Юлия Кулажская
Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он помогает связать обучение с жизнью, даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки. Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Кроме этого, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Публикация «Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Используя в своей работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения, я реализую личностно-ориентированный, компетентностный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.
«Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самостоятельность, это конкретное и практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания, в цепи программы, развивающей личность». М. В. Крупенина
Основная цель проектного метода : развитие свободной творческой личности ребёнка, которая определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Типы проектов :
1. Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого - либо творческого продукта (газеты, драматизации, детского дизайна)
2. Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
3. Информационн -практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы.
4. Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки.
Продолжительность проекта :
1) Краткосрочный: (несколько занятий, 1 - 2 недели);
2) Средней продолжительности: (1 - 3 месяца);
3) Долгосрочный - до 1 год.
Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов : комплексные, межгрупповые, творческие, групповые, индивидуальные, исследовательские. Проектная деятельность в детском саду имеет огромное значение, особенно в логопедической группе. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он поможет ребёнку развить свою речь.