Светлана Чопа
Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Публикация «Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Тема моего педагогического исследования «Использование макетов для развития познавательных способностей детей и формирования представлений об окружающей действительности»
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей.
Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.
Для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в доступной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.
В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.
Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
Развитие монологической и связной речи.
Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
Развитие общей и мелкой моторики рук.
Развитие коммуникативных навыков
Активизация лексического словаря.
Формирование навыков сочинительства.
- Формирование творческих способностей.
Воспитание доброжелательности.
Умения работать в коллективе.
Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.
Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием.
Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.
При реализации работы по использованию макетов я определила следующие задачи:
- развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги);
- расширять кругозор и знания детей;
- развивать навыки исследовательской деятельности;
- формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий;
- развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.
- формировать созидательную направленность ребенка.
Формы работы:
- игровая деятельность;
- коммуникативная деятельность
- трудовая деятельность;
- продуктивная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- чтение художественной литературы.
Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты :
- НОД
- совместная игровая деятельность с воспитателем;
- дидактические, сюжетно – ролевые игры;
- художественно – конструктивная деятельность.
Планирование работы осуществляла с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.
Структура карты такова:
-Тема;
-Возраст;
-Цели и задачи;
-Организация предметно – развивающей среды;
-Создание условий для развития творчества;
-Участие детей в изготовлении антуража;
-Обыгрывание и свободная импровизация.
Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.
I этап – подготовительный
- Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.).
- Подготовка и сбор материала для создания макета. Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Также, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие. Можно использовать макеты для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширять их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.
II этап – основной
- Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом (многие объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета).
III этап – активизация работы с макетами
Для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о диких и домашних животных мы изготовили макеты «Ферма», «Лес», «Лес. Времена года». Заселение макетов «Ферма», «Лес» животными проводили вместе с детьми. Каждому ребенку заранее приготовили игрушку – животное. Рассказывали, кто из животных живет на деревенском дворике, а кто – в лесу. Данные макеты использовали для проведения дидактических игр с детьми по лексическим темам «Дикие животные», «Домашние животные». Использование макетов позволило активизировать мыслительную деятельность детей, развить их любознательность. Мы начинаем задавать малышам вопросы проблемного характера: «Кого из животных мы возьмем в лес за грибами?» «Можно ли увидеть на снегу следы медведя?»
Макет «Лес. Времена года» использовали для закрепления знаний детей о жизни животных в разные времена года.
Рассматривая макет учили детей сравнивать :
- зимой в лесу много снега, а летом много травы
- летом заяц серый, зимой белый.
- зимой медведь спит, а летом собирает корешки, ест малину и т. д.
Игровые задания при работе с макетами «Лес», «Ферма».
- «Что не так?»
- «Где кто находится?»
- «Кто ближе, кто дальше?»
- «Расставь по памяти животных в лесу, на ферме»
- «Загадай нам объект на макете, а мы его отгадаем»
- «Помоги разместить животных (с опорой на ориентировку в пространстве)»
- «Что лишнее на макете? Объясни почему»
- «Кого из животных Маша возьмет с собой в лес»
- «Придумай свою историю»
- «Один – много» и т. д.
- «Наведём порядок в лесу»
Макет «Времена года» многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Простота конструкции позволяет нам использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. При использовании макета «Дерево. Времена года» решали следующие задачи:
- расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе, характерных признаках зимы, весны, лета, осени;
- овладение умением сравнивать, находить сходства и различие;
- формирование навыка составления короткого рассказа о сезонных изменениях в природе,
- развитие у детей интереса к природе;
- воспитание у детей эмоционального, положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.
Используя макет «Времена года», провожу дидактические игры:
- «Выбери нужный предмет»
(среди предметов дети выбирают те, которые относятся к зиме (лету, осени, весне) и объясняют свой выбор. Затем прикрепляют к макету)
- «Назови цвет времени года» (воспитатель вращает макет, выбирает сезон года, дети называют цвета и оттенки времени года).
- «Большие и маленькие листочки» (воспитатель прикрепляет на макет дерева большие листочки и предлагает ребёнку, около большого листочка прикрепить еще один большой листочек, около маленького листочка – маленький).
- «Путаница» (воспитатель размещает на макете предметные модели, не соответствующие времени года. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно).
- «Когда это бывает?» (воспитатель предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева.
- «Угадай время года» (воспитатель зачитывает детям стихотворные тексты, а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворении и показать на макете).
Закрепляем лексические темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
В результате практической деятельности на основе работы с данным макетом дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир». У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят.
Макет «Сад. Огород» способствует
- закреплению знаний о фруктах и овощах,
- развитию познавательного интереса к окружающему миру,
- введению новых понятий - сад и огород,
- развитию внимания, памяти, пополнению словарного запаса детей,
- воспитанию уважения к труду взрослых, к своему труду, благодарных чувств
к природе.
Разработали дидактические игры: «Что растет в саду, огороде?», «Чей плод?», «С какой ветки детки», «Собери корзинку овощей, фруктов».
Игровые задания для макета «Сад. Огород»
- «Что растёт на грядке» (воспитатель загадывает загадки об овощах, и предлагает отгадать загадку, найти отгадку на макете и положить отгадку в корзину.
- «Наш огород» (воспитатель предлагает ребёнку разместить на «грядке» определенный вид овощей).
- «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (воспитатель показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя.
- «Найди по описанию» (воспитатель описывает один из овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать.
- «Собираем урожай» (сажать овощи на грядку пальчиками рук. Собирать овощи с грядки прищепкой и складывать в корзиночку.)
Блок «Город»
Макет «У нас во дворе» (в него входят макеты - модули «Площадка для выгула собак», «Детская площадка, макет «Дом», макет «Квартира», макет «Комната», которые могут быть использованы отдельно, как в образовательной, так и в игровой деятельности детей)
При работе с макетом решаем следующие задачи:
- Уточнять знания детей о строении дома, его частях, назначении.
- Расширять представления об объектах территории вокруг дома, их назначении.
- Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода – мебель, посуда.
- Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.
- Расширять знания о безопасном поведении в быту, вне дома.
- Развивать пространственные представления о направлениях, употребление наречий «направо», «налево» и предлогов «перед», «за».
- Устанавливать причинно-следственные связи в зависимости между объектами.
- Совершенствовать умения ориентироваться на макете.
Игровые задания к макетам «Квартира», «Дом», «Детская площадка», «Площадка для выгула собак»
- «Загадай нам объект на макете, а мы его отгадаем»
- «Что находится справа, слева, впереди, за и т. д.» (ориентировка в пространстве)
- «Расставь мебель по плану»
- «Наведи порядок в квартире»
- «Чего не хватает» (предметы мебели)
- «Найди лишний предмет мебели»
- «Расставь предметы по образцу» (собачья площадка)
- «Помоги собачке пройти лабиринт, барьер и т. д.»
- «Посади куклу на качели, на карусель и т. д.»
- «Что лишнее?»
- «Опасно – неопасно»
Макет «Улицы города»
Задачи:
- обогащать активный и пассивный словарь детей, знакомить с понятиями «тротуар», «пешеход», «проезжая часть», «водитель», «светофор», «пешеходный переход»;
- актуализировать первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора;
- формировать умение моделировать дорожно - транспортные ситуации на макете;
- свободно ориентироваться на плоскости.
Дидактические игры и задания к макету «Улицы города» : «Вопросы и ответы», «Собери знак», «Почини светофор», «Проложи путь», «Дорожное лото», «Расставь по плану», «Как проехать?», «Найди безопасный путь», «Помоги бабушке перейти дорогу», «Наша улица», «Подбери знак», «Подумай – отгадай», «Путаница».
Итог.
Использование макетов позволило нам активизировать мыслительную деятельность детей, развить их любознательность, что свидетельствует об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.
В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе дошкольников?
Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности, помогающие оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.
И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.
Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей в детском саду.