Елена Комарова
Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста»
Введение
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»
Жан Жак Руссо
Публикация «Опыт работы по теме „Использование игровых приёмов в процессе организации режимных моментов раннего возраста“» размещена в разделах
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работ.
Ни в один период жизни ребенка нет такой взаимосвязи между физическим и умственным развитием малыша. Полноценный уход, ограждение от травм, инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная активность, организация специальных занятий – вот основа для обеспечения физического здоровья, психического, умственного развития детей.
Своеобразие педагогической работы в области физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей раннего возраста обусловлено спецификой периода детства, когда закладываются первоосновы социального, целенаправленного поведения, а эмоциональные реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания, добра. В процессе общения с взрослыми ребенок усваивает форму их поведения, характер взаимоотношений с окружающей действительностью, постепенно делая их своим достоянием, и в этом смысле, как говорят психологи, “присваивает” знания и умения взрослых, учится видеть мир их глазами.
Педагогическая работа с детьми младшего возраста, построенная с учетом охраны их здоровья, предусматривает организацию жизни ребенка, режима дня, различных видов самостоятельной деятельности, а также занятий.
Режим - это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питания и т. д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому.
Педагогическое значение режимных моментов заключается в том, что они имеют большие возможности для решения задач различных образовательных областей, их интеграции в целостном образовательном процессе.
Основная аналитическая часть
Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач нашей группы – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня, массаж и гимнастика. Двигательная активность, создание условий для двигательной активности детей, соблюдение режимных моментов – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.
В учреждении разработана ООП ДО, содержание, которой в группах раннего возраста строится на основе программы «Кроха» (под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева). Основным принципом программы является деятельностный подход к воспитанию и обучению детей. Одним из приоритетных направлений воспитания дошкольников является физическое воспитание.
Поэтому наша основная цель в работе с малышами : сохранение и укрепление здоровья детей; формирование привычки к здоровому образу жизни; совершенствование системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, совершенствование режимных моментов направленных на снижение заболеваемости детей раннего возраста.
Нами определены следующие задачи:
Создание условий для благотворного физического развития детей – способствовать повышению интереса детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно - оздоровительной работы.
Продолжать знакомить детей с правилами гигиены - способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий и режимных моментов.
Формировать через режимные моменты представление детей о здоровом образе жизни - повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка.
Развивать двигательную активность детей.
Мы разработали систему физкультурно-оздоровительной работы в группе :
1. Обеспечение здорового образа жизни - создание условий в группе, щадящий адаптационный режим, гибкий режим дня.
2. Двигательная активность - утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, подвижные игры, дыхательная гимнастика, активный отдых: развлечения, праздники, игры – забавы, а также игровые упражнения для развития мелкой моторики руки и физические упражнения на прогулке.
3. Музыкальная терапия - музыкально – театрализованная деятельность и музыкально-ритмические движения в течении дня.
4. Световоздушные ванны - проветривание помещений, прогулки на свежем воздухе, обеспечение температурного режима, контрастные воздушные ванны (переход из спальни в игровую, прием детей на улице в тёплое время года, бактерицидные лампы.
5. Диетотерапия - рациональное питание по меню.
6. Закаливающие процедуры - хождение босиком по массажным коврикам после дневного сна.
7. Гигиенические и водные процедуры - умывание и мытьё рук, игры с водой (в летний период).
Разработали перспективный план по проведению режимных моментов, включили его в общую систему комплексно-тематического планирования в группах раннего возраста.
Работу решено было начать с создания условий для физического развития детей. В группе был оборудован «Физкультурный уголок», который оснащён соответствующими пособиями и материалами. Большое внимание уделили изготовлению нетрадиционных пособий. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь группы. Спортивно-игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению задач целенаправленного и всестороннего развития детей, и формирования личности.
Применения нестандартного оборудования, его эффективного использования позволяет быстро и качественно формировать режимные моменты у детей раннего возраста.
При выборе места расположения «Физкультурного уголка» в группе мы учитывали дидактические принципы ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО. Особое внимание уделили подбору физкультурного оборудования для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Параллельно проводилась работа и с родителями. Были проведены консультации, семинары - практикумы, мастер классы, оформлены папки - передвижки по физическому развитию детей. На родительском собрании подробно рассказали родителям о важности проведения режимных моментов не только в детском саду, но и дома. А так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закаливания организма и двигательной активности детей.
Для родителей была оформлена выставка нестандартного оборудования, способствующая закреплению представлений о физкультурно – оздоровительной работе и о режимных моментах. Объясняли родителям, как проводить утреннюю гимнастику дома, какие тренажеры можно приобрести для малышей, как оформить физкультурный уголок дома.
Родители участвовали в семейном смотре - конкурсе – создание нетрадиционных пособий для физического развития ребёнка своими руками.
Совместно с родителями, был реализован проект «В здоровом теле, здоровый дух». Результатом проекта стала, изготовленная нами книга, в которую мы включили все режимные моменты, которым мы обучались в течение раннего возраста.
Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие режимных моментов у малышей.
С детьми мы проводили ежедневно:
• утреннюю гимнастику, которая будит организм ребенка, переключает внимание на коллективный вид деятельности, а так же предотвращает появление плоскостопия, способствует формированию правильной осанки, укреплению мышц и прочее.
Игровая форма проведения утренней гимнастики вызывает у детей желание участвовать в ней. Она проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений;
• физкультминутки;
• пальчиковую гимнастику;
• закаливающие процедуры :
- умывание – учили последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой, дидактические упражнения («Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», игровые ситуации («Купание») и др.
-контрастные воздушные ванны
-ходьба босиком по массажным коврикам
-дыхательная гимнастика
• прогулки - является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Мы учили детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Для этой цели использовали алгоритмы, дидактические игры («Кукла Катя пришла с прогулки», игровые ситуации («Возьмём Мишку на прогулку») и др. ;
• подвижные игры - обеспечивающие всестороннее развитие детей, способствуют умению действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. В своей работе используем такие подвижные игры, как например, «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик» и многие другие. Стараемся чередовать игры, используем при повторении их различные варианты.
Непрерывно образовательная деятельность - является основным видом физкультурно-оздоровительной работы, проводилась нами 2 раза в неделю в групповой и одно на свежем воздухе.
В процессе работы организовывали необходимые условия для самостоятельной двигательной активности.
Проводили спортивные досуги и спортивные праздники.
Таким образом, двигательная активность, создание условий для двигательной активности детей, соблюдение режимных моментов –важнейшие условия для физического развития и здоровья ребенка.
Заключение
В результате проделанной работы детям были привиты основы здорового образа жизни. Благодаря благоприятным условиям для физического развития, а также разнообразным формам и методам физкультурно - оздоровительной работы у детей повысился интерес к здоровому образу жизни. Укрепление здоровья детей осуществляли через систему оздоровительных мероприятий и режимных моментов.
Были созданы необходимые условия для благотворного физического развития детей.
Удалось повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья детей. Тем самым развивая двигательную активность детей.