Ирина Скибицкая
Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли и идеи. Поэтому на сегодняшний день формирование связной речи у детей, особенно у дошкольников, является актуальной проблемой. Но без внедрения в образовательный процесс специальных психолого-педагогических методик и технологий решить данную проблему достаточно трудно. Одним из эффективных средств решения этой проблемы является методика наглядного моделирования. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
Публикация «Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах
Обучение составлению рассказов при помощи этого метода способствует развитию связности речи, формированию умений употреблять в речи точные и образные слова. Этот метод эффективен еще и потому, что дает возможность педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
Предлагаем для начала выяснить, что означают понятия «связная речь», «моделирование», «модель». Ф. А. Сохин говорит, что связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. В. В. Краевский определяет моделирование как «систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования». В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В. А. Штофф определяет модель как «средство отображения, воспроизведения той или иной части действительности с целью ее более глубокого познания от наблюдений и эксперимента к различным формам теоретических обобщений». Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания, необходимо создавать модели. Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. Должны при этом принимать во внимание, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. На основе такой работы происходят важные для полноценного психического развития детей изменения - овладение системой умственных действий в процессе интериоризации. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования : усвоение и анализ сенсорного материала; перевод его на знаково-символический язык; работа с моделью.
Данный подход развивает восприятие ребёнка, его сенсорную культуру, активизирует память, воображение, стимулирует речевую деятельность. Следовательно, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.