ЕЛЕНА СЕРГЕЕВА
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Время информационных технологий в котором мы живем, вынуждает нас педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое, что является требованием ФГОС ДО. Цель любого педагога в обучении ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи взрослого. Задача – научить ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них ответы, путем сложных рассуждений делать правильные выводы.
Темочки:
Поиск форм такого обучения, привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным и наглядным и практическим, таким требованием и отвечает метод использования интеллектуальных карт.
Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, развивается творческое мышление. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта, позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное,
развивает память, мышление, воображение, способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации, позволяет получать, обобщать и проверять знания.
Полезные свойства
1. Наглядость. Вся проблема отображается компактно.
2. Привлекательность. Ик имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно.
3. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета, информация отображенная в ик, легко запоминается.
4. Своевременность. ИК помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
5. Творчество. ИК стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач.
6. Возможность пересмотра. Ик побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Использование ик позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи.
А именно:
Повысить мотивацию, качество знаний,
Развить коммуникативные и творческие способности;
Скорректировать знания;
Активизировать самостоятельную деятельность;
Применение интеллект-карт в речевом развитии по направлениям.
1. Сбор материала о предмете или объекте
(создание ик в ходе обсуждения предмета или темы, выполняя данное задание пополняется активный или пассивный словарь, развивается процесс мышления
2. Закрепление и обощение материала (т. е создание обобщен. ик может быть итоговой работой по изуч. теме. Выполняя данное зад. дети развивают умение выдлить главн. мысль, припоминание изуч. или выявление уровня знаний
3. Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по ик. Выполняя данное задание дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными в разговоре.
Для создания интеллект-карт, существует определённый
алгоритм создания.
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Например нужно дать детям знания п теме транспорт. Сначала спрашиваем, что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, что он сам находит ответ.. Составление интеллект – карты. начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, Дальше задаем вопрос «Какие ассоциация у Вас вызывает слово транспорт?» От центрального образа рисуем «отростки» первого уровня которые и будут раскрывать главную идею. Главное выслушать каждого желающего. Отрицательных оценок не даем, так как это закрепощает. После детализируем отростки – каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви могут быть изогнутыми, похожими на ветви дерева. Такие беседы внешне должны быть как бы импровизацией, воспитатель идет за логикой ребенка, а не навязывает своего мнения. На таких занятиях дети учатся системному анализу, знания добываются самостоятельно. Каждое занятие с детьми -, поиски, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? С чем можно сравнить? – все это и есть работа с элементами интеллект – карты.
Применение и составление ик проходило поэтапно.
Сначала детям был предложен образец составленной мной ик. По этой карте я сама составила рассказ. Затем предложила детям составить предложения по каждой ветке карты. Затем дети составили самостоятельно рассказ по всей карте. Составлять самостоятельно ик дети стали не большие по содержанию, которые отражают одну тему, имеющие только классификацию по каким либо направлениям. Постепенно ребята стали сооружать боле сложные и обобщенные ик.
Семья является основным источником воспитания и обучения ребенка, поэтому к знакомству с составлением, а также со способами применения ик я приобщаю и родителей., для них был организован и проведен мастер-класс по созданию интеллект-карт. И он принес свои результаты: родители с детьми вместе стали сооружать и потом презентовать интересные интеллект-карты.
Опыт проведения занятий с использованием ик показал что они помогают развитию детей в достижении результатов соответствующих данному методу.
Результативность использования ик я вижу в следующем, что применение ик в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС использование ик позволяет осуществлять интеграцию областей : коммуникация, познание и социализация. Метод является очень эффективным так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя. В результате применения ик ребенок учится не только усваивать информацию но и оперативно с ней работать. Использование метода ик позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.
На мой взгляд, метод применения ик является достаточно результативным и я думаю что эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.