Татьяна Мартин
Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы.
Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Темочки:
Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.
В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа, требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.
Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры. Как сказал К. Д. Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения, в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование игры в коррекционной работе - это средство умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.
Выбрав тему самообразования «Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы», поставила следующие цели и задачи:
Цель: разработка и использование логопедических игр и игровых приёмов в работе с детьми, имеющих нарушения речи.
Задачи:
1. Изготовить и систематизировать игровой, дидактический материал.
2. Создать доступную для детей предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете.
3. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.
4. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения.
5. Развивать фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов.
6. Активизировать психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).
7. Развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях.
8. Привлекать родителей к совместному воспитательно-образовательному процессу: к участию в игровых занятиях, родительских собраниях и других мероприятиях.
9. Вызвать желание у родителей к изготовлению игрового материала.
10. Повышать интерес у родителей, занимающихся с детьми с нарушениями речи, использовать в домашних условиях игровые приёмы и игровой материал, сделанный своими руками.
Передо мной возникла проблема – поиск эффективных средств в устранении нарушений речи у детей. Основываясь на традиционных научно-теоретических знаниях, полученных в процессе работы с методической литературой, стала искать эффективные игровые и инновационные формы работы с детьми.
Постепенно в своём кабинете создала предметно-пространственную среду, способствующую реализации поставленных задач.
Создала благоприятные условия:
- для речевого общения детей;
- для активизации и развития их речи;
- для сотрудничества, как способа взаимодействия с детьми и родителями.
Приобретённый и изготовленный разнообразный игровой материал позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности. Систематически оформляю информативный блок для педагогов и родителей.
Планируя и составляя конспекты занятий, отвела особое место игровым приёмам. Продумала для каждого этапа коррекционного занятия соответствующие игровые приёмы, в зависимости от поставленных задач занятия. Заранее подбирала наглядный и дидактический материал.
На этапе подготовки артикуляционного аппарата и на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов, наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки с язычками (сделанными родителями и детьми из носочков, я использовала куклу, названную детьми «Зубастиком» и пособие «рот». При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения, сказки «О веселом язычке» с опорой на наглядность.
Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы, заключающийся в многократном повторении слогов, слов, предложений, текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.
Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики.
Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как [С],[ З], [Ш], [Ж], [Л], [Р], способствовали следующие игровые пособия: «Звуковые дорожки», «Лабиринты» - на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, змеи, снежинки, кораблика.
Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.
При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ, затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР).
Далее отрабатывался звук в позиции между гласными и со стечением согласных: АРА, ОРЫ, ДРА, КРА и т. д.
В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям:
«Подружи звуки», «Слоговая ромашка», «Слоговые дорожки», «Слоговые листочки», «Ступеньки», «Чудесная лесенка». Детям предлагалось «шагать» пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и
одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.
Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки. Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза. На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий:
«Логопедическое лото», «Волшебный цветок», «Магазин», «Назови слова», «Один – много». В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.
Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах. Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.
На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала: «Логопедические лото», «Скороговорки в картинках», «Рррычащий рассказ», «Найди ошибки», «Зоопарк», «Лабиринт», «Загадочные картинки», «Придумай предложение».
В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.
Дифференциации звука необходима для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задача этого этапа – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Рабочий материал отрабатывала в игровых упражнениях, играх, что поддерживало интерес и познавательную активность детей предотвращало утомление, повышало эффективность логопедической работы в целом.
На каждом этапе работы я активно использую ИКТ, мультимедийные компьютерные игры. Их использование в коррекционной работе предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
( Компьютерные игры: «Домик язычка», «Бусы», «Сказка о язычке», «Собираем мёд», «Язычок-спортсмен», «Язычок-солдат»)
Исправление речевых недостатков - не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Оно требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Я считаю, что ребенок должен играть даже тогда, когда он преодолевает эти трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой.
В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки.
Вывод: в соответствии с намеченными задачами, результатами диагностики, а так же в ходе углублённой систематической, целенаправленной работы по использованию игровых приёмов на логопедических занятиях, достигла следующих результатов:
1. Повысилась положительная мотивация к логопедическим занятиям и личная заинтересованность ребенка в происходящем.
2. Активизировались психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление).
3. Улучшился эмоциональный комфорт на логопедических занятиях.
4. Повысился интерес у родителей, имеющих детей с нарушениями речи, к совместному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для устранения нарушений речи у детей.