людмила шакирова
Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников» (старшая группа)
МБДОУ №42 «Черёмушки»
Автор: Шакирова Л. Н.
Г. Южно-Сахалинск
2017г
2
Содержание
Введение :
Публикация «Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи, Старшая группа» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Определение темы, обоснование её актуальности и необходимости рассмотрения,постановка цели и предполагаемый результат.
Содержание работы:
1. Теоретические основы технологии
2 Психолого-педагогический портрет воспитанников группы
(диагностика на начало года)
3 Методические рекомендации к организации использования
технологии.
4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.
5 Анализ проделанной работы (диагностика детей). Выводы.
Литература.
Приложения:
Мнемоквадраты, мнемотаблицы, образцы схем описательных рассказов, диагностический инструментарий, конспекты занятий.
3
Ведение
Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников –одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребёнок должен овладеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Первая ступень в системе образования – дошкольное образование. Основная задача педагога в детском саду- формирование у детей интереса к процессу обучения. Мне часто приходится искать различные средства, делающие процесс обучения более интересным и необычным,и которые облегчали бы его. Я решила использовать более эффективные научно-обоснованные пути развития речи и памяти детей.
Общаясь с учителями начальных классов школы, я обратила внимание на то, какие проблемы чаще всего встречаются у начинающих школьников. Одна из них это недостаточное, слабое развитие связной речи : скудный словарный запас, неумение строить сложные предложения, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, составлять рассказы о предметах и по картинам и из личного опыта, а так же плохое запоминание текстов с развитием сюжета, стихов. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Дети запоминают непроизвольно и порой не то, что требуется на данный момент. Если же добавить в процесс обучения наглядные картинки, то это приведёт к положительным результатам.
На основании этого целью моей работы в течении года стала идея внедрить в образовательную область «Речевое развитие» методы мнемотехники,моделирования. Моей целью стало повышение своего теоретического уровня, компетенции и мастерства и формирование у детей умения использовать в работе схемы, пиктограммы и модели.
Эти методы должны облегчить запоминание, увеличить объём памяти, развить зрительную и слуховую память, путём образования дополнительных ассоциаций (ассоциативное мышление, развить связность речи, научить составлять рассказы, логически мыслить, сформировать речемыслительную деятельность, систематизировать познавательную информацию об
4
окружающем мире, обогатить словарный запас, воспитать потребность речевого общения, развить мышление и воображение и память.
Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования вызывает интерес и помогает «оживить» занятие. А так же, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания и логически мыслить. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем в школьном обучении.
1 Теоретические основы технологи.
К. Д. Ушинский писал: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты» Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детских садов.
Связная речь – логически последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания, с помощью диалога им монолога.
Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование, так как мышление старших дошкольников наглядно-образное. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
«Моделирование»- исследование каких- либо явлений,процессов путём построения моделей. Что такое модель?
5
«Модель» -это любой образ какого-либо предмета, процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.
В дидактике выделяют 3 вида моделей :
1 Предметно-схематическая модель (предметы заместители и графические знаки)
2 Предметная модель в виде физической конструкции предмета (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая главные части предмета)
3 Графические модели (графики, формулы и схемы) или пиктограммы.
На использовании моделирования, пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения. Например,метод обучения грамоте разработанный Элькониным Д. Б. и Жуковой Л. Е. Схемы и модели постепенно приучают детей видеть связь слов в предложении и тексте.
Эффективно использовать мнемотаблицы в математическом развитии. Например: блоки Дьенеша помогают закреплять названия цвета, фигуры, формы. Дети легко дают характеристику блокам с помощью карточек свойств.
Мнемотехника – «искусство запоминания». Преобразование абстрактных символов в образы. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства), предназначалась для запоминания длинных речей. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов. Мозг фиксирует эту взаимосвязь и в
дальнейшем при припоминании одного из образов человек сразу, по ассоциациям воспроизводит все соединённые образы.
Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:
. принцип развивающего образования;
.принцип научной обоснованности и практической применяемости;
.предметность и наглядность;
. дифференцированный подход.
Метод наглядного моделирования даёт возможность : самостоятельно анализировать объекты и ситуации; развивает умение менять точку отсчёта, делать централизованной; развивать замысел, идею будущего продукта; планировать свои высказывания. Не связанные между собой картинки можно соединить в один сюжет. Эти модели-картинки помогают активизировать мыслительные процессы. Поэтому укрепляется память дошкольника, его образное мышление, развивается связная монологическая речь.
Этот метод может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
. пересказ;
.составление рассказов по картине, серии картин ;
. составление описательных рассказов;
. составление творческих рассказов ;
. а также при работе над заучиванием текстов.
7
Возраст детей в группе - 5 лет
Количество воспитанников - 20 человек
Диагностика по образовательной области «Речевое развитие» (связная речь) в начале учебного года показала:
Ноябрь 2016г.
Уровни развития связной речи : сформирована (высокий уровень) - 25%, стадия формирования (средний уровень) - 40% и не сформирована (низкий уровень) – 35%.
3 Методические рекомендации к организации технологии.
а. Модели, как наглядно-практическое средство познания должны соответствовать ряду требований:
- быть простой и понятной детям;
- в качестве моделей могут быть : геометрические фигуры, символические силуэтные, изображения предметов, схемы, пиктограммы.
- чётко и ярко передавать особенности, свойства и отношения которые должны быть освоены;
- моделирование выполняется на знакомом детям материале ;
- модель должна выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность.
- у детей не должно быть «привыкания», что этот символ можно применять только в какой-то одной области. Символ универсальный.
- элементами модели могут быть символы-заместители качественных характеристик предмета: величина, цвет, форма, размер, принадлежность к родовидовому понятию, качество поверхности, как используется, материал из которого изготовлен, детали.
б. Начинать работу надо с простого замещения предметов в символы и знаки (мнемоквадраты, обозначающие одно слово или словосочетание). Приложение № 1
в. После этого знакомить с мнемодорожками (квадрат из 3х картинок по которым можно составить небольшое предложение). Приложение № 2
г. Начинать с моделирования конкретных единичных ситуаций и предметов и только затем с обозначением качеств и свойств предметов и явлений.
д. Создать план высказывания: последовательное размещение в схемах всех конкретных элементов высказывания (силуэтные изображения, где каждое звено высказываемого должно вовремя сменяться следующим. Мнемотаблица. Приложение№3
ж. Модели должны «рождаться» на глазах у детей в тот момент, когда педагог объясняет новый материал. Затем идёт рассматривание и разбор с детьми того, что изображено.
11
з. Использовать модели при пересказе лучше начинать на хорошо знакомом материале. Например : сказка «Репка» или «Колобок».
и. Введение «отрицаний» начинаем после усвоения основ технологии детьми. Приложении № 4 (не круглый, не съедобный, не летает и т. п.)
Этапы работы с моделями :
1 Вводим символы, силуэты, мнемоквадраты, создавая их на глазах у детей, тут же объясняем, что они обозначают.
2 Вводим символы обозначающие свойства, качества, действия, родовидовые принадлежности. Приложение № 5
3 Вводим сочетание нескольких символов. Зарисовываем мнемодорожки.
4 Мнемотаблицы.
5 Вводим отрицания.
6 Предлагаем детям самим выбрать модель для обозначения какого-либо предмета.
7 Составление рассказов по опорным картинкам
8 Составляем рассказы по образцу воспитателя, опираясь на мнемотаблицы (схемы).
9 Используем моделирования на других занятиях и в разных видах деятельности для закрепления технологии.
10 Самостоятельное моделирование детьми.
Приёмы и методы, используемые для работы со схемами и пиктограммами:
. идентификация символов, т. е. ребёнок должен опознать их и соотнести с реальными предметами;
. конструирование : дети самостоятельно выбирают и составляют пиктограммы в такой последовательности, в которой произносится предложение или фраза;
. выбор из нескольких фраз ту, которую назвал взрослый;
. игра «Составь пару» (соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет с пиктограммой обозначающей среду обитания – машину с дорогой,самолёт с облаком или предмет и его условное обозначение и т. п) Приложение №6
.
. игра «КАКИЕ»(домашние) - выбрать те модели, которые подходят к одной тематической группе; Приложение №7
. «Какое слово получится» - по двум моделям составить одно слово; Приложение № 8
. составить из пиктограмм и моделей схему предложения, фразы, рассказа, письма, стихотворения. (индивидуальная зарисовка планов, схем по рассказу воспитателя)
. составить предложение, опираясь на схему («чтение» цепочками символов) Приложение № 9
. зарисовка загадок с использованием «отрицаний» (без окон и дверей; не лает, не кусает; без рук без топорёнка и т. п) Приложение №10
18
. игра «Какой, какая, какое?» Приложение № 11 (мягкое, тяжёлое, легкое, большое, маленькое и т. п)
. «Прочитай письмо» Приложение № 12
. изображения детьми эмоций: радость, удивление, злость.
. «Нарисуй карту» и «В поисках клада» : ориентировка в системе условных обозначений;
. работа в уголке природы: отмечать погоду с помощью условных обозначений ;
. «Найди предмет» с помощью пиктограммы.
. «Магазин» (игрушек, овощей, фруктов) С помощью схем и моделей описать, то что хочешь купить, не проговаривая название.
