Анжела Харламова
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления на семинаре-практикуме
«Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»
По теме: «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями»
Подготовила педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №34
«Капитошка»
Харламова А. В.
Публикация «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями» размещена в разделах
Работая педагогом-психологом и имея многолетний стаж, я пришла к выводу, что использование арт-терапевтических методик очень эффективно с ребятами старшего дошкольного возраста, которые испытывают проблемы эмоционального характера, или с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно-обусловленных качеств и факторов внешней среды.
Неблагоприятные воздействия среды могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному искаженному развитию личности. К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей относятся реактивные состояния, такие как:
1. Синдром гиперактивности;
2. Конфликтные переживания;
3. Психастения;
4 Психопатические формы поведения;
Для нормального психического развития ребенка необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся прежде всего:
1. Любовь ближних;
2. Чувство безопасности, обеспечиваемое заботой родителей;
3. Воспитание правильной самооценки;
4. Наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении, руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между "Я" ребёнка и внешним миром. И маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.
Реактивное состояние определяется как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями, и не связаны с органическим поражением центральной нервной системы. Ярким примером является синдром гиперактивности, который выражается в психомоторной расторможенности и эмоциональной возбудимости.
Причинами возникновения таких состояний у ребёнка могут стать конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, в других случаях основными симптомами реактивных состояний являются психомоторное возбуждение, расторможенность в совершении неадекватных поступков и действий.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере могут также проявляться и в тяжелых внутренних конфликтных переживаниях ребёнка, когда в дуще у него сталкиваются противоречивые отношения к родным и близким, или к той или иной социальной ситуации.
Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются неблагоприятные положения ребенка в семье, такие как конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей. Проявлениями тяжёлых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм во многих формах его проявления, включая речевой негативизм, депрессивные состояния, а стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями поведения.
Также достаточно сложным нарушением является психастения. Это нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное общим ослаблением нервно-психических познавательных процессов. Причинами могут быть серьезные заболевания ребенка, общее ослабление его состояния, нарушение конституционального развития. Основными проявлениями психастении являются снижение общей психологической активности, замедленность, быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явление психическая заторможенности, повышенная утомляемость при психических нагрузках.
Дети этой категории отличаются такими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность, состояние депрессии и аутестические проявления.
К одним из нарушений в эмоционально-волевой сфере относится психопатия. Психопатия - это патологический склад характера, который проявляется в неуравновешенности поведения, в неумении подчиняться внешним требованиям, в неумении приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.
Иными словами, психопатия - это искажённый вариант развития личности при сохранном интеллекте. Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной причиной, вызывающей врожденную, или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является ещё наличие другого фактора: неблагополучие социальной среды и отсутствие коррегирующих воздействий при воспитании ребенка.
Таким образом, можно подвести итог и можно отметить взаимодействие внешних и биологических факторов происхождения нервно-психических расстройств у детей, которые приводят к эмоционально-волевым нарушениям. Биологические факторы рассматриваются как исходные моменты, предпосылки, которые могут вызывать психопатическое развитие личности. Решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания и развития ребенка. Целенаправленное позитивное воздействие внешней окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения.
В коррекционной и развивающей работе я, как педагог-психолог, с детьми с эмоционально волевыми нарушениями чаще всего использую методы арт-терапии, такие как сказкотерапия, куклотерапия, песочные игры, рисования на песочных столах, а также часто применяем метафорические ассоциативные карты. Я использую карты Татьяны Ушаковой "Роботы". Но на самом деле разнообразные метафорических карт просто поражает, они могут быть самыми разнообразными. Они могут изображать картинки природы или лиц, могут быть с текстом или без. Я не перестаю удивляться тому, как много тонко чувствующих и умных людей использовать метафорические карты в своей работе, как много методов и способов применения их в своей практике.
И все таки метафорические карты объединяет одно - это путь к самому себе. Метафорические карты - это нахождение своих субличностей и как можно с ними договориться. Если мы говорим про детей старшего дошкольного возраста, про детей с ограниченными возможностями здоровья, или про детей, которые испытывают проблемы эмоционального характера, то это прежде всего поиск ресурсов, которые ребенок мог бы использовать в своей повседневной жизни.
Комплект состоит из 2 наборов карт : цветных и черно-белых. Каждый из них включает в себя 3 вида карточек : изображение голов, туловищ и ног. Всего 168 карт, и это материал для многоразового использования. Также в набор входит листы с чёрно-белым изображениями которые нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей черно-белых изображений - это расходные материалы. Если ребенок выбрал чёрно-белые карты, ему предлагаются копии частей выбранного изображения, чтобы он мог оформить роботов по своему усмотрению. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, и в результате можно создать изображение робота из любых частей. Множество возможностей комбинировать разные детали уже является игрой, по сути, робот - это фантазия на тему человека, его возможностей и отношений. Всё это задает поле для психологической работы, комплект "Робот" позволяет работать с внутренними конфликтами. В частности это касается детей с особенностями развития с ограниченными возможностями здоровья и детей с эмоциональными нарушениями. Данную методику можно использовать индивидуально, в парах, в малых группах, в больших группах, в детско-родительских группах. Если мы говорим про групповое применение данного метода, то это будет касаться, прежде всего, развития у детей коммуникативных навыков. Если мы говорим про индивидуальную работу, - а особенно это касается детей с эмоциональными нарушениями, - то это поиск ресурсов, способностей, умения вырабатывать какие-то новые техники и приемы выхода из каких-то сложных ситуаций.
Работа с "Роботами" эффективна не только с детьми с эмоционально- волевыми нарушениями, но и со всеми детьми старшего дошкольного возраста, поскольку эмоционально-волевая несформированность характерна для всех детей-дошкольников.