Лучший педагог года

Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Лаврентьева
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Организация работы по заучиванию стихотворений старшими дошкольниками

2.1. Характеристика детей, принимавших участие в реализации педагогического проекта

Перед началом работы была проведена диагностика детей подготовительной группы № 12 (6-7 лет) по нормам овладения речи, основанная на программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая показала следующие результаты (Таблица 1 и рисунок 1, 2, 3) :

Публикация «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Таблица 1. – Результаты диагностики детей перед началом реализации педагогического опыта.

Критерии Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком

Показатели по группе % В С Н В С Н В С Н

0 % 61 % 39 % 0 % 55 % 45 % 0 % 33 % 67 %

Рис. 1. – Результаты диагностики уровня связной речи детей в начале исследования.

Рис. 2. – Результаты диагностики уровня развития навыков пересказывания перед началом исследования.

Рис. 3. – Результаты диагностики уровня развития звукового анализа у детей перед началом исследования.

На основе проведенного анализа, а также собственных наблюдений, был сделан вывод о том, что не у всех воспитанников процесс запоминания стихотворных текстов протекает благополучно.

Беседы с логопедом, психологом, собственные наблюдения за детьми в повседневной жизни позволили составить следующую картину речевого развития дошкольников.

У большинства воспитанников группы состояние всех компонентов речи соответствует возрастной норме, однако у некоторых детей группы наблюдаются нарушения звукопроизносительной стороны речи (наблюдается замена одних звуков другими, смешение, нарушение слоговой структуры слова); недоразвитие фонематических процессов (дошкольники затрудняются в различении пар звуков, проведении звукового анализа); ограниченность словарного запаса, трудности в употреблении лексических значений слов, недостаточная сформированность грамматических форм языка: ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, затруднения в образовании сложных предложений, выраженные в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, отсутствии сложноподчинённых конструкций, трудности в образовании слов различными способами; затруднения в составлении рассказа по серии картин в связном, последовательном изложении художественных произведений, в поддержании диалога.

Также у детей данной группы отмечается средний уровень сформированности зрительной памяти; зрительного восприятия (трудности в опознании предметов в условиях наложения); внимания (замедленность темпа выполнения задания, увеличение ошибок к концу работы).

У некоторых детей группы наблюдается достаточно низкий уровень речеслуховой памяти: неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания. Поэтому воспитанники достаточно тяжело запоминают стихотворные тексты, испытывают значительные трудности в опосредованном воспроизведении речевого материала. Легче запоминают короткие стихи, в которых много существительных и глаголов, где конкретность сочетается с динамикой действия, и тяжело запоминают большие по объему стихи, в которых присутствуют эпитеты, метафоры и пр.

Полученные в ходе регулярных наблюдений данные явились основой для разработки серии занятий по заучиванию стихотворений дошкольниками данной группы с использованием мнемотаблиц.

2.2. Создание и реализация педагогического опыта

При подборе стихотворений и создании комплекса, прежде всего, учитывались программные требования по ознакомлению дошкольников данного возраста с художественной литературой (Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до школы / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.); возрастные и индивидуальные особенности воспитанников; речевые возможности каждого ребёнка; фонетический принцип используемого речевого материала; соответствие занятия определённой лексической теме; рекомендации психолога и логопеда по организации данной формы работы.

Исходя из выше перечисленного, была создана серия мнемотаблиц на стихотворения различной тематики : «Времена года», «Транспорт», «Праздники», «Животные и птицы», «Огород» и др.

Основой мнемотаблиц послужили известные стихи. Работа по разучиванию стихотворений была организована во время образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой дошкольников (как фрагмент занятия, а также в рамках работы по определенной лексической теме.

2.3. Перспективный план работы на 2021-2022 гг.

№ п/п Дата Мероприятие

1 Сентябрь-октябрь Работа с детьми.

-«Как работать с мнемотаблицей». Знакомство с символами.

-Чтение стихотворения В. Орлова «Желтые мышки». Составление мнемотаблицы. Заучивание.

-Чтение стихотворения «Жили-были сто ребят». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Игра составь стихотворение» или «Сложи картинки по порядку».

-Чтение стихотворения «Ветер по лесу летал…». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Заучивание.

-Чтение стихотворения «Белка-шалунишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Заучивание наизусть стихотворения. Д. игра «Угадай стихотворение».

-П. Воронько «Хитрый ёжик». Подбор картинок, составление мнемодорожки. Заучивание. Д. игра «Наведи порядок в картинках».

-Чтение стихотворений Е. Трутнёвой «Листопад», «Осень». Знакомство с мнемотаблицами.

2 Ноябрь Чтение стихотворения «Компот». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Заучивание стихотворения. Д. игра «Сложи картинки по порядку».

-Чтение стихотворения «Первый снег». Составление мнемотаблицы. Заучивание. Игра «Что пропало?».

-Чтение стихотворения «Подарки осени». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. Заучивание. Игра «Сложи картинки по порядку».

