Фаина Карикова
Мастер-класс «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №83г. Оренбург
Подготовила и провела:
Воспитатель МБДОУ № 83
Карикова Фаина Федоровна
Мастер - класс для воспитателей на тему:
«Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Публикация «Мастер-класс „Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.
Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Участники мастер-класса : педагоги ДОУ.
Содержание:
1. Определение темы.
2. Актуальность выбранной темы.
3. Раскрытие темы.
3. Использование ИКТ в исследовательской деятельности.
4. Влияние негативных факторов на развитие исследовательских способностей.
5. Умения детей для развития исследовательской деятельности в ходе решения практической работы вместе с участниками мастер – класса.
6. Выводы.
7. Рефлексия.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от знаниевой модели организации образовательной деятельности (т. е. от передачи готовых знаний) к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.
Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч, он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету. Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. При этом организуя совместную образовательную деятельность с детьми в данной форме, педагог полностью освобождается от «диктаторских» функций. Его главная обязанность — поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка.
Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода - выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения. На первый взгляд, кажется, что эта деятельность сложна и недоступна ребенку и может быть даже следует заменить либо опустить некоторые компоненты. Но использование на практике доказывает, что это мнение ошибочно и дети достаточно быстро при систематичном обучении осваивают данные компоненты. А возможность перевода компонентов в знаково-символьную систему приучает детей исследовать предметы и явления гораздо полнее. При этом взрослый принимает участие в деятельности лишь в роли фасилитатора.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для того мы используем не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста мы организуем «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. В подготовительной группе мы предлагаем детям совместно с родителями собрать «интересный чемоданчик», который отразит интересы ребенка и покажет педагогу уровень овладения ребенком исследовательскими умениями.
Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.
Поэтому прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений детей. А каких, мы узнаем в ходе практической работы.
Практический этап
А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной выполнить несколько заданий.
Организация деятельности творческих групп.
Цель – обучить некоторым приемам, развивающим исследовательские умения детей.
1 стол – «Учимся задавать вопросы»
На столе располагается «загадочный» предмет (например, барометр, песочные часы или магнит).
Задача педагогов исследовать предмет и записать как можно больше вопросов, отражающих желание узнать об этом предмете как можно больше.
Примеры вопросов: Что это? На что это похоже? Чем оно отличается от других предметов? Где это можно применить? И т. п.
2 стол – «Учимся выдвигать гипотезы»
На столе лежит конструктор «Макформерс» либо кинетический песок. Также педагогам предложен Словарь гипотез (некоторые слова, которыми можно начать предположение. Например: может быть, предположим, допустим, возможно, что, если и пр.) Задача педагогов исследовать конструктор или песок, выявить его интересные стороны и ответить на вопрос: «Что бы произошло, если бы целый город был построен из этого материала?»
3 стол – «Учимся видеть проблемы»
На столе лежит картинка, на которой нарисована коробка, установленная на столе в странном положении.
Задача педагогов рассмотрев картинку, сказать, есть ли в ней что-то, что удивляет. Педагоги должны увидеть «проблему», оценить ее последствия и предложить варианты ее решения.
4 стол – «Учимся делать умозаключения или Сделай выбор!»
Участникам предложены картинки, которые им по очереди необходимо выложить в порядке предпочтений. Пусть каждый проделает это самостоятельно!
Задача педагогов сделать вывод на основе предложенных действий – что все участники сделали разные выборы и разложили картинки по разному. Далее им необходимо на основе фиксации в таблице выяснить какая картинка является самой предпочитаемой.
5 задание выполняют члены жюри. Их единственный метод – наблюдение. Их задача, выяснить какие качества развиваются в детях в ходе исследовательской деятельности. Записать выделенные качества в таблицу.
Итогом практической работы становится вычленение основных задач при организации исследовательской деятельности с детьми на этапе обучения детей методу исследований предметов и явлений.
В завершении своего выступления мне хочется отметить, что использование в образовательном процессе активных методов обучения, таких как исследовательский метод, способствует качественно более высокому уровню организации детей. Тем самым мы подтверждаем истину: «дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами».