Ольга Казанцева
Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется множество различных технологий и методик. Недавно я познакомилась с возможностью использования интеллектуальной картой для детей дошкольного возраста.
Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации. Это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария. С её помощью развиваются творческие способности, речь, активизируется мышление.
Публикация «Использование интеллект-карт для развития мышления дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Метод интеллект-карт был предложен и разработан английским психологом Тони и Барри Бьюзен. Этот метод используется в разных сферах
деятельности, а также и в образовании. При разработке логопедических технологий кандидат педагогических наук, доцент В. М. Акименко предложил метод интеллект-карт в использовании развития связной речи у детей.
В условиях реализации ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей наиболее полно и решать образовательные задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- формировать преемственность между детским садом и школой;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Так как, интеллект-карты, являются одним из средств развития мышления ребёнка и имеют множество вариантов использования, мы решили применить данную технологию в своей группе.
Вначале мы изучили теоретические основы по использованию интеллект-карт, затем вместе с детьми разработали свои интеллект-карты. Интеллект-карты использовали для решения различных задач:
1. Сбор информации об объекте, предмете, явлении и т. д.
2. Закрепление и обобщение материала (как вариант подведения итогов по теме).
3. Развитие связной речи и т. д.
В ходе работы выяснили, что интеллект-карты обладают преимуществами:
интеллект-карты наглядны (представляются в виде набора картинок, символов, рисунков и т. д.);
стимулируют развитие творческих способностей;
информация по карте легко запоминается;
при создании карты можно выявить недостатки информации у детей;
карту можно использовать много раз, пересматривая и запоминая информацию ещё лучше.
Как составить карту:
1. Лист бумаги расположить горизонтально для удобного размещения рисунков или картинок, которые можно вырезать и наклеить (можно использовать любой формат бумаги : от бумаги размером А4 до ватмана)
2. В центре помещаем главную идею карты. Можно написать слово, нарисовать картинку, предмет и т. д.
3. Далее, разноцветными фломастерами проводим линии от слова, картинки, каждая является фрагментом темы в целом.
4. Каждая линия обозначается так же картинкой или словом.
5. В ветви добавляем детали, иллюстрации, символы и т. д.
Карту мы можем детализировать настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Слова, характеризующие тему, пишем печатными буквами; обязательно размещаем картинки, рисунки детей, пояснения, символы, стрелочки, показывающие взаимосвязь между понятиями.
Детям в группе так понравилось работать с интеллект-картами, что ребята дома научили родителей работать с ними.
Таким образом, развитие мышления ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии.
Работа с картой позволяет развивать логические операции : сравнение, умение анализировать, дифференцировать. Работа по карте способствует развитию у ребенка коммуникативных качеств характера: умению слушать педагога, товарища по группе, формирует желание быть активным, проявлять инициативу, воспитывает лидерские качества и вместе с тем уважение к другим.
Методика оказывается очень эффективной для всестороннего развития детей. На всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребенок развивается : он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Постоянное использование методики позволит сделать мышление более организованным, четким, логичным.