. «Выполни движение, действие» глядя на модель.
. Зарисовка воспитателем, а затем и детьми, плана (схемы) группы, своей квартиры, участка для прогулки.
Параллельно с этой работой необходимы речевые, дидактические и настольно-печатные игры, которые научать детей группировать, выделять составляющие детали предметов, а так же классифицировать их. Чтение художественной литературы, проведение наблюдений на прогулках, целевых экскурсиях, организация театральных и сюжетных игр. А так же знакомство родителей с изучаемой технологией.
4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.
Метод наглядного моделирования я использовала на занятиях по развитию связной речи :
- Пересказ.
- Составление рассказов по картине и серии картин.
- Составление описательных рассказов.
- Составление творческих рассказов.
- Заучивание.
Рассмотрим, как использовать технологии на каждом виде занятий отдельно.
1 Пересказ.
Самый простой из видов связного высказывания,так как используется готовый сюжет и готовые речевые формы.
Цели пересказа: - учить внимательно слушать весь текст, помочь понять и запомнить его содержание;
- развивать умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой ;
- точно и последовательно передавать развитие событий и диалоги героев произведения;
- если педагог использует моделирование, то обязательное усвоение детьми принципа замещения персонажей и атрибутов произведения заместителям (моделями);
- формировать умение передавать события, опираясь на схемы, пиктограммы, модели или план.
- развивать связную монологическую речь, расширять словарный запас детей.
- развивать память, мышление, внимание.
Структура образовательной ситуации по обучению пересказу.
1 Организационный момент для создания эмоционального фона восприятия текста.
2 Выразительное чтение произведения для обеспечения целостного восприятия текста.
3 Беседа по тексту: вопросы по содержанию, объяснение новых непонятных слов, повтор диалогов, выяснение основной ключевой мысли автора.
4 Выделяем, вместе с детьми, в тексте ключевые слова, объекты, героев произведения и к каждому из них зарисовываем силуэты (модели), которые напомнят именно это слово. Расположить модели в нужном порядке, соединив в один сюжет. Делаем содержание текста осязаемым, видимым, представляемым. Данная схема будет служить зрительным планом для детей. Приложение №13
5 Глядя на полученный план, педагог сама рассказывает ещё раз текст, показывая по ходу пересказа, каждую модель.
6 Пересказ текста детьми с опорой на картинки.
2 Составление рассказа по сюжетной картине.
Цели:
- Учить детей создавать рассказ по изображённому сюжету, рассказывать о событиях и объектах,изображённых на картине, используя план-схему.
-Составлять и употреблять в речи сложноподчиненные предложения; учить связности, развернутости и непрерывности высказывания.
-Развивать связную,грамматически правильную речь.
-закреплять умение ориентироваться в символах-заместителях.
Структура занятия.
1 Организационный момент. Предложение для рассматривания картины.
2 Выделение значимых объектов картины, рассматривание и подробное описание их внешнего вида, свойств и качеств. Тут же совместное составление и введение в рассказ моделей. (силуэты-заместители,которые являются частями плана рассказа по картине.
3 Составление плана рассказа- мнемотаблицы. Определение взаимосвязи между объектами картины. Отметить особенности композиционного фона картины. Додумать причины возникновения данной ситуации и чем она может закончиться или закончилась.
4 Затем воспитатель, условно, делит картину на части, закрывает их картонными листами разного цвета. Постепенно открывая части, предлагает кому-либо из детей описать этот фрагмент, опираясь на схему описания. И так вызывая несколько детей, постепенно происходит описание детьми всех частей картины по готовому плану. Работа над каждым из фрагментов происходит аналогично работе по составлению описания предмета- по схеме. Приложение №14
5 Рассказ воспитателя (с опорой на мнемотаблицу, описывая каждый объект по схеме) объединённый в единый сюжет.
6 Самостоятельное составление описательного рассказа, используя наглядный план с моделями.
3 Составление описательных рассказов о предметах (животных, временах года, транспорте и т. п)
Задачи:. Учить детей создавать словесный образ объекта с помощью мнемотаблицы, передавая его характерные особенности.
. Продолжать учить составлению связных, грамматически правильных предложений и употреблению их в своей речи.
. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов.
. Закреплять навыки самоконтроля над речью.
. Расширение и уточнение представлений о предметах.
. Развивать память, внимание, образное мышление и коммуникативные функции общения.
Структура основной части занятия.
При составлении описательных рассказов рекомендую проводить обучение в 4 этапа:
1 Подготовительные упражнения к описанию предмета : используем создание мнемодорожки, с силуэтными изображениями- цвет форма величина, материал, части, действия. Приложение №15
2 Обговорив каждый элемент по мнемодорожке, с помощью вопросов к детям, совместно выделяем и проговариваем описание самого предмета. Это будет образец рассказа. Предмет берём не тот, который надо описать на данном занятии.
3 Образец связного рассказа о предмете повторяется воспитателем.
4 Самостоятельное составление описательного рассказа детьми о заданном предмете, опираясь на мнемодорожку.
4 Составление рассказа по серии сюжетных картин
Задачи:
. Научить детей составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картин,
раскладывать их в порядке последовательности развития события.
. Строить грамматически правильные предложения.
. Активизировать словарь детей по заданной теме.
. Развивать логическое и образное мышление.
Структура занятия.
1 Организационный момент.
2 Рассматривание картин. Приложение №16
3 Предложить детям подумать, что общего на этих картинках, где здесь начало, где конец, чем они связаны и можно ли составить по ним рассказ.
4 Описание каждой отдельно. Все картинки воспитатель обозначает, заранее приготовленными мнемодорожками, располагая их, под каждой, на демонстрационной доске.
5 Дети самостоятельно раскладывают картины в нужном порядке. Если затрудняются, то воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов.
6 По получившейся схеме, дети составляют рассказ. Если затрудняются, воспитатель даёт образец рассказа.
4 Составление творческих рассказов
Цели:
. Учить детей создавать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями; спланировать всю речь и логически связать её отдельные компоненты.
. Развивать умение выбрать главное, о чём нужно рассказать, лаконично передавая наиболее характерные и важные события без излишней детализации.
. Составлять рассказы из личного опыта.
. Учить последовательно излагать свои мысли, строить несложные суждения, выводы.
. Активизировать словарь детей наличием эпитетов, сравнений, метафор, описаний, прямой речью. Пользоваться простыми и сложными распространенными предложениями.
. Закреплять умение пользоваться планом-схемой.
Структура занятия
1 Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадки, встреча сказочного героя в гостях у детей и т. п.
2 Беседа о проблемной (игровой) ситуации. Просьба к детям помочь её разрешить. Можно предложить готовую модель рассказа в виде силуэтных изображений, которую дети должны наделить смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.
3 Можно предложить детям угадать эпизод по демонстрации действия. Либо педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели дети придумывают сами. Или персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет детям проявить творчество в придумывании конкретных героев и их характерологическом оформлении.
4 Можно задать начало сказки, а продолжить её должны дети, опираясь на силуэтные изображения.
5 Располагаем на доске вместо развёрнутой предметной модели – обобщённую, содержащую только ключевые моменты. Происходит свёртывание модели в её заместитель. Приложение №17
6 Когда все модели будут обговорены и нарисованы можно соединить их стрелочками в порядке развития сюжета (начало, середина рассказа, конец). Когда и где происходит действие? Кто главные герои рассказа? Что с ними произошло? Кто им помог? Чем всё закончилось? Создаём мнемотаблицу и можно начинать составлять рассказ по ней.
7 На последнем этапе, когда дети уже хорошо освоят принцип составления моделей и мнемотаблиц, самостоятельно выбирают тему, героев сказки и силуэты для моделей.
8 Самостоятельные рассказы детей.
5 Заучивание
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Цели:. Помочь детям понять и запомнить новое стихотворение.
. Выразительно и эмоционально читать произведение.
. . Чётко и внятно проговаривать текст.
. Развивать память. образное мышление и умение использовать опорные рисунки для запоминания текстов.
Этапы работы:
1 Чтение воспитателем,желательно наизусть, нового стихотворения. Выразительно и эмоционально!
2 Вопросы по тексту. Это поможет детям понять основную мысль произведения и даёт возможность отвечать словами из самого стихотворения.
3 Объяснение новых незнакомых, трудных слов.
4 На каждое слово или фразу придумываем модель. Зарисовываем всё стихотворение мнемодорожкой с моделями. Приложение №18
5 Проговариваем весь текст используя полученную мнемодорожку, как схему. (2-3 раза)
6 Ребёнок самостоятельно пробует рассказать текст, ориентируясь в системе знаков.
6 Анализ проделанной работы (диагностика и выводы)
О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу детей:
В конце года (Май 2017г) кол. детей% В начале года (ноябрь 2016) кол. дет %
Высокий уровень (сформир)- 85% Высокий (сформирована) – 25%
Средний уровень (стадия фор)-10% Средний (стадия формир)- 40%
Низкий уровень (не сфор) – 5% Низкий (не сформир) - 35%
Сравнительная диагностика показала следующие результаты:
Как поменялся уровень развития связной речи детей в % :
С высоким уровнем возросло на: 60%
Со средним уровнем снизилось на – 30%
С низким снизилось на – 30%
Итак: уровень развития речи увеличился, видна положительная динамика.