Светлана Пожидаева
Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений преследует цель – научить детей связно, последовательно грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Монолог для детей дошкольников более сложен, чем диалог. Он требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Для меня стало важным таким образом организовать обучение детей, чтобы сами они стали активными участниками образовательного процесса. Проработав много литературы по интересующей меня теме, я остановились на интересных находках таких авторов, как Т. В. Большева, С. В. Бойкова. Они предлагают развивать мышление дошкольников, а вместе с тем и речь, с использованием мнемотехники или мнемоники. Это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Цель обучения - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи. Этот прием работы конечно не нов, но такая система работы заинтересовала меня. Приемы мнемотехники особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается у них лучше вербального. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Работая с детьми младшего дошкольного возраста по методике мнемотехники, я отметила, что дети с интересом слушают сказку, легко запоминают текст, опираясь на таблицу, воспроизводят содержание. В течение всего периода работы над сказкой дети выполняют ряд заданий, направленных на речевое и интеллектуальное развитие. Работа в свободной деятельности становится разнообразнее, так как содержание занятий органично вносится в игровую среду: дети раскрашивают картинки по сказкам, в речевых уголках рисуют отрабатываемые звуки, конструируют дома для героев сказок и т. д.
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы начинали с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Что можно изобразить на мнемотаблице? Вообще мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. В ней можно нарисовать то, что посчитаете нужным, но изобразить необходимо так, чтобы нарисованное было понятно детям. (Приложение 1. Этапы работы по мнемотаблице). Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Также можно “спрятать” персонажи в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (2 треугольника, медведь – большой коричневый круг и т. д. Нужно отметить, если вы сделали, например, волка – изображением «зубов», тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить персонаж другой графической заставкой.
В начале обучения не используется метод графической зарисовки, но постепенно уже в старшей группе вводится кодирование информации частично, а к концу обучения полную зарисовку на занятии.
Один из приемов мнемотехники, который я использую в работе - коллаж. Это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, связанные между собой одной целью. Цель коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие фотографической памяти, устной речи, умения связно говорить, рассказывать. К чему я и стремлюсь, используя эту методику.
Еще такой интересный прием, как работа с тактильными дощечками. Изготавливаются дощечки с разной поверхностью. На поверхность наклеиваются различные материалы: наждачная бумага, мягкая ткань, крупы, семена и т. д. Данный материал хорош для развития тактильной памяти, воображения, развития речи. Ребенку предлагается закрыть глаза, в его руки вкладывается дощечка. Ребенок, ощупывая поверхность, объясняет, какая она на ощупь, что она ему напоминает. Гладя дощечку с гречневой крупой, ребенок говорит, что это зубастый волк, у него зубы острые, он злой. Получая дощечку с мехом, отвечает, что это лиса, хитрая, пушистая. У нее длинный пушистый хвост, она красивая. Так как дети младшего возраста очень любопытны, и им трудно сдержаться, не открыв глаза, я использую для этой игры традиционный «чудесный мешочек». Здесь дети уже имеют возможность не только обследовать предложенную дощечку, но и выбрать самостоятельно нужную из большого количества в мешочке. Затем составляется рассказ-описание животного, используя мнемоквадраты или мнемотаблицу.
Увидев ценность мнемоники, ее результативность мы включаем данную технику во многие виды занятий. Использование моделирования в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон, как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания различных предметов и т. д. Мнемотехника прочно вошла в жизнь детей нашей группы. Совместно с воспитателями, дети изготавливают мнемотаблицы на программные сказки, схемы описательных рассказов одежды, овощей и фруктов, игрушек, человека, погоды, модели растений и ухода за ними, признаков живой природы и т. д.
В старшем дошкольном возрасте, у детей формируются первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно дать полную характеристику звука? В этом помогут схемы-таблицы «Волшебные домики», которые облегчат детям усвоение материала по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным, так и акустическим признакам.
Вывод: Результатом проделанной работы стало:
- проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;
- значительное расширение активного словаря;
- усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;
- улучшение монологической и диалогической речи.