Галина Шаньгина Зайцева
Использование интерактивных пособий в образовательной деятельности по музыкальному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование интерактивных пособий в образовательной деятельности по музыкальному развитию»
Категория слушателей: педагоги ДОУ
Форма проведения: семинар практикум
Провела: Шаньгина Галина Олеговна музыкальный руководитель
МАОУ «СОШ № 15» СП «Детский сад»
Публикация «Использование интерактивных пособий в образовательной деятельности по музыкальному развитию» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цель: Знакомство с системой работы по использованию интерактивных пособий в музыкальном развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивное пособие»
2. Показать способы решения образовательных задач по музыкальному развитию средствами интерактивных пособий.
Теоретическая часть.
Вступительное слово. Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Шаньгина Галина Олеговна. Я музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 48». Как известно любая встреча начинается с приветствия, я предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом :
«Приветствие» (волшебный купол)
Уважаемые педагоги просим всех Вас выбрать сектор понравившегося цвета. (Выбирают) Я рада сегодня приветствовать людей стремящихся к успеху это те, кто выбрал красный цвет, очень приятно видеть людей уверенных и уравновешенных это те, кто выбрал зеленый, сегодня здесь с нами чувственные и благожелательные коллеги, которые выбрали синий цвет и с нами солнечные, радостные оптимисты - выбравшие желтый цвет. Итак, начнем наше приветствие. Сейчас будет звучать музыка, мы берем купол за тот сектор, который Вы выбрали и все двигаемся по кругу, после того как я назову цвет, все останавливаются, поднимают купол, педагоги названного цвета выбегают в середину, здороваются друг с другом и меняются местами. И так до тех пор, пока все не поприветствуют друг друга. (фонограмма слайд 1) Здорово вот мы с вами поприветствовали и по взаимодействовали друг с другом. Присаживайтесь на места.
Углублённое изучение содержания ФГОС ДО привело к пониманию, что целью дошкольной организации и педагога в частности, является «…создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Перед нами встала необходимость обогатить музыкальную деятельность современными формами, обеспечивающими взаимодействие всех участников образовательной деятельности.
Одним из эффективных средств, используемых в образовательной деятельности, выступают развивающие интерактивные пособия.
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом. Интерес – познание – творчество, заложенные в основу данных пособий становятся максимально действенными, так как обращаются непосредственно к ребенку. Играя с интерактивными пособиями, ребенок всегда добивается результата.
Постоянное и постепенное усложнение. Выбор уровня сложности позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог – увеличить эффективность обучения.
Само слово «интерактивность» пришло к нами из латинского языка от слова interaktio, что подразумевает inter – взаимный, между actio – действовать, действие
Интерактивность означает способность взаимодействовать. Определение перед Вами.
В последнее время получил распространение еще один термин – «интерактивное обучение», обозначающий взаимопознание, взаимообучение, обучение, основанное на активном взаимодействии с педагогом.
Таким образом, интерактивное обучение - это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двухсторонним обменом информацией между ними.
Данное взаимодействие может быть субъект – субъектным (ребенок-ребенок, ребенок-педагог, ребенок-дети и т. д.) и субъект – объектным (ребенок – пособие, дети – пособие).
Использование интерактивных пособий позволяет организовывать разные формы взаимодействия: индивидуальные (субъект-объект, в парах, в тройках, подгрупповые, коллективные.
В связи с этим была поставлена цель:
Цель: создание условий для развития познавательного интереса к музыкальному искусству у дошкольников посредством использование интерактивных пособий. Для решения поставленной цели определены задачи они перед вами. Слайд 11.
Задачи:
1. Обогатить образовательную деятельности по музыкальному воспитанию интерактивными формами взаимодействия со всеми его участниками.
2. Систематизировать предметно-пространственную среду в музыкальных центрах групп.
3. Пополнить кейс дидактических игр для интерактивного оборудования и презентаций для организации интегрированного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
4. Повысить уровень компетенции воспитателей в вопросах организации совместной музыкальной деятельности с детьми, используя возможности интерактивных пособий.
Наряду с традиционными методами, в образовательную деятельность активно стали включается интерактивные методы и пособия : проекторы, интерактивная доска, Бизиборд, Лэпбук, интерактивный плакат.
Использование приема видео-подсказки помогает более качественно отработать танцевальные движения, расширить их содержание, увидеть правильное исполнение. Дети видят красивый показ и стараются сделать так же. Это способствует выразительному качественному выполнению движений и передачи характера музыки того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передаётся в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определённой последовательности и построении - пары, круг, в шахматном порядке и. т. д. Чтобы детям было интересно, и они могли хорошо ориентироваться в пространстве, используется пособие "Встаньте дети, встаньте в круг", в которой, есть схемы различных перестроений и детали «Лего» конструктора, помогающие выполнить задание.
Наиболее распространённым видом представления демонстрационных материалов, являются мультимедийные презентации. Это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности.
С помощью них интересно, ярко и понятно детям идет знакомство с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, история танцевальной музыки.
Очень эффективно использование презентации при знакомстве с композиторами и их творчеством.
Интересны и полюбившиеся детьми презентации по ознакомлению с музыкальными инструментами.
Они позволяют детям не просто рассматривать группы инструментов и слышать их сольное звучание, но и увидеть, как правильно держать инструмент, извлекать звук.
Кроме того, в игровой форме могут систематизировать и уточнить знания детей о музыкальных инструментах и видах оркестров, а также обеспечить возможность проявить свои коммуникативные и лидерские способности, и повзаимодействовать друг с другом.
Использование мультимедийных музыкально-дидактические игры, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения. Слайд 28.
Одним из интересных средств углубленного погружения детей в определенную тему стало использование в музыкальной деятельности лэпбуков. Они позволяют интегрировать в себе разные виды детской деятельности : коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и музыки, развивать у ребенка познавательные процессы, комплексно получить информацию по определенному направлению, планировать предстоящую деятельность; договариваться со сверстниками; распределять обязанности; искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать; самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы; принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения; использовать устную речь, выражать свои мысли и желания.
Повысить у детей познавательный интерес к самостоятельной музыкальной деятельности помогают интерактивные игрушки, интерактивный кубик, музыкальные смартфоны, планшеты, интерактивные плакаты.
Они позволяют детям самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения музыкальных компетенций, повышает интерес к музыке, в результате чего музыкальные центры стали востребованы у детей.
Поводя итог данной работы можно сделать вывод, система использования интерактивных пособий в музыкальной деятельности помогает :
- расширяют информационное пространство;
- более эффективно решать задачи музыкального воспитания
- самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта,
- развивает мыслительные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр., то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
- способствует переключению внимания, смену форм деятельности.
И сейчас мы предлагаем вам повзаимодействовать.
2. Практическая часть.
На столах представлены разные виды интерактивных пособий. Около каждого пособия лежит задание, выполните его и определите в каком возрасте и какую образовательную задачу в работе с детьми оно позволяет решить. Время на работу три минуты. Проходите, пожалуйста, к столам и начинайте работу в своих фокус группах. (Выполнение заданий)
Молодцы! Мы все убедились, что… Использование данных пособий очень лаконично вписывается в решение образовательных задач в любом дошкольном возрасте, обеспечивает индивидуализацию и вариативность образовательной деятельности, решает многие задачи музыкального воспитания. Слайд 36.
Рефлексия.
Все хорошо поработали, и мы предлагаем сейчас отдахнуть и отправится к островам. Каждый из Вас возьмет кораблик, под музыку отправиться в путешествие и поставит свой корабль на тот остров, название которого отражает ваше, ощущение, мысли, впечатление о нашей сегодняшней встречи.
Зеленые острова «Радости и удовольствия» - материал Вам был известен, но вы пополнили свои знания и практические умения
Красные острова «Неудовлетворения и грусти»- сегодня Вы не узнали ничего нового, данная тема не актуальна, есть недостатки.
Желтые острова «Открытий и просветлений» - сегодня Вы узнали много новой и полезной информации, будете ее использовать.
Синие острова «Тревог и проблем» - данная тема для вас раскрыта не полностью, есть опасения, проблемы, вопросы.
Слайд 37. Очень приятно, что наша сегодняшняя встреча была для Вас интересна и полезна. Спасибо за внимание.
Приложение 1
Выполните задание (смартфон)
Выберите любую понравившуюся Вам песенку и подберите к ней музыкальные инструменты для озвучивания.
Задание (лэпбук «Музыкальное королевство»)
Найдите в секретном конверте ребусы и пазлы. Сложите правильно пазлы и разгадайте ребусы.
Задание (плакат «Веселый оркестр»)
Распределите музыкальные инструменты по группам:
- струнные
- ударные
- духовые
Назовите их.
Задание (плакат «Пианино»)
Найдите опцию «Следуй за мной», нажмите ее, прослушайте задание и выберите любую ноту. Прослушайте ритм и повторите его.
Задание («Знакомый мотив» интерактивная игра по страницам классической музыки)
Ознакомьтесь с инструкцией. Угадайте предложенные музыкальные произведения.
Задание (лэпбук "Сказка в музыке")
Найдите на страницы у феи, в секретном конверте карточки и из них составьте логические цепочки.
Задание (лэпбук "Музыкальный теремок»")
Возьмите карточки к попевкам, которые находятся за заборчиком у теремка, вспомните их и выложите ритмический рисунок
с помощью ритмоформул.