Получи документы

Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР»

наталья черкашина
Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР»

«Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР»

Черкашина Наталья Александровна, воспитатель ГАУСО АО «Свободненский специальный (коррекционный) детский дом»

Актуальность данной темы обусловлена важностью развития познавательной и коммуникативной функций речевой деятельности дошкольников с ОНР средствами малых фольклорных форм и определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи детей. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

Публикация «Консультация „Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах

Устное народное творчество – неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Д. С. Виноградова, «педагогическими потребностями народа…», представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность.

Работая с детьми, имеющими ОНР, я придаю особое значение использованию малых фольклорных форм, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.

Включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

развитие у детей фонематического слуха, так как в них используют особое сочетание звуков;

исправление неправильного звукопроизношения;

развитие интонационной выразительности;

преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя;

развитие связной речи, мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема внедрения в речь детей малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих.

Продуктивность работы в моем представлении в том, что у детей развивается, прежде всего, образная речь, а также, раскрывается и развивается человеческого потенциала. Использование малых форм фольклора решает задачи познавательного, нравственного, физического развития детей. Особенно велико его влияние на развитие выразительности детской речи, умение правильно, точно, образно выражать свои мысли, делиться впечатлениями от увиденного, услышанного и прочитанного.

Трудоёмкость работы состояла в том, что необходимо было разработать и апробировать систему занятий, игр и упражнений, способствующих развитию речи, её выразительности, образности, нравственных качеств детей средствами малых форм фольклора.

Цель - оптимизация работы с детьми дошкольного возраста с ОНР посредством использования малых фольклорных форм.

Объект - малые фольклорные формы как средство оптимизации работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет - процесс использования малых фольклорных форм в работе, как условие развития когнитивно-речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

Проанализировать психолого-педагогические основы использования малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР.

Выявить особенности понимания и употребления малых фольклорных форм детьми с ОНР.

Разработать и апробировать модель использования малых фольклорных форм в работе с детьми 6-7 лет с ОНР с целью развития у них полноценной речевой деятельности и повышения эффективности педагогического процесса.

Проверить эффективность использования малых фольклорных форм в работе с детьми 6-7 лет с ОНР.

Мною была сформулирована гипотеза исследования: уровень развития речи детей дошкольного возраста с ОНР будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

широкое применение русского народного фольклора на практике в условиях дошкольного учреждения;

активное вовлечение детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики.

Длительность работы над опытом : исследование было рассчитано на один год работы с детьми старшей группы с ОНР.

Диапазон опыта: опыт посвящен проблеме разработки комплексной методики развития речи детей старшей группы с ОНР средствами малых форм фольклора.

1 этап: Аналитический. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме. Диагностирование речевых умений детей старшего возраста.

2 этап: Практический. В единой системе проводились практические индивидуальные и подгрупповые занятия.

3 этап: Аналитико – обобщающий. Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт работы.

В своей работе я старалась привнести элементы артистичности, индивидуальности в исполнение народных произведений, поэтому занятия чаще всего проходили не в традиционной форме, а в ярком общение с детьми. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства – вот в чём приоритет занятий с использованием малых фольклорных форм.

Диапазон опыта распространяется на такие виды деятельности дошкольников, как организация развивающей предметно – пространственнойй среды, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей, педагогические проекты.

В основе моей работы лежат следующие принципы:

принцип личностно – ориентированной педагогики;

принцип индивидуального и дифференцированного подхода;

принцип тщательного отбора материала с учётом возрастных особенностей;

принцип максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды;

принцип единства диагностики и коррекционно-развивающего процесса.

Обследование речевых умений детей старшего возраста средствами малых форм фольклора показало, что дети мало знают пословиц, поговорок, не всегда точно отгадывают загадки. А это значит, что знакомство детей с малыми фольклорными формами - необходимое условие для развития и формирования связной речи у дошкольников любого уровня речевого развития. На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи у детей отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности.

Результаты диагностики на начальном этапе.

Основными формами организации обучения детей, на которых используется фольклорный материал, являются индивидуальная и фронтальная коррекционно-образовательная деятельность, а так же непосредственная образовательная деятельность, режимные моменты и досуговая деятельность.

В своей работе фольклорные произведения использую в разных видах деятельности:

при организации и проведении режимных моментов;

в непосредственно образовательной деятельности;

в приобщении детей к русской национальной культуре;

в беседах;

в наблюдениях;

в народных подвижных играх;

в играх на развитие мелкой моторики;

в театрализованной деятельности;

в инсценировках.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 5-6-ти–летнего возраста доступными являются малые фольклорные формы такие как : потешки, чистоговорки, считалки, большое место уделяем народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам, загадкам.

В потешках, прибаутках, закличках, загадках, пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями, гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей, а неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок — перевести со временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь.

Потешки – песенки-приговорки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры, рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу. В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». Потешки удобно использовать при проведении пальчиковой гимнастики.

Чистоговорки — малый жанр фольклора; народно-поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. Они нам помогают вводить поставленные звуки в речь.

Пословицы – изречения, суждения о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм. Он, в свою очередь, развивает темпо – ритмическую сторону речи. Считалки используем при выборе водящего перед игрой.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. С помощью загадок развиваем не только речь, но и мышление. Загадки использую при ознакомлении с новой лексической темой в образовательной деятельности и в игре.

Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Скороговорки — это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Народные сказки - вымысел, произведение народной фантазии — "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, она приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Наши дети очень любят слушать сказки, пытаются их обыгрывать и инсценировать.

В проделанной мною работе я старалась использовать разнообразные методы и приемы использования малых фольклорных жанров для коррекции речи детей, имеющим ОНР. Основными формами коррекционно-развивающего процесса детей, имеющих ОНР, где используется фольклорный материал, являются индивидуальная и подгрупповая деятельность, досуговые занятия. На занятиях малые фольклорные формы использую на разных этапах : в организационном моменте, в основной части (изучении темы, во время изучения динамических пауз, пальчиковой гимнастики; в работе по формированию правильного звукопроизношения. Я сочла целесообразным, с учётом особенностей детей, имеющих ОНР, на каждом занятии (индивидуальном, подгрупповом) использовать следующие приемы :

Упражнения с пословицами и поговорками:

разбор пословицы или поговорки;

четкое произнесение пословиц и поговорок в речи;

правильное понимание идеи произведения, значения пословицы;

подбор соответствует его содержанию, идее определенной сказки (когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок);

иллюстрирование с детьми той или иной пословицы, поговорки, а также потешки, пестушки (умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове).

В данной работе использовала игры – соревнования «Кто больше скажет пословиц?», дидактическую игру "Продолжи пословицу" (воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает); «Подбери пословицы к картинкам по смыслу» (о честности, храбрости, матери и т. д.)

Упражнения с крылатыми выражениями. Детям старшего дошкольного возраста, имеющим ОНР, трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п., поэтому включала в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольешь», «держать себя в руках» и т. п. Объясняла детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос, совершаемые действия (клади, руби, заруби, но, если объединить такие слова в одном выражении "Заруби на носу", то они будут иметь совсем другой смысл, значит запомнить. Например такое выражение, «Повесить голову«(Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому)

Используя в своей работе данные методы и приемы, я заметила, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Упражнения со скороговорками

Перед началом работы со скороговорками, я сделала картотеку скороговорок, распределив их по трудности, потому что с детьми заучивая одну – две скороговорки в месяц. Их использовала для совершенствования дикции на занятиях, применяя следующие приё мы:

заучивание скороговорок. Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу : «послушайте и посмотрите внимательно, как произносится скороговорка, постарайтесь запомнить, учитесь говорить ее очень отчетливо». Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается). Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

повторение скороговорок «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям.

повторение скороговорок частями, например, первый ребё нок: «Из-за леса, из-за гор…»; я: «Едет дедушка Егор!». Скороговорку интересно повторяли по ролям – группами, например, первая группа: «Расскажите про покупки», вторая группа: «Про какие про покупки?», все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

повторять скороговорки в подгруппе (периодически вызывала детей к столу, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику). Оценивая ответы, указывала на степень отчетливости произношения, иногда обращала внимание на качество движений губ ребенка, чтобы привлечь внимание детей.

упражнения на изменения в тексте места логического ударения (в форме диалога, построенного по типу «вопрос – ответ»). Например, вопрос: «Ткач ткет ткани на платок Тане?» Ответ: «Ткач ткет ткани на платок Тане».

упражнения на звукоподражание (я читаю текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания, учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности). Детям предлагаю различные варианты заданий: измените силу голоса, темп речи, более ярко выразите вопросительную или восклицательную интонацию, передайте какое-либо намерение. Например, «Наши уточки с утра: Кря – кря - кря…»

Все перечисленные выше мною упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции и правильного звукопроизношения ребенка. Но по мере того, как дети усваивают содержание самих текстов, овладевают умением произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса. Я предлагала им задание все более и более творческого характера. Передать свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои желания или намерения. Например, перед ребенком поставлена задача: «вырази огорчение» («Проворонила ворона вороненка», «…удивление» («На горе Арарат растет крупный виноград», «…просьбу, нежность или ласку» («Наша Маша маленька, на ней шубка аленька»). Я в своей работе с этой целью использовали не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Например, содержание такого текста, как «Дон – дон – дон – дон, загорелся кошкин дом» – обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.

