Елена Коршунова
Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Визитная карточка
Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
2 слайд. Актуальность личного вклада в развитие образования.
«Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней, чиста, нетороплива,
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
К сожалению, на сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое и это делает проблему развития связной речи одной из наиболее актуальных. Недостаток общения родителей со своими детьми, порой игнорирование речевых трудностей детей лишь увеличивает количество дошкольников с недостатками речи. В речи детей существует множество проблем:
• Односложная речь, неспособность построить распространенное предложение;
• Бедность речи, недостаточный словарный запас;
• Трудности в построении монолога (сюжетный или описательный рассказ, пересказ);
• Отсутствие навыков культурной речи;
Чтобы успешно решить эти проблемы, необходимо сделать процесс обучения интересным, развивающим, несколько опережающим развитие ребенка, но не превышающим его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами я считаю необходимым использовать в своей работе оригинальные, творческие методики, и одна из них – это мнемотехника.
Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания», как система методов и приемов, основанная на наглядности, обеспечивает успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, эффективное развитие речи.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский.
3 слайд. Над темой «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» я работаю второй год, начала работу в средней группе
Цель моей деятельности: развитие связной речи старших дошкольников посредством мнемотехники.
Задачи моей педагогической деятельности:
1. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Создать условия для развития связной речи :
- Разработать и апробировать серию занятий с использованием мнемотехники
- Создать наглядный материал включающий в себя приемы мнемотехники
4 слайд
Где ещё можно использовать
карточки- схемы? В познавательном развитии (последовательность действий, В физическом развитии (построение моделей упражнений,В социально-коммуникативном развитии(
для обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Слайд 5
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. В средней группе я начинала работу с простейших мнемоквадратов, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, облачко пушистое воздушное, ягодка – красная.
Слайд 6.
Далее я последовательно переходила к мнемодорожкам, Здесь изображена мнемодорожка на песню «2 Весёлых гуся».
Слайд 7.
Следующий этап- Переход к мнемотаблицам, здесь изображён пример мнемотаблицы по сказке «Колобок» Для детей среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы.
Слайд 8.
Позже при рассказывании сказок я усложняла или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.
Слайд 9.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд 10.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Слайд 11.
Коллаж
Еще одна разновидность мнемотехники – это коллаж. Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
Слайд 12.
Моя работа по использованию мнемотаблиц состояла из следующих этапов:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Слайд 13.
Результаты моей работы:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.