимом платье, кукле, описывая домик в котором будут жить куклы, а с мальчиками о машинках, постройках, инструментах и т. д., тем самым побуждая непроизвольность речевого высказывания постепенно вводя элементы опорных схем. Например: «- Покажи, какие детали круглой формы у твоей машинки?» одновременно показывая ребенку карточку с изображением круга и т. д., в дальнейшем постепенно усложняя, предлагая рассказать о деталях и материале, из которого сделана машинка. Реализация такого подхода позволяет с малых шагов в речевом общении с педагогом раскрыть коммуникативные возможности ребёнка.