Эльза Сидорова
Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходевоспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Публикация «Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма удошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Американский педагог Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности. На этой основе я выбрала тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность».
Целью работы стало: Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставила следующие задачи:
Образовательные:
- сформировать представления детей о Российской армии;
- расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы.
Развивающие:
- вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества.
( Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);
- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;
- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.
Воспитательные :
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Участниками проектов : дети; воспитатели; музыкальный руководитель; инструктор по физической культуре; родители; привлекаем сотрудников городской детской библиотеки филиал № 1; выпускников детского сада.
Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольноговозраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков: «Моя семья. Мой дом», «Детский сад», "Моя малая родина", "Мой родной край", "Родная страна", "Наша Армия", "Космос".
Я составила и реализовала краткосрочные проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
Естественно Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностейдошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. К подготовительной к школе группе проекты будут исследовательскими и будут носить долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями соберут исторические факты и события.
Со всеми участниками Проекта необходимо проводить тематические встречи- «Сильны и могучи богатыри славной Руси», «Наша армия», «Рода войск», «А как это было?», «На передовой или фронтовые будни», «О наградах» и беседы о характере богатырей Руси и защитниках Родины с рассматриванием картины «Богатыри» В. Васнецова, о Российской армии (погонах, знаках отличия, званиях, родах войск).
Для реализации своего проекта мне было необходимо :
1. Изучить опыты передовых педагогов по данной теме.
2. Создать предметно-развивающую среду в группе (центр «Моя Родина Россия, и малая Родина – Марий Эл»,атрибуты для сюжетно ролевых игр.).
3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Мои воспитанники старшего дошкольного возраста проявляют большой интерес к произведениям художественной литературы, поэтому я знакомлю их с рассказами о военной службе, защитниках нашей Родины в годы ВОВ, Российской армии, русских богатырях.
Также необходимо детей знакомить с пословицами и поговорками о храбрости, героизме воинов, солдатской дружбе и товариществе, а также с энциклопедиями о воинах, «Стрелковом оружии».
Прослушивание Сообщения Совинформбюро о начале войны, просмотр презентации «Детям о войне».
Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников -игра, в рамках реализации Проекта планируются и проводятся игры патриотического направления :
1. дидактические: «Подбери картинку», «Что нужно солдату, моряку, пограничнику, летчику», «Боевые медали», «Чья форма?», «Военная техника», «Рода войск», «Морской бой»;
2. сюжетно-ролевые: «На заставе», «Пограничники», «Танкисты», «Летчики», «Военный парад», «Связисты», «Защита границ», «Строим крепость»;
3. спортивные досуги: «Русские богатыри», «Мы защитники Отечества!», «Смелые, сильные, ловкие», «Зарница», «Нашей Родины сыны нынче прославляются», «Богатырские состязания».
Активное участие родителей в таких мероприятиях очень нравится детям. Ведь для ребёнка нет ничего лучше, чем поиграть вместе с папой и мамой, продемонстрировать им свою ловкость и умения. Именно такие мероприятия оставляют яркие впечатления не только у детей, но и родителей.
4. Также в рамках реализации Проекта по нравственно-патриотическому воспитанию особенно запоминающимися событиями для детей будут встречи с солдатами Российской армии и ветеранами боевых действий. Совместные игры и творчество, а главное - их рассказы о воинской службе, о событиях происходящих на полях сражений производят такое впечатление, что почти все мальчики и даже девочки принимают решение, что после д/с обязательно пойдут служить в армию.
5. Формированию у детей любви к Родине, уважение к Российской армии и солдату способствует также художественная деятельность. Рассматриваем репродукций картин и плакатов на военную тематику. Лепка фигур на темы «Пограничник с собакой», «Военная техника», «Герои», рисунки боевых машин, портретов героев, солдат, изготовление аппликаций-подарков папам, дедушкам, гостям солдатам и ветеранам, конструирование танков, крепостей, самолетов, кораблей, оружия и т. д. Совместное творчество с воспитателями по изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, а также режиссерским по данной тематике, создание групповых стенгазет, альбомов.
6. Слушание таких известных песен, как «Священная война», «Катюша», «Темная ночь», «Вечный огонь», «Пусть всегда будет солнце», а также мелодии «Марш Победы» М. Старокадомского, «Военный марш» Г. Свиридова, «Прощание славянки» В. Агапкина, «Праздничный марш»В. Рупова.
7. Разучивание песни («Всавайте, люди русские!», «Синий платочек», «Безкозырка белая», «Бравые солдаты», «Мы-солдаты», «Я встану на посту», «Мой папа», «Идет солдат по городу», «Буду военным», А. Ермолова «Прадедушка», «День Победы» и др.) и танцы («Моряки, «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой).
8. Вместе с родителями и педагогами организовать познавательные экскурсии в школьный музей боевой славы, возложить цветы к «Вечному огню».
9. Организовывать всевозможные выставки в ДОУ: книг на тему «Патриотическое воспитание детей», очередной выпуск газеты «Радужный вестник» приуроченный к празднованию Дня Победы, стенгазеты: «Никто не забыт»; «Помним, гордимся, любим!» выставка совместных творческих работ, фотовыставка «Кто подарил нам этот МИР» (дедушки, бабушки – свидетели и участники Великой Отечественной войны, детского творчества-рисунков: «Рисуют мальчики и девочки Победу», «Доблесть воина в рисунках», семейных праздничных открыток и плакатов «Нет войне!».
10. Анкетирование родителей «Формирование у детей знаний о войне».
11. Консультации для родителей «Уроки гражданственности», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»;
12. Оказание помощи в пополнении дидактических игр, детской художественной литературы, аудио-видеофильмов для детей.
13. Домашнее задание с родителями – рисование и изготовление необходимого материала по данной теме.
14. Участие в изготовлении пособий, дидактических игр.
15. Оказание помощи в проведении выставок.
16. Изготовление атрибутов и костюмов к играм и тематическому занятию.
17. Организация экскурсий с детьми в детскую библиотеку.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитаниясчитаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участниковпроекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессенравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Организуя проектную деятельность, я отражаю её в календарных планах. Так как он реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.