Ирина Рябкова
«Использование лэпбуков в организации работы с детьми ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование лэпбуков в организации работы с детьми с ОНР»
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.
Публикация «„Использование лэпбуков в организации работы с детьми ОНР“» размещена в разделах
Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности обучения.
Целью использования в работе лэпбука является : оптимизация образовательного процесса познавательного и речевого развития детей с общим недоразвитием речи через использование современной образовательной технологии «лэпбук».
Задачи:
1. Отбор оптимальных методов педагогического воздействия на познавательное и речевое развитие дошкольников с ОНР.
2. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.
3. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.
4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.
5. Содействовать лучшему пониманию и запоминанию изучаемого материала, и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.
Актуальностью данной темы является то, что лэпбук- это отличный способ закрепления и повторения материалов проекта, тематической недели или предмета исследования.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОО на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий) и включение в процесс эффективных форм работы с детьми : ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому мы решили использовать в своей работе совершенно новое, интересное, незаменимое методическое пособие – лэпбук.
Лэпбук – это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие, средство развития речи детей. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Для детей с ОНР большое значение имеет игра. Для ребенка лэпбук – это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: дидактические игры, загадки, стихотворения, раскраски, картинки, которые раскрывают себя при взаимодействии. Она предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка, а также умственного, физического и эстетического воспитания. Ребенок или группа детей, взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в лёгкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.
Каждый лэпбук содержит одну лексическую тему. Содержание лэпбуков по развитию речи мы подбирали с учетом возможности развития всех сторон речи (фонетики, лексики, грамматики и связной речи, расширения знаний и представлений об окружающем, развития мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества. Мы сейчас познакомим Вас с одним из лэпбуков. В каждом лэпбуке есть картотека с описанием дидактических игр и сказочный персонаж, который путешествует вместе с ребенком. Чтобы дети не потеряли интерес к игре, мы стараемся в каждом лэпбуке разнообразить дидактические игры.
Преимущество использования лэпбука в работе с детьми в следующем :
- лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи);
- лэпбук для родителей – возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада;
- лэпбук для педагогов – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои организаторские и творческие способности;
- лэпбук для ДОО – часть дидактического обеспечения зон развития в группах, средство мотивации профессионального и творческого развития педагогов, средство повышения компетентности родителей и педагогов.
Таким образом, исходя из опыта работы педагогов по использованию лэпбуков для развития речи детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что эта новая форма работы не только даёт возможность узнать интересы и потенциал детей и развить их, но и легко, играя, способствовать развитию связной речи.
Работу по созданию лэпбуков строим по-разному :
- готовим и предъявляем детям как сюрприз, а затем активно с ним знакомимся, обсуждаем;
- разработать лэпбук родителям совместно с детьми в рамках лексической темы недели, а затем вместе представить его остальным ребятам группы;
- лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации плана мероприятий в рамках лексической темы, а в конце недели рассматриваем и вспоминаем весь материал темы.
С точки зрения дидактики данная работа осуществляется нами с учётом основных дидактических и методических принципов и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО.
В заключении можно сделать выводы о том, что в современном образовательном процессе практическая значимость опыта использования лэпбуков весьма ценна как для педагогов, так и для детей и их родителей.