— Т. Волгина Подарок маме». Составление мнемодорожки. Заучивание стихотворения. Игра «Наведи порядок в картинках».

-Д. игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям», Повторение знакомых стихотворений в д. игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке»

3 Декабрь Чтение стихотворения «Дятел». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 2. Заучивание стихотворения «Дятел». Д/игра «Сложи картинки по порядку». -. Чтение стихотворения «Дикие животные». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 4. Заучивание наизусть стихотворения «Дикие животные». Д/игра «Наведи порядок в картинках».

-Чтение стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 2. Заучивание стихотворения «Дед Мороз прислал нам елку». Д/игра «Сложи картинки по порядку».

— Д/игра «Убери лишние картинки». 4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по мнемодорожке».

4 Январь Чтение стихотворения «Снеговик» В. Егорова

— Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Заучивание. Д/и «Наведи порядок в картинках».

— Чтение стихотворения «Снегири» Н. Нищеева.

Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок.

Заучивание. Повторение знакомых стихотворений в д/и «Угадай стихотворение по набору слов»

-. Чтение стихотворения «Мой мишка». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 2. Заучивание стихотворения «Мой мишка». Д/игра «Из набора картинок выбери только те, которые подходят к стихотворению».

— Чтение стихотворения «Зимний гость» Н. Найденова Заучивание

5 Февраль Чтение стихотворения «Хлеб». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 2. Заучивание стихотворения «Хлеб». Д/игра «Какой картинки не хватает». -Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям». 4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

Стихотворение «Дружите, дети» Т. Шорыгина. Мнемодорожка

-«Два флота», «Будущий мужчина» В. Касавицкий, «Капитаны» З. Петрова, «Мои защитники»

6 Март «Весна идет» А. Барто,

-«Сказки слушать я люблю»

-«Кто поможет» Н Мордовина

-«Весна пришла» Т. Дмитриева

-Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожку к знакомым стихотворениям». 4. Повторение знакомых стихотворений в д/игре «Угадай стихотворение по набору слов».

7 Апрель «Помощники весны» Г. Ладонщиков

«Космонавт», «Ю. Гагарин» В. Степанов

«Что нужно делать каждый день» Н. Д. Ходжимирова

-Транслирование опыта «Я рисую любимое стихотворение» (выставка или концерт)

8 Май «Майский праздник» Т. Белозеров

-Чтение стихотворения «Жук». Подбор и составление мнемодорожки из набора картинок. 2. Заучивание стихотворения «Жук». Д/игра «Какой картинки не хватает». 3. Д/игра «Составь из набора картинок мнемодорожки к знакомым стихотворениям»

-«Жучок» Н. Гусарова.

-«Что мы Родиной зовем» В. Степанов

-Повторение знакомых стихов. Д/и «Угадай стихотворение по мнемотаблице».

9 Работа с родителями в течение года

1. Консультация: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».

Работа с педагогами

1. ООД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»

2. Передача опыта работы, картотека мнемотаблиц и т. д.

Заключение

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Мнемотехника облегчает детям овладением связной речи. Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт. Приемы мнемотехники используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

В процессе работы нами был проведен анализ психологической и методической литературы по данной теме. Дана характеристика связной речи и изучены возможности развития связной речи детей дошкольного возраста посредством мнемотаблиц.

На констатирующем этапе эксперимента проводилось обследование связной речи детей, с целью выявления уровня ее развития.

В ходе формирующего этапа эксперимента на основе полученных в ходе обследования данных, было определено направление работы по развитию связной речи детей старшей группы, а также разработана и проведена система занятий по развитию связной речи с применением мнемотаблиц.

Контрольный этап эксперимента предполагал анализ результатов системы работ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.

Результаты экспериментального исследования показали, что у большинства обследуемых детей развитие связной речи находится на среднем уровне, что характеризуется наличием ошибок и трудностями составлять рассказ – описание, самостоятельный пересказ.

На основании полученных результатов исследования разработана система развития связной речи посредством мнемотехники. По окончанию ее реализации после повторного исследования показатели значительно улучшились: высокий уровень показали – 40% детей, средний уровень – 60% детей, низкий уровень не обнаружен. Дети могут логично выстраивать предложения, устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках. При пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения. Практические отсутствуют грамматические ошибки. Самостоятельно составляют рассказ – описание.

Таким образом, результаты исследования доказывают эффективность проведенной работы и подтверждают гипотезу, сформулированную в начале.

Публикации по теме:

«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет«Использование нетрадиционного материала «алюминиевая фольга» в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Фотоотчет Добрый день, коллеги и гости сайта. Представляю Вашему вниманию фотоотчет презентации своего опыта работы по теме: «Использование нетрадиционного.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Конспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехникиКонспект ООД в подготовительной группе по заучиванию стихотворений с использованием метода мнемотехники Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Обобщение опыта «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта по теме: «Использование ментальной карты в работе с детьми старшего дошкольного возраста». Уважаемые коллеги хочу поделиться.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июля 2022 в 14:34
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в работе по заучиванию стихотворений детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лаврентьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД