МААМ-картинки

Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями (2 фото)

Анжела Харламова
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект выступления на семинаре-практикуме

«Использование метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы»

По теме: «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями»

Подготовила педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад №34

«Капитошка»

Харламова А. В.

Публикация «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями» размещена в разделах

Работая педагогом-психологом и имея многолетний стаж, я пришла к выводу, что использование арт-терапевтических методик очень эффективно с ребятами старшего дошкольного возраста, которые испытывают проблемы эмоционального характера, или с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Как известно, личность ребенка формируется под влиянием наследственно-обусловленных качеств и факторов внешней среды.

Неблагоприятные воздействия среды могут стать причиной временных нарушений поведения, которые, закрепившись, могут привести к аномальному искаженному развитию личности. К основным видам нарушений в развитии эмоционально-волевой сферы у детей относятся реактивные состояния, такие как:

1. Синдром гиперактивности;

2. Конфликтные переживания;

3. Психастения;

4 Психопатические формы поведения;

Для нормального психического развития ребенка необходимо присутствие определенных эмоционально-психологических факторов. К ним относятся прежде всего:

1. Любовь ближних;

2. Чувство безопасности, обеспечиваемое заботой родителей;

3. Воспитание правильной самооценки;

4. Наряду с развитием самостоятельности в действиях и поведении, руководство взрослых, включающее, помимо любви и заботы, определенный набор запретов. Только при правильном соотношении внимания и запретов формируются соответствующие связи между "Я" ребёнка и внешним миром. И маленький человек, сохраняя свою индивидуальность, развивается в личность, которая обязательно найдет свое место в обществе.

Реактивное состояние определяется как нервно-психические расстройства, вызванные неблагоприятными ситуациями, и не связаны с органическим поражением центральной нервной системы. Ярким примером является синдром гиперактивности, который выражается в психомоторной расторможенности и эмоциональной возбудимости.

Причинами возникновения таких состояний у ребёнка могут стать конфликтные ситуации в семье, излишняя строгость родителей, в других случаях основными симптомами реактивных состояний являются психомоторное возбуждение, расторможенность в совершении неадекватных поступков и действий.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере могут также проявляться и в тяжелых внутренних конфликтных переживаниях ребёнка, когда в дуще у него сталкиваются противоречивые отношения к родным и близким, или к той или иной социальной ситуации.

Причинами конфликтных переживаний чаще всего являются неблагоприятные положения ребенка в семье, такие как конфликты в семье, распад семьи, появление мачехи или отчима, алкоголизм родителей. Проявлениями тяжёлых конфликтных переживаний чаще всего являются замкнутость, раздражительность, негативизм во многих формах его проявления, включая речевой негативизм, депрессивные состояния, а стойкие конфликтные переживания нередко сопровождаются нарушениями поведения.

Также достаточно сложным нарушением является психастения. Это нарушение психической и интеллектуальной деятельности, обусловленное общим ослаблением нервно-психических познавательных процессов. Причинами могут быть серьезные заболевания ребенка, общее ослабление его состояния, нарушение конституционального развития. Основными проявлениями психастении являются снижение общей психологической активности, замедленность, быстрая истощаемость психической и интеллектуальной деятельности, снижение работоспособности, явление психическая заторможенности, повышенная утомляемость при психических нагрузках.

Дети этой категории отличаются такими чертами характера, как нерешительность, повышенная впечатлительность, склонность к постоянным сомнениям, робость, мнительность, тревожность, состояние депрессии и аутестические проявления.

К одним из нарушений в эмоционально-волевой сфере относится психопатия. Психопатия - это патологический склад характера, который проявляется в неуравновешенности поведения, в неумении подчиняться внешним требованиям, в неумении приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Иными словами, психопатия - это искажённый вариант развития личности при сохранном интеллекте. Вместе с тем для развития психопатии, наряду с основной причиной, вызывающей врожденную, или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходимым является ещё наличие другого фактора: неблагополучие социальной среды и отсутствие коррегирующих воздействий при воспитании ребенка.

Таким образом, можно подвести итог и можно отметить взаимодействие внешних и биологических факторов происхождения нервно-психических расстройств у детей, которые приводят к эмоционально-волевым нарушениям. Биологические факторы рассматриваются как исходные моменты, предпосылки, которые могут вызывать психопатическое развитие личности. Решающую же роль приобретают социальные факторы, главным образом условия воспитания и развития ребенка. Целенаправленное позитивное воздействие внешней окружающей среды может в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся у ребенка отклонения.

В коррекционной и развивающей работе я, как педагог-психолог, с детьми с эмоционально волевыми нарушениями чаще всего использую методы арт-терапии, такие как сказкотерапия, куклотерапия, песочные игры, рисования на песочных столах, а также часто применяем метафорические ассоциативные карты. Я использую карты Татьяны Ушаковой "Роботы". Но на самом деле разнообразные метафорических карт просто поражает, они могут быть самыми разнообразными. Они могут изображать картинки природы или лиц, могут быть с текстом или без. Я не перестаю удивляться тому, как много тонко чувствующих и умных людей использовать метафорические карты в своей работе, как много методов и способов применения их в своей практике.

И все таки метафорические карты объединяет одно - это путь к самому себе. Метафорические карты - это нахождение своих субличностей и как можно с ними договориться. Если мы говорим про детей старшего дошкольного возраста, про детей с ограниченными возможностями здоровья, или про детей, которые испытывают проблемы эмоционального характера, то это прежде всего поиск ресурсов, которые ребенок мог бы использовать в своей повседневной жизни.

Комплект состоит из 2 наборов карт : цветных и черно-белых. Каждый из них включает в себя 3 вида карточек : изображение голов, туловищ и ног. Всего 168 карт, и это материал для многоразового использования. Также в набор входит листы с чёрно-белым изображениями которые нужно ксерокопировать, чтобы каждый раз перед началом работы у вас был полный комплект дублей черно-белых изображений - это расходные материалы. Если ребенок выбрал чёрно-белые карты, ему предлагаются копии частей выбранного изображения, чтобы он мог оформить роботов по своему усмотрению. Изображения отдельных частей тела совмещаются друг с другом, и в результате можно создать изображение робота из любых частей. Множество возможностей комбинировать разные детали уже является игрой, по сути, робот - это фантазия на тему человека, его возможностей и отношений. Всё это задает поле для психологической работы, комплект "Робот" позволяет работать с внутренними конфликтами. В частности это касается детей с особенностями развития с ограниченными возможностями здоровья и детей с эмоциональными нарушениями. Данную методику можно использовать индивидуально, в парах, в малых группах, в больших группах, в детско-родительских группах. Если мы говорим про групповое применение данного метода, то это будет касаться, прежде всего, развития у детей коммуникативных навыков. Если мы говорим про индивидуальную работу, - а особенно это касается детей с эмоциональными нарушениями, - то это поиск ресурсов, способностей, умения вырабатывать какие-то новые техники и приемы выхода из каких-то сложных ситуаций.

Работа с "Роботами" эффективна не только с детьми с эмоционально- волевыми нарушениями, но и со всеми детьми старшего дошкольного возраста, поскольку эмоционально-волевая несформированность характерна для всех детей-дошкольников.

Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
Фото №1 Конспект выступления на семинаре практикуме Использование
Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование прозрачного мольберта в работе детского психологаИспользование прозрачного мольберта в работе детского психолога Использование прозрачного мольберта в работе детского психолога. (методическая разработка для педагогов-психологов образовательных организаций).

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями
Опубликовано: 4 февраля 2021 в 11:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метафорических ассоциативных карт в работе педагога-психолога с детьми с эмоционально-волевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Харламова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД