Светлана Сотникова
Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений»
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач детского сада. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.
В первые шесть лет жизни ребенка физическое воспитание тесно связано с общим воспитанием. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Болезненный, отстающий в физическом развитие ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, память. Это ведет к понижению способностей ребенка и расшатывает его волю. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силу и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разносторонние развитие личности.
Публикация «Методическая разработка „Использование предметов при проведении общеразвивающих упражнений“» размещена в разделах
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.
Общеразвивающие упражнения, предназначенные для развития отдельных мышечных групп, являются мощным средством укрепления здоровья вообще : они совершенствуют деятельность двигательного анализатора в целом, активизируют обмен веществ, тренируют сердечно сосудистую систему и дыхательный аппарат. В результате повышается общая работоспособность организма.
Многие общеразвивающие упражнения проводятся с предметами они создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действия с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, до тянуться, делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия. Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие – палки, обручи, скамейки и др., создающие эффект сопротивления. Естественно совершенствуется мелкая мускулатура – предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую. Главный критерий при выборе предметов – целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действия должны логично сочетаться. Необходимо принимать во внимание и возраст детей. В младших группах доминируют предметы, создающие преимущественно эмоциональный эффект (погремушки, ленточки, кубики и т. п., в старшем возрасте начинают применять жесткие предметы (обручи, палки и т. п.).
Выполнение общеразвивающих упражнений под музыку влияет на повышение функциональных процессов организма, содействуя его общему оздоровлению и формированию правильной осанки, воспитывает художественный вкус, любовь к движениям, вызывает у детей положительный эмоциональный тонус. Музыка, воздействуя на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений и совершенствует их. В соответствие с характером музыкального произведения (бодрый, плавный, спокойный, энергичный) движение детей приобретают различный характер. Они могут быть четкими, энергичными и легкими, мягкими, плавными, спокойными.
Цель и смысл методики обучения общеразвивающим упражнениям – обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организаций физического воспитания, специфики педагогических задач.
В зависимости от методической направленности общеразвивающие упражнения можно поделить на упражнения для развития физических качеств, упражнения на расслабление, упражнения правильной осанки, дыхательные упражнения и др. по степени физической помощи педагога они делятся на пассивные (с помощью взрослых, пассивно-активные (с частичной помощью взрослых, активные (выполняются самостоятельно).
В работе с детьми особенно выражено комплексное применение наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Детям нужен постоянный образец для подражания. Словесные методы и приемы в работе с детьми направлены на то, чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у ребенка радостное настроение. Все упражнения усваиваются детьми только в процессе многократного повторения, каждое упражнение повторяется целиком в неизменном виде.
Так же в группах раннего возраста широко используются имитационные и зрительные ориентиры. Например, при повороте на право можно предложить ребенку посмотреть на игрушку, которая расположена с правой стороны.
В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение (ИП). По ходу объяснения взрослый выполняет упражнения вместе с детьми. Он также помогает детям занять ИП, добивается сходство с образцом (в основных элементах). По ходу выполнения педагог подбадривает детей, положительно оценивает их старания. Здесь освоению упражнений так же помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика, предметы (приседание держась за спинку стула, наклоны сидя на скамейке).
Во второй младшей группе взрослый продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах, следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. Педагог делает упражнения вместе с детьми, но в меньшей степени, за тем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания.
В средней группе новое упражнение взрослый сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде дети занимают ИП и по команде самостоятельно выполняют его. В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части упражнения (присели, колени в стороны). После указания сочетаются со счетом (раз – присели, два – встали). Дальше упражнения выполняются только под счет. В средней группе повышаются требования к четкости ИП, правильного выполнения элементов упражнения.
В старшей группе новое упражнение педагог называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда принять ИП и команда, чтобы дети выполняли упражнение самостоятельно. Не сложные упражнения называют и объясняют, потом дети их выполняют самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети. Здесь так же доступна соревновательная форма проведения упражнений.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений нужно учить детей дышать через нос, не задерживать дыхание, согласовывать ритм его с характером выполняемого упражнения.
Для младшего возраста педагог говорит, что выдох нужно делать при наклонах в перед, приседании, сгибании ног и др. (он должен совпадать с моментом, когда грудная клетка сдавливается).
В старших группах детей учат полному выдоху. Наилучшие условия для вдоха создаются в момент, когда грудная клетка расширяется (при разведении рук в стороны, отведении назад, выпрямление туловища и др.).
В методику проведения общеразвивающих упражнений входят : организация детей (построение их для выполнения упражнений, подготовка, раздача и сбор пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениями, а так же контроль в ходе выполнения детьми упражнений.
Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды педагога, ориентироваться в пространстве; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий. Взрослому необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнения движений педагогом. На все это отводится 15-30 секунд, иначе внимание детей рассеивается. Общеразвивающие упражнения могут выполнятся : при свободном построении в звенья, в круг; при построении в колонны (передача предметов друг другу, в кругу с большой верёвкой; группами с обручами, веревками; парами.
Расстановка, раздача предметов, сбор и уборка так же не должны занимать много времени. Выбор приема раздачи и сбора предметов обуславливается возрастными особенностями детей, а также их подготовленностью. В группах раннего возраста ведущая роль в этой работе принадлежит педагогу. В отдельных случаях он привлекает к раздаче пособий и малышей, давая им посильные задания. Постепенно дети приучаются к самостоятельности: уже в средней группе они сами могут сами брать предметы и класть их на место. В старше группе дежурные самостоятельно готовят места для занятий.
В результате мы видим, что обучающий эффект общеразвивающих упражнений огромен. Являясь основным содержанием ежедневной утренней гимнастики и составной частью большинства физкультурных занятий, они формируют двигательные умения и навыки. Дети довольно быстро усваивают название упражнений и их деталей, частей тела, ориентировочные понятия и термины, указания, советы, подсказки. Возникающее в процессе обучения взаимопонимание положительно сказывается на качестве движений дошкольников и помогает решить (с активным участием самих детей) наиважнейшую учебную задачу – формирование у детей правильной осанки. Показателем обученности дошкольников является проявление Общеразвивающие упражнения активно формируют координацию – умение согласовывать одновременные движения разных частей тела; гибкость – способность выполнять движения с большей амплитудой; равновесие – устойчивое положение на уменьшенной и повышенной опоре; точность - умение фиксировать движения в соответствии с каким-либо сигналом; пространственные и временные ориентировки – выполнение движения в нужном направлении, в соответствующим ритме и темпе. Упражнения имитационного характера побуждают творческую фантазию детей. Объективные особенности общеразвивающих упражнений приучают детей действовать согласованно, а музыкальное сопровождение активно содействует этому и развивает художественный вкус.