Ольга Гусева
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Чтобы воспитать экологически грамотными детей, необходимо подобрать подходящую художественную литературу, использовать разные формы работы по экологическому воспитанию анализировать поведение детей в общении с природой, задумываться об охране природы.
Публикация «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Давайте с вами обсудим следующую ситуацию: гуляя в парке с ребенком, вы видите стаю голубей. Ребенок бежит радостный и разгоняет птиц.
Каково ваше отношение к этому?
Как вы считаете, в данной ситуации следует поощрять действие ребенка или же у вас возникают другие чувства?
Как вы поступите?
Какие нравственные качества будут формироваться у ребенка в результате поощрения его действий?
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие. В этом случае он действует с позиции силы, он сильнее их, и мы поощряем его действия. У ребенка формируется представление о самом себе: с тем, кто слабее, я справлюсь. Таким образом, маленький ребенок сильнее червей, бабочек, кузнечиков, он может их ловить, топтать. Пока неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется и становится нормой поведения в природе, а в дальнейшем это может стать нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.
Не кажется ли Вам, что здесь прямой перенос на взрослого (внук сильнее бабушки).
И вот здесь можно привести пример из книги Б. Рябинина «О любви к живому» : «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая. Ему нравиться, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, и вот тут-то, как говориться, и закрыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Давайте вместе с вами подумаем, если ребенок маленький, 2-3 года, то делает он это от незнания, как поступить. Но если так делает старший дошкольник, то это уже хуже. Что предложит ребенку в данной ситуации?
Можно предложить понаблюдать за птицами, что они общаются, чем питаются, показать ребенку, что у птиц своя жизнь, они живые существа и не следует им мешать.
Нужно учить детей не мешать живым существам, а оберегать их. И тогда, прежде чем бежать и разгонять стаю, ребенок задумается – а надо ли им мешать.
Наша задача заинтересовать ребят жизнью других живых существ и поддержать этот интерес.
Были ли у вас какие-то ситуации, связанные с природой? Как вы действовали в данных случаях?
1 ситуация (для ребенка).
Вы гуляете с мамой. И вдруг увидели впереди себя стайку голубей. Что вы будете делать?
(Побежите и их разгоните; будете наблюдать за ними; пройдете мимо осторожно, чтобы не помешать им.)
2 ситуация (для родителей).
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку.
Как бы вы поступили?
Что вы делаете, когда встречаете птиц?
Чем вы кормите птиц?
Знаете ли вы, чем нельзя кормит птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как? (Вывешивать скворечники, подкармливать зимой, не мешать птицам, не шуметь в лесу, не трогать гнезда.)
Не правильное поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний у детей. Чем мы в семье можем помочь детям? Конечно, можем что-то рассказать им из своего опыта, так как сами имеем знание о природе. Но дело в том, что мы не всегда мы можем правильно, в доступной форме сообщать эти знания детям. И верным нашим помощником в данном случае является книги.
Как вы покупаете книги своему ребенку?
На что обращаете внимание? (На содержание, на иллюстрации, на отсутствие данной книги в вашей библиотеке, просто так покупаете.)
Как Вы читаете книги? (Читаю сразу с листа, сначала сам знакомлюсь с содержанием, сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.) Конечно, желательно, чтобы взрослые сначала сами познакомились с содержанием и лишь потом читали ребенку.
Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы? (Возраст учитывать надо и стараться не читать малышам историй страшных, которые могут их огорчить, с плохим концом.)
Вы, наверное, обратили внимание на то, что наши поэты, писатели очень нежно описывают и комара, и мошку, и жучка. Делают они это правильно. Необходимо, с ранних лет малыша окружали добро и ласка, чтобы у него возникло желание любоваться всем живым и беречь его- все это красиво, прекрасно. А в дальнейшем произойдет перенос такого поведения на взаимоотношения с людьми, которые окружают ребенка.
Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком?
В какое время читаете? (Как попросит ребенок; перед сном; в свободную минутку.)
Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?