Папки-передвижки

Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа

людмила шакирова
Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка на тему:

«Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников» (старшая группа)

МБДОУ №42 «Черёмушки»

Автор: Шакирова Л. Н.

Г. Южно-Сахалинск

2017г

2

Содержание

Введение :

Публикация «Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи, Старшая группа» размещена в разделах

Определение темы, обоснование её актуальности и необходимости рассмотрения,постановка цели и предполагаемый результат.

Содержание работы:

1. Теоретические основы технологии

2 Психолого-педагогический портрет воспитанников группы

(диагностика на начало года)

3 Методические рекомендации к организации использования

технологии.

4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.

5 Анализ проделанной работы (диагностика детей). Выводы.

Литература.

Приложения:

Мнемоквадраты, мнемотаблицы, образцы схем описательных рассказов, диагностический инструментарий, конспекты занятий.

3

Ведение

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников –одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребёнок должен овладеть основными формами устной речи – внешней устной и внутренней, диалогической и монологической. Первая ступень в системе образования – дошкольное образование. Основная задача педагога в детском саду- формирование у детей интереса к процессу обучения. Мне часто приходится искать различные средства, делающие процесс обучения более интересным и необычным,и которые облегчали бы его. Я решила использовать более эффективные научно-обоснованные пути развития речи и памяти детей.

Общаясь с учителями начальных классов школы, я обратила внимание на то, какие проблемы чаще всего встречаются у начинающих школьников. Одна из них это недостаточное, слабое развитие связной речи : скудный словарный запас, неумение строить сложные предложения, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, составлять рассказы о предметах и по картинам и из личного опыта, а так же плохое запоминание текстов с развитием сюжета, стихов. В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Дети запоминают непроизвольно и порой не то, что требуется на данный момент. Если же добавить в процесс обучения наглядные картинки, то это приведёт к положительным результатам.

На основании этого целью моей работы в течении года стала идея внедрить в образовательную область «Речевое развитие» методы мнемотехники,моделирования. Моей целью стало повышение своего теоретического уровня, компетенции и мастерства и формирование у детей умения использовать в работе схемы, пиктограммы и модели.

Эти методы должны облегчить запоминание, увеличить объём памяти, развить зрительную и слуховую память, путём образования дополнительных ассоциаций (ассоциативное мышление, развить связность речи, научить составлять рассказы, логически мыслить, сформировать речемыслительную деятельность, систематизировать познавательную информацию об

4

окружающем мире, обогатить словарный запас, воспитать потребность речевого общения, развить мышление и воображение и память.

Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование моделирования вызывает интерес и помогает «оживить» занятие. А так же, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное и систематизировать полученные знания и логически мыслить. Усвоение логических форм мышления необходимо в дальнейшем в школьном обучении.

1 Теоретические основы технологи.

К. Д. Ушинский писал: «Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты» Практически те же задачи по развитию речи стоят и перед сотрудниками детских садов.

Связная речь – логически последовательное, грамматически правильное и образное изложение определённого содержания, с помощью диалога им монолога.

Многочисленные исследования педагогов и психологов показывают, что одним из наиболее перспективных методов реализации речевого развития является моделирование, так как мышление старших дошкольников наглядно-образное. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

«Моделирование»- исследование каких- либо явлений,процессов путём построения моделей. Что такое модель?

5

«Модель» -это любой образ какого-либо предмета, процесса или явления, используемый в качестве заместителя. В основе моделирования лежит принцип замещения. Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

В дидактике выделяют 3 вида моделей :

1 Предметно-схематическая модель (предметы заместители и графические знаки)

2 Предметная модель в виде физической конструкции предмета (плоскостная модель фигуры, воспроизводящая главные части предмета)

3 Графические модели (графики, формулы и схемы) или пиктограммы.

На использовании моделирования, пиктограмм основаны многие методы дошкольного обучения. Например,метод обучения грамоте разработанный Элькониным Д. Б. и Жуковой Л. Е. Схемы и модели постепенно приучают детей видеть связь слов в предложении и тексте.

Эффективно использовать мнемотаблицы в математическом развитии. Например: блоки Дьенеша помогают закреплять названия цвета, фигуры, формы. Дети легко дают характеристику блокам с помощью карточек свойств.

Мнемотехника – «искусство запоминания». Преобразование абстрактных символов в образы. Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства), предназначалась для запоминания длинных речей. Человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов. Мозг фиксирует эту взаимосвязь и в

дальнейшем при припоминании одного из образов человек сразу, по ассоциациям воспроизводит все соединённые образы.

Работа с технологией «мнемотехника» опирается на следующие принципы:

. принцип развивающего образования;

.принцип научной обоснованности и практической применяемости;

.предметность и наглядность;

. дифференцированный подход.

Метод наглядного моделирования даёт возможность : самостоятельно анализировать объекты и ситуации; развивает умение менять точку отсчёта, делать централизованной; развивать замысел, идею будущего продукта; планировать свои высказывания. Не связанные между собой картинки можно соединить в один сюжет. Эти модели-картинки помогают активизировать мыслительные процессы. Поэтому укрепляется память дошкольника, его образное мышление, развивается связная монологическая речь.

Этот метод может использоваться в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

. пересказ;

.составление рассказов по картине, серии картин ;

. составление описательных рассказов;

. составление творческих рассказов ;

. а также при работе над заучиванием текстов.

7

Возраст детей в группе - 5 лет

Количество воспитанников - 20 человек

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие» (связная речь) в начале учебного года показала:

Ноябрь 2016г.

Уровни развития связной речи : сформирована (высокий уровень) - 25%, стадия формирования (средний уровень) - 40% и не сформирована (низкий уровень) – 35%.

3 Методические рекомендации к организации технологии.

а. Модели, как наглядно-практическое средство познания должны соответствовать ряду требований:

- быть простой и понятной детям;

- в качестве моделей могут быть : геометрические фигуры, символические силуэтные, изображения предметов, схемы, пиктограммы.

- чётко и ярко передавать особенности, свойства и отношения которые должны быть освоены;

- моделирование выполняется на знакомом детям материале ;

- модель должна выступать в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность.

- у детей не должно быть «привыкания», что этот символ можно применять только в какой-то одной области. Символ универсальный.

- элементами модели могут быть символы-заместители качественных характеристик предмета: величина, цвет, форма, размер, принадлежность к родовидовому понятию, качество поверхности, как используется, материал из которого изготовлен, детали.

б. Начинать работу надо с простого замещения предметов в символы и знаки (мнемоквадраты, обозначающие одно слово или словосочетание). Приложение № 1

в. После этого знакомить с мнемодорожками (квадрат из 3х картинок по которым можно составить небольшое предложение). Приложение № 2

г. Начинать с моделирования конкретных единичных ситуаций и предметов и только затем с обозначением качеств и свойств предметов и явлений.

д. Создать план высказывания: последовательное размещение в схемах всех конкретных элементов высказывания (силуэтные изображения, где каждое звено высказываемого должно вовремя сменяться следующим. Мнемотаблица. Приложение№3

ж. Модели должны «рождаться» на глазах у детей в тот момент, когда педагог объясняет новый материал. Затем идёт рассматривание и разбор с детьми того, что изображено.

11

з. Использовать модели при пересказе лучше начинать на хорошо знакомом материале. Например : сказка «Репка» или «Колобок».

и. Введение «отрицаний» начинаем после усвоения основ технологии детьми. Приложении № 4 (не круглый, не съедобный, не летает и т. п.)

Этапы работы с моделями :

1 Вводим символы, силуэты, мнемоквадраты, создавая их на глазах у детей, тут же объясняем, что они обозначают.

2 Вводим символы обозначающие свойства, качества, действия, родовидовые принадлежности. Приложение № 5

3 Вводим сочетание нескольких символов. Зарисовываем мнемодорожки.

4 Мнемотаблицы.

5 Вводим отрицания.

6 Предлагаем детям самим выбрать модель для обозначения какого-либо предмета.

7 Составление рассказов по опорным картинкам

8 Составляем рассказы по образцу воспитателя, опираясь на мнемотаблицы (схемы).

9 Используем моделирования на других занятиях и в разных видах деятельности для закрепления технологии.

10 Самостоятельное моделирование детьми.

Приёмы и методы, используемые для работы со схемами и пиктограммами:

. идентификация символов, т. е. ребёнок должен опознать их и соотнести с реальными предметами;

. конструирование : дети самостоятельно выбирают и составляют пиктограммы в такой последовательности, в которой произносится предложение или фраза;

. выбор из нескольких фраз ту, которую назвал взрослый;

. игра «Составь пару» (соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет с пиктограммой обозначающей среду обитания – машину с дорогой,самолёт с облаком или предмет и его условное обозначение и т. п) Приложение №6

.

. игра «КАКИЕ»(домашние) - выбрать те модели, которые подходят к одной тематической группе; Приложение №7

. «Какое слово получится» - по двум моделям составить одно слово; Приложение № 8

. составить из пиктограмм и моделей схему предложения, фразы, рассказа, письма, стихотворения. (индивидуальная зарисовка планов, схем по рассказу воспитателя)

. составить предложение, опираясь на схему («чтение» цепочками символов) Приложение № 9

. зарисовка загадок с использованием «отрицаний» (без окон и дверей; не лает, не кусает; без рук без топорёнка и т. п) Приложение №10

18

. игра «Какой, какая, какое?» Приложение № 11 (мягкое, тяжёлое, легкое, большое, маленькое и т. п)

. «Прочитай письмо» Приложение № 12

. изображения детьми эмоций: радость, удивление, злость.

. «Нарисуй карту» и «В поисках клада» : ориентировка в системе условных обозначений;

. работа в уголке природы: отмечать погоду с помощью условных обозначений ;

. «Найди предмет» с помощью пиктограммы.

. «Магазин» (игрушек, овощей, фруктов) С помощью схем и моделей описать, то что хочешь купить, не проговаривая название.

. «Выполни движение, действие» глядя на модель.

. Зарисовка воспитателем, а затем и детьми, плана (схемы) группы, своей квартиры, участка для прогулки.

Параллельно с этой работой необходимы речевые, дидактические и настольно-печатные игры, которые научать детей группировать, выделять составляющие детали предметов, а так же классифицировать их. Чтение художественной литературы, проведение наблюдений на прогулках, целевых экскурсиях, организация театральных и сюжетных игр. А так же знакомство родителей с изучаемой технологией.

4 Описание основных элементов представляемой технологии и внедрение их в НОД.

Метод наглядного моделирования я использовала на занятиях по развитию связной речи :

- Пересказ.

- Составление рассказов по картине и серии картин.

- Составление описательных рассказов.

- Составление творческих рассказов.

- Заучивание.

Рассмотрим, как использовать технологии на каждом виде занятий отдельно.

1 Пересказ.

Самый простой из видов связного высказывания,так как используется готовый сюжет и готовые речевые формы.

Цели пересказа: - учить внимательно слушать весь текст, помочь понять и запомнить его содержание;

- развивать умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой ;

- точно и последовательно передавать развитие событий и диалоги героев произведения;

- если педагог использует моделирование, то обязательное усвоение детьми принципа замещения персонажей и атрибутов произведения заместителям (моделями);

- формировать умение передавать события, опираясь на схемы, пиктограммы, модели или план.

- развивать связную монологическую речь, расширять словарный запас детей.

- развивать память, мышление, внимание.

Структура образовательной ситуации по обучению пересказу.

1 Организационный момент для создания эмоционального фона восприятия текста.

2 Выразительное чтение произведения для обеспечения целостного восприятия текста.

3 Беседа по тексту: вопросы по содержанию, объяснение новых непонятных слов, повтор диалогов, выяснение основной ключевой мысли автора.

4 Выделяем, вместе с детьми, в тексте ключевые слова, объекты, героев произведения и к каждому из них зарисовываем силуэты (модели), которые напомнят именно это слово. Расположить модели в нужном порядке, соединив в один сюжет. Делаем содержание текста осязаемым, видимым, представляемым. Данная схема будет служить зрительным планом для детей. Приложение №13

5 Глядя на полученный план, педагог сама рассказывает ещё раз текст, показывая по ходу пересказа, каждую модель.

