Ирина Родионова
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Публикация «Использование метронома в системе работы музыкального руководителя» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В данное время происходит переосмысление развивающе-коррекционной работы с учетом ФГОС. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Для достижения положительных результатов в коррекционной работе c детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, музыкальный руководитель совместно с учителем-логопедом внедряют в практику современное полифункциональное оборудование на занятиях логопедической ритмики. Базовой составляющей логоритмики является темпо-ритм.
Таким образом, в современных исследованиях прослеживается тенденция к поиску и обновлению методов и приёмов темпо-ритмической организации речи и движений.
Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционной работе позволило раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.
Авторская методика учителя-логопеда Новиковой Е. Л. «Использование метронома в логопедической практике» заинтересовала меня как специалиста и дала большие возможности применения его своей работе.
Мы знаем, что в человеческом организме есть внутренний метроном, т. е. человек знает, что такое ритм, потому что есть сердце, кровь пульсирует по телу. Все в нашей жизни — это ритм: день-ночь, вдох-выдох.
У разных людей биоритмы не совпадают. Если слушать биение их сердец, оно не будет синхронным. Всё пронизывает ритм, и в нашем организме метроном имеется. А есть внешний метроном.
Метроном – способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Чёткие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы. Задача метронома заключается в том, чтобы почувствовать ритм и задать темп исполнителю.
Основная цель игровых упражнений с метрономом - развитие восприятия ритма и темпа речи. Частными задачами могут быть:
- совершенствование некоторых психомоторных способностей, а именно, скорость, переключаемость, координация;
- формирование основ выразительной речи;
- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, голосообразования, нервной системы организма, а также коррекции слуха и зрения;
- развитие творческого воображения.
Игровые упражнения с метрономом можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу.
Рассмотрим возможности использования метронома в разных разделах логоритмического занятия.
Слушание музыкальных произведений
«Определи темп» - соотнесение музыкальных произведений с заданным темпом метронома :
1) слушание музыкального произведения;
2) беседа с детьми по определению темпа, характера и музыкального образа услышанного произведения;
3) соотнесение-контроль – слушание произведения с выставленным на метрономе темпом.
Игра на детских музыкально-шумовых инструментах
* Первый способ – игра на каждый клик. Осуществляется она следующим образом: мы просто играем в каждый клик. Наша задача – максимально точно попадать в каждый клик. Сначала играем по два удара одной рукой, затем – одиночные удары попеременно правой - левой рукой.
* Следующий способ игры – в клик умещать два удара.
* Третий способ – смещение метронома относительно внутреннего. Каждый клик воспринимаем как сильные и слабые доли такта. Играем на инструментах, выделяя только сильную, либо слабую долю.
Пение
1. Регуляция дыхания. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится под счёт метронома, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижёрский жест и образец педагога. Работа ведё тся над отдельными компонентами дыхательного цикла: выдох – вдох – пауза - выдох.
* «Подстрой-дыхание» - дети выполняют двухфазное дыхание без пауз на каждый клик.
* «Дыши и не спеши» - дети выполняют трёхфазное дыхание (выдох – вдох – пауза – выдох).
2. Тренинговые комплексы рече-двигательных упражнений в соответствии с лексическими темами с использованием метронома для подготовки артикуляционного аппарата к исполнению детских песен :
* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы сопряженно с педагогом в заданном темпе под метроном;
* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы отраженно, вслед за педагогом в заданном темпе под метроном;
* Самостоятельное воспроизведение определенного темпа музыкальной фразы в заданном темпе под метроном;
* Упражнения на развитие высоты голоса (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков на каждый клик);
* Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса на каждый клик.
Движение
(танцевальные миниатюры, элементарные танцы, хороводы)
Включение метронома в комплекс танцевальных элементов и движений, выполняя равномерно или с акцентом в разных темпах:
* положения (позиции) рук, ног;
* удары в ладони,
* притопы;
* наклоны и повороты туловища;
* простой, приставной шаги;
* прыжки, подскоки, галоп.
Таким образом, включённость игровых упражнений с метрономом в систему работы музыкального руководителя позволяет повысить показатели двигательной и музыкальной памяти, фонематического восприятия, выразительности речи; улучшить слухо-зрительные координации; координацию движений, стабилизирует поведенческие реакции, улучшает внимание.
В этом учебном году в нашем ДОУ определена задача: «Создание условий для развития и совершенствования речи, познавательных интересов и потребностей, активности, инициативности и самостоятельности в поисковой деятельности в ходе реализации проекта «Метрономоград».
Цель проекта – развитие восприятия ритма и темпа в различных видах детской деятельности.
Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники ДОУ и их родители.
Исходя из диагностики темпо-ритмической организации речи, подбор детей в группах оказалось примерно одинаковыми:
I группа – гиперактивные, расторможенные; им предложили район «Ириски – Тянучки».
II группа – инертные, заторможенные; для них предоставили район «Торопыжек».
III группа – второй год обучения – смешанные группы, знакомы с приёмами организации темпо – ритма; у них район «Гармонии».
В ходе реализации проекта были осуществлены следующие мероприятия:
- геральдический конкурс;
- вернисаж творческих работ (в разных изобразительных техниках);
- макеты стран;
- спортивные олимпиады;
- игровые программы (особенности, традиции, праздники, игры, песни, танцы жителей разных частей Метрономограда).
Участие музыкального руководителя в проекте «Метрономоград».
Работа с детьми :
Написание сценариев, подготовка и проведение игровых программ «В гостях у жителей разных частей Метрономограда» :
1. «Встреча с Ирисками-Тянучками»,
2. «В гостях у Гармонии»,
3. «Бегом за Торопыжками»,
4. «День города Метрономоград» (творческий отчет.
Работа с педагогами :
1. Подбор и адаптация музыкальных произведений, текстов в соответствии с разными темпо-ритмами (картотека);
2. Подбор соответствующих частям города танцев (картотека);
3. Сочинение гимна города.
Работа с родителями :
Участие в подготовке игровых программ (костюмы, атрибуты).
Включение метронома в систему музыкального воспитания позволяет разнообразить методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и повысить её эффективность.
Список литературы
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005.-176с.
2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М. : учебная литература, 1997.
3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Г. А. Волкова. – М. : Просвещение, 1985. – 191 с.
4. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] / А. А. Гуськова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом).
5. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике [Текст] : методическое пособие / Г. В. Дедюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с. – (Библиотека логопеда-практика).
6. Куликовская, Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Т. А. Куликовская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.
7. Новикова, Е. Л. Логопедические игры с метрономом как средство развития темпо-ритмической организации речи детей с ОНР // Материалы V городской науч. -практ. конф., 27 апреля 2011г., г. Миасс / под ред. Н. В. Богдан. - Челябинск-Миасс : ИЦ «Уральская академия», 2011. – 64с. (с. 41-45)
8. Фирилёва, Ж. Е. Лечебно-профилактический танец [Текст] : «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.