Татьяна Родионова
Отчёт по самообразованию «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию воспитателя средней группы Родионовой Т. Н.
Тема: «Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников на занятиях по математике»
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. А. Заболоцкий
Публикация «Отчёт по самообразованию „Использование занимательного материала для развития логического мышления дошкольников“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда
В этом году я наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы являлось достижение положительной динамики в развитии логического мышления детей по средствам занимательной математики.
Для достижения цели мной были поставлены задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формировать базисные математические представления.
5. Развивать воображение, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Повышать компетентность родителей в вопросе развития логического мышления детей по средствам занимательной математики.
Свою работу в этом направлении я планировала по нескольким этапам:
1. Ознакомиться с опытом педагогов - коллег.
2. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности развития логического мышления детей четвертого года жизни.
3. Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей.
4. Конкретно обозначить для себя виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
5. Продумать использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
6. В течение всего временного промежутка наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления у каждого конкретного ребенка.
Средством достижения поставленной цели и задач мною были выбраны игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения. Их можно разделить следующим образом:
1. Предметные: дидактические - (настольно-печатные) - на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. В процессе разнообразных действий дети овладевали различными мыслительными умениями, важными как в плане подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. В специально разработанных играх и упражнениях у малышей развивались элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Игры на развитие пространственного воображения: эти игры развивают пространственное воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по простейшей схеме (чертежу). В творческий процесс включаются логические операции - сравнение, синтез (воссоздание объекта).
Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр мы развивали представления ребенка о форме, количестве, цвете.
2. Словесные: - загадки.
Обучение детей умению отгадывать загадки я начинала не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок.
Найти приемы отгадывания и воспользоваться ими - значит понять логический механизм загадки и овладеть им. Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности: выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т. е. произвести анализ; сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т. е. произвести синтез; на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение, т. е. отгадать загадку.
Тематический подбор загадок дает возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, я предлагала детям задания на обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису? (звери) и т. д.
3. Пальчиковые игры: эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «вверх», «вниз» и т. д.
В ходе занятий использовала следующие игровые приемы:
. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);
. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того - являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.
. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому материалу, создание эмоционального фона занятия.
. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.
В течение всего года мною также использовалась Мозаика; Шнуровка; Игры с пересыпным материалом, Игры в экспериментальном уголке, работа со строительным материалом (по схеме и без); работа со счетными палочками; кубики «Сложи узор», «Уникуб», Игры с прищепками, с пирамидками и матрешками
4. Мультимедийные дидактические пособия:
«Лесная школа» Игра-тренажёр по математике Ориентировка в пространстве
Интерактивная обучающая игра счет до трех для младшего дошкольного возраста «Первые шаги в мир математики»
Игра-тренажёр по математике «Часть и целое»
Мультимедийное дидактическое пособие для детей младшего дошкольного возраста Цвета и фигуры
Игра-тренажёр по математике «Повторяем цифры»
Все эти игры я создавала сама
Совместная деятельность проводилась фронтально, по группам (3 - 5 человек) и в парах. Использовала состязательный характер игр. Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закреплялись в совместной деятельности, после чего переходили в самостоятельную и уже после этого - в бытовую деятельность. Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности мною использовались во всех видах деятельности.
Развитие логического мышления детей - процесс длительный и весьма трудоемкий; прежде всего для самих детей - уровень мышления каждого очень специфичен. Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я старалась внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности сменялся. Особую роль играли «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей они, по моей просьбе «подключались» к тем, кто испытывает серьезные трудности.
Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, дает возможность самоутвердиться успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах - более слабым.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики «Пальчиковые игры».
В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми: ежедневно: пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с настольной мозаикой, игры с пазлами, рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев, упражнения на сжимание и разжимание пальцев).
Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении зависит развитие логического мышления у детей в домашних условиях. Оформляла папку – передвижку, были проведены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы.
Главный принцип, которого я придерживалась при проведении диагностических методик, является принцип естественности в поведении ребенка, что предусматривает минимальное вмешательство в привычные повседневные формы поведения детей. Для реализации этого принципа я использовала разнообразные способы побуждения ребенка к игре, в процессе которой проявлялись особенности развития детей.
Мною были использованы следующие методики для оценки образно-логического мышления :
Методика «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяла умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Методика «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Я показывала ребенку рисунок и просила, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время (2 мин) ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Применение диагностических методик позволило мне проанализировать эффективность, как своей педагогической деятельности, так и результативность использования занимательного материала для развития логического мышления моих воспитанников.
Полученный результат.
Исходя из проведё нной работы были получены следующие результаты:
1. У детей появился интерес к элементарной математической деятельности. Наблюдается развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем : целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
2. У детей сформировалась потребность занимать своё свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал стал являться средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.
Заключение
Проблема развития логического мышления ребёнка является одной из наиболее важных задач, от решения которых зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование продуктивного мышления, внутренней потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения применять имеющийся багаж знаний на практике, в творческом преобразовании действительности.
Таким образом, формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр, включенных в образовательно-воспитательную работу, возможно, если соблюдать следующие условия:
. Создание специально подобранной системы игр-упражнений с дидактическим содержанием.
. Целенаправленное развитие логического мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
. Совместная деятельность воспитателя, музыкального работника, руководителя по физической культуре, родителей должна быть направлена на развитие логического мышления.
. Игры, направленные на формирование логического мышления должны быть разнообразны.
. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.
При правильной организации деятельности детей в дошкольном учреждении происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.
В дальнейшем я планирую продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, интереса к различным видам деятельности.
Литература
1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике-СПБ : Питер, 1999.
2. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. М. : Наука, 1998.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. Т. 2/ Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982.
4. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. - №1
5. Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В. Давыдов. - М., 2003.
6. Запорожец, А. В. Психическое развитие ребенка. Избр. психол. труды в 2-хт. - М. : Педагогика, 1986.
7. Семёнов Н. Н., Новикова В. Н. Роль игры в обучении младших дошкольников математике. // Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду. / под ред. Н. Н. Поддъякова. - М. : Мир, 1984.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. cада/ Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1989.
9. Поддьяков Н. Н. Особенности образного мышления детей в конструктивной деятельности/ Н. Н. Поддьяков, В. Б. Синельников // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Вып. 4. - Душанбе: Дониш, 1974.
10. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М., 1987.
11. Азаров Ю. П. 100 тайн детского развития. - М. : ИВА, 1996.
12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М. : Педагогика, 1972.
13. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., - 1967.
14. Оконь В. Метод дидактического эксперимента. - М., 1990.