Ирина Дементеева
Использование игр для ознакомления детей c РАС с внешними свойствами предметов
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом количество детей с ранним детским аутизмом увеличивается. В связи с этим, дети с ранним детским аутизмом могут появиться в любой образовательной организации. В настоящее время в России активно внедряют инклюзивное образование. Одна из главных проблем его результативного внедрения в общеобразовательные организации – это необходимость переподготовки всех педагогов, которые в своей работе столкнуться с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Использование игр для ознакомления детей c РАС с внешними свойствами предметов» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
К сожалению, не все педагоги в образовательных организациях имеют специальное коррекционное образование, которое предполагает теоретические знания об особенностях психофизического развития детей данной категории, и результативного применения в своих практиках комплекса эффективных методов и приемов для положительного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Аутизм – сложное нарушение развития ребенка, требующее особого подхода. Но, несмотря на странность, неадекватность действий аутичного ребенка, неправомерно было бы утверждать, что мир людей, природы и их взаимосвязь совсем ему неинтересны. В связи с этим, возникает необходимость в применении эффективных методов и приемов для успешной социализации детей данной категории в общество, взаимодействию с другим человеком, учёта его мыслей, чувств, поведенческих реакций, стереотипий.
Существует ряд приемов, которые помогают ребенку с РДА снять психомоторное напряжение и эмоциональные зажимы; которые формируют у него положительную самооценку и эмоциональную устойчивость, что способствует преодолению эмоционального дискомфорта и приводит к усвоению ребёнком навыков, необходимых для формирования у аутичного ребенка основных учебных навыков, его социальной адаптации.
Подробнее становимся на некоторых из них.
Первый метод – это метод сенсорных игр. Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РДА на контакт.
Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;
-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;
– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;
– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;
– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);
–слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);
–тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
–двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
–обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
–вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Сенсорные игры можно разделить на три направления:
1. Обучающие игры – направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
2. Познавательные игры – с их помощью мы знакомим ребенка с окружающей действительностью; свойствами песка, воды и т. д.
3. Проективные игры – направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка
Технология сенсорных игр многофункциональна, она позволяет одновременно решать несколько задач: диагностики, коррекции, сохранения психо-эмоционального здоровья ребенка. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, учится контактировать с взрослым.