Дидактические игры с загадками:

загадывание загадок

отгадывание загадок

доказательство правильности отгадок

сравнение загадок об одном и том

сравнение загадок о разном

При отгадывании загадок ставила перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Чтобы вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов, в подгруппах делала игры-соревнования: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?». Загадывая детям загадки, я повторяла их по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагала ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопросов, например: «У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?» Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задавала вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: "Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая", ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это морковь, потому что растет в земле на грядке". Я показываю несостоятельность доказательства: "Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис".

Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку. Если нет полного и правильного анализа материала загадок, то будет затруднено или станет невозможным их отгадывание.

Игры – забавы, например, дидактическая игра "Узнай потешку" (по содержанию картинки надо вспомнить произведение, помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей, автоматизировать звуки речи.

Игры – драматизации, где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Упражнения со сказкой. Я столкнулась с тем, что дети с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка:

игра «Действия героя», Дети пополняли словарный запас глаголами: заяц скачет, прыгает; волк – бежит, мчится, рыщет и т. д.

игра «придумай концовку сказки с хорошим концом: «Чтобы лиса не съела Колобка», или «Закончи сказку по-другому». В начале года такие задания дети выполняли с трудом, окончания сказок получались краткие, часто повторяли друг за другом.

упражнения «Нарисуй или слепи», например, нарисовать или слепить счастливого Колобка, ответить «почему он у тебя такой счастливый?». Дети постепенно стали придумывать более интересные, разнообразные окончания сказок, со счастливым концом.

игры «От каждого по словечку», (применяла сказки для составления достаточно длинного распространенного предложения). Например, «Я говорю: «колобок». 1ребенок: «колобок катится». 2. ребенок: «колобок катится по дорожке». 3. ребенок: «олобок катится по лесной дорожке». Также с детьми придумывала красивые прилагательные для характеристики героев сказок.

упражнения: «Кто больше назовет зачинов?», «Кто больше назовет концовок сказок?», «Изобрази сказочного героя», «Скажи голосом сказочного героя». Предлагаю им составить словесную картинку к эпизоду, который больше всего понравился, рассмешил. Добиваемся, чтобы в рассказах детей отмечались детали: «А какого цвета были глаза у Машеньки?», «Как одета твоя Аленушка?».

упражнения в правильном звукопроизношении: «Придумайте имена сказочным героям», «В имени зайки должен быть звук [Ш]», «В имени лисы – звук [З]», «У зайки были игрушки в названии, которых есть звук [С]», «У мишки – со звуком [М]». Также на сказочном материале упражняла детей в определении места звука в слове. Взяв из сказки предложение, просим назвать все слова со звуком [ з ] : «Сидит зайка на пенечке и плачет».

По истечении небольшого времени виден результат: дети могут сказать, почему это произведение называется сказкой? Чем сказка отличается от рассказа? Дети часто используют сказочный материал : настольные пальчиковые игры, маски, самостоятельно обыгрывают сказки. В речи детей нередко можно услышать сравнения со сказочными героями: «ты такая хитрая, как лиса», боишься – «как зайчишка – трусишка», произносят такие фразы, изменяя интонацию.

Таким образом, дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню. С того времени, как я стала использовать в процессе коррекционной работы фольклор, дети стали более раскрепощенными, они не бояться говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками.

Результаты диагностики в конце года.

Проделанная мною работа позволяет сделать следующие выводы: народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Дети с большим удовольствием откликались на предложение выполнить рисунок к потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

у детей улучшилась грамматика;

увеличился словарный запас;

повысилась общая звуковая культура речи;

улучшилась связная речь.

повысился уровень речевого развития всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики;

повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

Систематическая целенаправленная коррекционная работа с использованием малых форм фольклора по развитию речи и преодолению речевых нарушений у детей с ОНР вполне оправдывает себя. Моя работа показала, что предложенный художественный материал понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и коррекции родной речи у детей, имеющих ОНР. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Использование малых фольклорных жанров для организации общения с детьми в режимных моментах В мoмент, когда ребенок поступает в детский сад в его жизни происходит ряд серьезных изменений: меняется режим дня, ребенoк длительное время.

Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм "Обогащение речи детей дошкольного возраста с помощью малых фольклорных форм". В настоящее время возрастает интерес к истокам, корням,.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм» Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную.

Обобщение педагогического опыта по теме «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» В течении многих лет я работаю над проблемой «Влияние малых фольклорных форм на развитие и воспитание детей». Работу по использованию малых.

Опыт работы «Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре» 1 слайд "Использование малых фольклорных форм в приобщении детей к русской народной культуре" 2 слайд В наше время возникает потребность.

Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм» Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста МБДОУ №6 «Светлячок» П Р О Е К Т «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ». «Едва ли можно найти материал более близкий,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР»
Опубликовано: 20 января 2019 в 04:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем наталья черкашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД