Брюханова Олеся Сергеевна
Использование игровых технологий в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из приоритетных задач в процессе обучения ребенка является формирование грамматически правильной, фонетически чистой речи и, конечно, развитие богатого словарного запаса. Важнейший показатель, который учитывают при выявлении готовности обучения ребенка к школе — это правильная речь. Именно она является залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Необходимо уделять должное внимание воспитанию и привитию правильной речи в дошкольном возрасте. Развивать грамотную речь у ребенка следует с младшего дошкольного возраста. На современном этапе дошкольного образования игровые технологии пользуются большим успехом у педагогов, в особенности в развитии речи дошкольников. Выбор данных технологий основан на том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что игра оказывает положительное влияние на процесс развития и обучения детей. Благодаря использованию игровых технологий в работе по развитию речи дошкольников процесс обучения становится более занимательным и интересным, следовательно, более эффективным.
Темочки:
Современные игровые технологии в развитии речи включают в себя объемную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Наиболее благоприятный период для применения и использования игровых технологий в процессе обучения — дошкольный возраст. Дидактические игры, театрализованные игры, пальчиковые игры, игровые приемы при заучивании стихотворений, игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР, игры и упражнения на произношение шипящих звуков- именно они объединены в игровые технологии и всеми нами знакомы. Рассмотрим более подробно каждую категорию игр.
Игровые приемы при развитии звуковой культуры речи (ЗКР).
Звуковая культура речи развивается благодаря четкому проговариванию чистоговорок и скороговорок. Произнося скороговорки, ребенок имеет возможность менять силу голоса, интонацию, которая может обозначать удивление, вопрос или испуг. Игры и упражнения на произношение шипящих звуков. Педагог, рассмотрев с ребятами картинки, например «Еж и ежата», предлагает выполнить задание: четко проговорить фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Благодаря данному упражнению ребенок — дошкольник осваивает интонацию вопроса, развивается чувство ритма. При вычленении звука при четком произношении ребенком слова или фразы он постепенно знакомится с терминами «звук» и «слово».
Дидактические игры.
Они являются основным видом игр, которые педагог использует в работе по развитию речи. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Существует несколько видов дидактических игр:
- игры с наглядным материалом,
-словесные игры,
-игры с предметами,
-настольно-печатные игры,
- специальные лексические упражнения.
Большинство задач речевого развития дошкольников реализовываются посредством театрализованной игры.
Театрализованные игры разделяются на две основные группы — это режиссерские игры и игры — драматизации. В игре — драматизации ребенок исполняет роль «артиста», соответственно сам придумывает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. К вербальным средствам выразительности в первую очередь относится речь, а к невербальным жесты, мимика и пантомимика.
Существует несколько видов драматизации:
- игры — имитации образов животных, людей, героев литературных произведений,
-ролевые диалоги на основе текста,
-инсценировка литературного произведения, постановка спектакля по какому-либо произведению,
-игры — импровизации, в которых разыгрывается сюжет без предварительной подготовки.
В режиссерской игре главные роли «исполняют» игрушки, а ребенок — организует деятельность в качестве режиссера. Пользуясь различными средствами выразительности, он озвучивает своих героев, вслух проговаривает действия, совершаемые с ними. В зависимости от используемого театра определяется вид режиссерской игры соответственно. Я хотела бы задать вам воспрос: Какие виды театра вы знаете? (Настольный, плоскостной, пальчиковый, бибабо, кукольный театр, театр игрушек, театр теней и т. д.)
Одним из эффективных средств переключения ребенка с одного вида деятельности на другой являются пальчиковые игры.
Проговаривание стихотворений в сопровождении с движениями рук делает речь детей более ритмичной, четкой, эмоциональной.
Следующий игровой прием- заучивание стихотворений.
Рассказывая стихотворение, ребенок воспроизводит сюжет с помощью слов, мимики и жестов. При разучивании различных детских потешек, прибауток ребенок учится не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Итак, я хочу рассказать об одной из более новых игровых технологиях.
Квест- игра.
В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки.
Основными направлениями работы по развитию речи детей, через использование квест-технологии являются :
1. Формирование грамматического строя речи : изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний; словообразование.
2. Развитие связной речи : диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание).
3. Сенсорное развитие : развитие мелкой моторики рук.
4. Развитие словаря : освоение значений слов и их употребление в соответствии с ситуацией.
5. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде.
Следующий вид игровой технологии- это Мнемотехника.
Мнемотехника- система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Приёмы мнемотехники осваиваются детьми постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям. Это работает по схеме:
• Детям показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
• Далее дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
• Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для :
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Ниткография.
Вид игровой технологии, который является особенно эффективным для развития мелкой моторики рук. Заматывание и разматывания клубочков (выкладывание из ниток разных фигурок паучков, бабочек). С помощью ниткографии у детей развивается мелкая моторика, ребенок называет изображаемые объекты, может составить рассказ по полученной картинке или рассказать, что он изобразил, т. е. развивается словарь, грамматика, связная речь.
Как известно, развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с формированием детской речи. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на активизацию речевых зон коры головного мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость, способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит — развитию речи.
Мы можем сделать вывод о том, что развитие речи с помощью игровых форм деятельности дает большой результат. Все дети проявляют активность, данный процесс активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас, учит сравнивать предметы по признакам и свойствам, систематизировать накопленные знания.
Литература:
1. Атемаскина Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ : учебно-методическое пособие / Ю. В. Атемаскина. М. : Детство-Пресс, 2012 г.
2. Тимофеева Е. Г. Консультация для педагогов «Современные игровые технологии в развитии речи дошкольников». 2017 г.