людмила долдонова
«Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений».
Подготовила : воспитатель Долдонова Л. Ф.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Программное содержание:
1. Продолжать формировать представления детей о цикличности временных эталонов (частей суток, дней недели, времён года, последовательности месяцев в году, понятие «круглый год».
Публикация «„Использование технологий моделирования при формировании у детей временных представлений“,» размещена в разделах
2. Закреплять умения составлять модель суток, недели, года с использованием пластилина, готовых аппликационных форм; ориентироваться на модели.
3. Продолжать учить детей использовать в речи русские народные пословицы и поговорки, уметь их объяснить; свободно оперировать понятиями, обозначающими временные отрезки : длинная ночь, короткий день, зимние месяцы, весенние краски, летние, зимние сутки, время года; составлять небольшие рассказы по фотографиям.
4. Продолжать учить детей скатывать из пластилина круговыми движениями круг, сплющивать его.
5. Воспитывать доброту, интерес к совместной деятельности, стремление добиваться результата.
Оборудование и материалы: модели : «Сутки», «Неделя», «Год»; наглядные картинки, конструктор «Лего», цветные ленты, карточки для игр, фотографии.
Предварительная работа : просмотр фильма-сказки «Сказка о потерянном времени». Чтение стихов, рассказов, загадок, в которых упоминаются различные временные промежутки.
Ход.
Сюрпризный момент.
-Дети к нам в гости сегодня придёт мальчик Петя из сказки о потерянном времени. (стук в дверь)
-Это, наверное он. (входит старик)
-Ой, дедушка! А где же Петя?
-Это же я Петя.
-Дети, что же снова случилось с Петей?
-Верно, он снова превратился в старика. Как вы думаете почему?
(ответы детей)
-Верно, он терял время попусту. А какую пословицу мы знаем о правильном использовании времени?
- Правильно, делу время - потехе час. Что она означает?
-Дети, давайте познакомим Петю с разными временными промежутками.
Игровое упражнение с моделью «сутки».
-Дети, и ты, Петя, посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого промежутка времени она изображает? Как вы думаете, какое время суток отмечено на модели серым (чёрным, белым и розовым?
А теперь давайте поиграем, я буду показывать картинки, а вы с помощью цветных карточек определять когда это бывает (утром, днём, вечером или ночью).
(Воспитатель выкладывает поочерёдно картинки с изображением зубной щётки, подушки, тарелки, игрушки т. д. и просит детей показать с помощью карточки серого, розового, белого или чёрного цвета, в какое время суток используется этот предмет.)
Дети, я покажу вам ещё одну модель суток. Скажите, чем отличаются эти модели суток друг от друга? (Сектор чёрного цвета на одной модели больше, на другой сектор белого цвета больше.)
-Как вы думаете, почему? (Это модели летних и зимних суток).
- Почему на модели летних суток белого цвета больше, чем на модели зимних суток? (Летом дни длиннее, чем зимой).
- Петя, скажи, изменяется ли последовательность частей суток зимой или летом?
Петя: Конечно изменяется.
-Дети, а вы как думаете? (последовательность не изменяется). Эх, Петя, плохо ты в школе учился!
- Как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени года? (Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни короче).
Включается на экране запись. ( 1-й злодей: Дорогие злодеи, дети помогают Пете.
2-й злодей: А вот мы сейчас поколдуем, перепутаем все дни недели. И превратится он снова в мальчика…. после дождичка в четверг)
-Дети, что означает поговорка. После дождичка в четверг. (ответы детей).
-Верно, неизвестно когда.
- Петя, ты не бойся наши дети тебе помогут и ты обязательно станешь ребёнком. Слушай внимательно.
Работа над закреплением понятия «неделя».
- Дети. почему модель поделена на 7 частей? (неделя состоит из 7 суток).
- 7 суток – это неделя.
- Петя, давай поиграем с детьми в игру «Лови, бросай, дни недели называй».
-Назовите дни недели по порядку.
-Как называется первый день недели, пятый, шестой?
- В какие дни недели мы не ходим в детский сад?
- Какой день недели между четвергом и субботой?
- У Алёши день рождения послезавтра, в какой день недели наступит день рождения, если сегодня вторник?
- Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели они приехали?
Составление модели недели.
-Теперь давайте научим Петю составлять модель недели.
- Для этого нам необходимо вспомнить, сколько дней в недели. Каждый день недели постарайтесь изобразить разным цветом.
- Петя ты тоже на доске составь модель недели.
(Дети изображают модель).
- Теперь проверим. (Ответы 2-3 детей).
-Ну, а ты, Петя, справился? Давайте проверим работу Пети.
- Давайте исправим ошибку, которую допустил Петя.
-Скажи, Петя, спасибо детям, что помогли разобраться с этим заданием.
Физкультминутка.
Петя: Ох, и устал я. Давайте отдыхать. Напомните когда вы ложитесь отдыхать в детском саду? (Днём, после обеда).
-Ну, вот и пойдём. (Дети ложатся. Звучит музыка. Дети танцуют рок-н- ролл.)
-Петя, опять ты всё спутал. Дети в тихий час должны отдыхать, а танцевать на занятиях или вечером. Хорошо злодеи тебя не видят!
Работа с календарём. (Вносится календарь).
-Дети снова старики-волшебники колдуют, новую загадку прислали. Посмотрите, к нам пришёл Годовичок. Он принёс новую модель. Ответим на вопросы - поможем Пете.
Работа с моделью года.
- Что обозначает круг, разделённый на 4 части синего, зелёного, красного и жёлтого цвета. (Времена года).
-Верно, каждое время года следует друг за другом.
-Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на три части. Как вы думаете, почему? (В каждом времени года три месяца.)
- Назовите самые холодные зимние месяцы. Петя, какие же в году самые жаркие месяцы? Сколько всего в году месяцев? Назовите их по порядку.
Игровое упражнение «Найди ошибку».
- Я думаю что март, апрель и сентябрь - это весенние месяцы? Правильно ли это? (Сентябрь осенний месяц).
Петя: Я думаю, что сначала идёт октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это? (Сначала сентябрь, потом октябрь, а за ним ноябрь).
-Дети, могут месяцы меняться местами?
- Конечно нет, они идут друг за другом последовательно и составляют год.
Работа в центрах.
- Теперь, чтобы закрепить знания о различных моделях времени, поработаем в центрах науки.
1 группа - делают модель «сутки».
2 группа - делают модель «неделя».
3 группа - делают модель «год».
Итог.
Литература:
Старший воспитатель №2 2013г. с. 16,17
№11 2012 г. с. 17
Обруч №6 2013 г. с. 32
«Инновационная деятельность в ДОУ» И. Урмина, Т. Данилина. с. 115.