6 Пересказ текста детьми с опорой на картинки.

2 Составление рассказа по сюжетной картине.

Цели:

- Учить детей создавать рассказ по изображённому сюжету, рассказывать о событиях и объектах,изображённых на картине, используя план-схему.

-Составлять и употреблять в речи сложноподчиненные предложения; учить связности, развернутости и непрерывности высказывания.

-Развивать связную,грамматически правильную речь.

-закреплять умение ориентироваться в символах-заместителях.

Структура занятия.

1 Организационный момент. Предложение для рассматривания картины.

2 Выделение значимых объектов картины, рассматривание и подробное описание их внешнего вида, свойств и качеств. Тут же совместное составление и введение в рассказ моделей. (силуэты-заместители,которые являются частями плана рассказа по картине.

3 Составление плана рассказа- мнемотаблицы. Определение взаимосвязи между объектами картины. Отметить особенности композиционного фона картины. Додумать причины возникновения данной ситуации и чем она может закончиться или закончилась.

4 Затем воспитатель, условно, делит картину на части, закрывает их картонными листами разного цвета. Постепенно открывая части, предлагает кому-либо из детей описать этот фрагмент, опираясь на схему описания. И так вызывая несколько детей, постепенно происходит описание детьми всех частей картины по готовому плану. Работа над каждым из фрагментов происходит аналогично работе по составлению описания предмета- по схеме. Приложение №14

5 Рассказ воспитателя (с опорой на мнемотаблицу, описывая каждый объект по схеме) объединённый в единый сюжет.

6 Самостоятельное составление описательного рассказа, используя наглядный план с моделями.

3 Составление описательных рассказов о предметах (животных, временах года, транспорте и т. п)

Задачи:. Учить детей создавать словесный образ объекта с помощью мнемотаблицы, передавая его характерные особенности.

. Продолжать учить составлению связных, грамматически правильных предложений и употреблению их в своей речи.

. Упражнять в подборе прилагательных, глаголов.

. Закреплять навыки самоконтроля над речью.

. Расширение и уточнение представлений о предметах.

. Развивать память, внимание, образное мышление и коммуникативные функции общения.

Структура основной части занятия.

При составлении описательных рассказов рекомендую проводить обучение в 4 этапа:

1 Подготовительные упражнения к описанию предмета : используем создание мнемодорожки, с силуэтными изображениями- цвет форма величина, материал, части, действия. Приложение №15

2 Обговорив каждый элемент по мнемодорожке, с помощью вопросов к детям, совместно выделяем и проговариваем описание самого предмета. Это будет образец рассказа. Предмет берём не тот, который надо описать на данном занятии.

3 Образец связного рассказа о предмете повторяется воспитателем.

4 Самостоятельное составление описательного рассказа детьми о заданном предмете, опираясь на мнемодорожку.

4 Составление рассказа по серии сюжетных картин

Задачи:

. Научить детей составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картин,

раскладывать их в порядке последовательности развития события.

. Строить грамматически правильные предложения.

. Активизировать словарь детей по заданной теме.

. Развивать логическое и образное мышление.

Структура занятия.

1 Организационный момент.

2 Рассматривание картин. Приложение №16

3 Предложить детям подумать, что общего на этих картинках, где здесь начало, где конец, чем они связаны и можно ли составить по ним рассказ.

4 Описание каждой отдельно. Все картинки воспитатель обозначает, заранее приготовленными мнемодорожками, располагая их, под каждой, на демонстрационной доске.

5 Дети самостоятельно раскладывают картины в нужном порядке. Если затрудняются, то воспитатель помогает с помощью наводящих вопросов.

6 По получившейся схеме, дети составляют рассказ. Если затрудняются, воспитатель даёт образец рассказа.

4 Составление творческих рассказов

Цели:

. Учить детей создавать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями; спланировать всю речь и логически связать её отдельные компоненты.

. Развивать умение выбрать главное, о чём нужно рассказать, лаконично передавая наиболее характерные и важные события без излишней детализации.

. Составлять рассказы из личного опыта.

. Учить последовательно излагать свои мысли, строить несложные суждения, выводы.

. Активизировать словарь детей наличием эпитетов, сравнений, метафор, описаний, прямой речью. Пользоваться простыми и сложными распространенными предложениями.

. Закреплять умение пользоваться планом-схемой.

Структура занятия

1 Организационный момент. Сообщение темы занятия, чтение стихотворения, загадки, встреча сказочного героя в гостях у детей и т. п.

2 Беседа о проблемной (игровой) ситуации. Просьба к детям помочь её разрешить. Можно предложить готовую модель рассказа в виде силуэтных изображений, которую дети должны наделить смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

3 Можно предложить детям угадать эпизод по демонстрации действия. Либо педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели дети придумывают сами. Или персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет детям проявить творчество в придумывании конкретных героев и их характерологическом оформлении.

4 Можно задать начало сказки, а продолжить её должны дети, опираясь на силуэтные изображения.

5 Располагаем на доске вместо развёрнутой предметной модели – обобщённую, содержащую только ключевые моменты. Происходит свёртывание модели в её заместитель. Приложение №17

6 Когда все модели будут обговорены и нарисованы можно соединить их стрелочками в порядке развития сюжета (начало, середина рассказа, конец). Когда и где происходит действие? Кто главные герои рассказа? Что с ними произошло? Кто им помог? Чем всё закончилось? Создаём мнемотаблицу и можно начинать составлять рассказ по ней.

7 На последнем этапе, когда дети уже хорошо освоят принцип составления моделей и мнемотаблиц, самостоятельно выбирают тему, героев сказки и силуэты для моделей.

8 Самостоятельные рассказы детей.

5 Заучивание

Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.

Цели:. Помочь детям понять и запомнить новое стихотворение.

. Выразительно и эмоционально читать произведение.

. . Чётко и внятно проговаривать текст.

. Развивать память. образное мышление и умение использовать опорные рисунки для запоминания текстов.

Этапы работы:

1 Чтение воспитателем,желательно наизусть, нового стихотворения. Выразительно и эмоционально!

2 Вопросы по тексту. Это поможет детям понять основную мысль произведения и даёт возможность отвечать словами из самого стихотворения.

3 Объяснение новых незнакомых, трудных слов.

4 На каждое слово или фразу придумываем модель. Зарисовываем всё стихотворение мнемодорожкой с моделями. Приложение №18

5 Проговариваем весь текст используя полученную мнемодорожку, как схему. (2-3 раза)

6 Ребёнок самостоятельно пробует рассказать текст, ориентируясь в системе знаков.

6 Анализ проделанной работы (диагностика и выводы)

О результатах моей деятельности можно судить по проведенному мониторингу детей:

В конце года (Май 2017г) кол. детей% В начале года (ноябрь 2016) кол. дет %

Высокий уровень (сформир)- 85% Высокий (сформирована) – 25%

Средний уровень (стадия фор)-10% Средний (стадия формир)- 40%

Низкий уровень (не сфор) – 5% Низкий (не сформир) - 35%

Сравнительная диагностика показала следующие результаты:

Как поменялся уровень развития связной речи детей в % :

С высоким уровнем возросло на: 60%

Со средним уровнем снизилось на – 30%

С низким снизилось на – 30%

Итак: уровень развития речи увеличился, видна положительная динамика.

Публикации по теме:

Мнемотехника как средство развития связной речи детей Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми и сверстниками. Передать опыт, накопленный человечеством,.

Использование мнемотехники для развития связной речи у детей с ОНР Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей с нарушением речи Гуманизация и демократизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние и на дошкольное образование. Овладение родным.

Моделирование-как средство развития связной речи. Консультация: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи Консультация для педагогов МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска Тема: «Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа
Опубликовано: 31 октября 2017 в 12:15
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа» (включая файлы) размещена пользователем людмила шакирова (УИ 597568) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД