Оксана Гончарова
Технологическая карта урока в 3 классе «Использование гласных нижнего ряда для обозначения мягкости согласных на письме»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока, занятия
Организационная информация
Предмет Логопедическое занятие
Класс Групповое занятие 2-3 (отдельного класса). С логопедическим заключением СНР средней степени тяжести с фонематическим недоразвитием речи.
Тема «Использование гласных нижнего ряда для обозначения мягкости согласных на письме»
Автор занятия (ФИО, должность) Гончарова Оксана Владимировна учитель-логопед
Образовательное учреждение МБОУ «Степновская СОШ»
Описание занятия
Публикация «Технологическая карта урока в 3 классе „Использование гласных нижнего ряда для обозначения мягкости согласных на письме“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Тип занятия Отработка умений и рефлексии
Время реализации занятия 45 минут
Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Деятельностная цель:
формировать навык чтения слогов и слов с твердыми и мягкими согласными. Содержательная цель:
закреплять умения обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными нижнего ряда.
Задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Образовательные: формировать навык чтения слогов и слов с твердыми и мягкими согласными, закреплять умения обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными нижнего ряда, способствовать развитию и обогащению словарного запаса, закреплять умения образовывать относительные прилагательные, формировать орфографическую зоркость. Коррекционно- развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, дыхание, моторику; навык самоконтроля, умение работать самостоятельно; способствовать снятию психоэмоционального напряжения, зрительного утомления через использование элементов сказкотерапии, психогимнастики, музтерапии, цветотерапии, зрительной гимнастики. Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, литературному жанру – сказка; чувства эмпатии, желание оказать помощь.
Планируемые результаты
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Предметные
В результате занятия учащиеся смогут:
- читать слоги и слова с твердыми и мягкими согласными;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме гласными нижнего ряда.
Метапредметные
Познавательные УУД: умение формулировать цель предстоящий работы, действовать по составленному плану, анализировать, выделять существенные признаки на основе сравнения.
Регулятивные УУД: определять и формулировать
цель деятельности на занятии; понимать и принимать учебную задачу, выполнять действия в соответствии с инструкцией, эталоном; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь товарищей, участвовать в учебном сотрудничестве.
Личностные
Формирование положительного интереса и мотивационной основы к изучаемой теме; самостоятельности, навыков самоконтроля и адекватной самооценки.
Ресурсы, оборудование и материалы, использующиеся на уроке : технические средства обучения, ЭОР, раздаточный материал, лаборатория и др. (перечислить) Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, экран; игрушки - три поросенка, волк; картинки с изображением домиков поросят; предметные картинки (телефон, ведро, матрешка, лопата, мяч, газета, веник, тапочки, пила, кубики, вилка, диван, зонт, молоток); карточки с заданиями желтого цвета (по количеству детей, карточки «Лесенка успеха» (по количеству детей, таблицы со словами, памятки гласных верхнего и нижнего ряда, тетради, ручки, простые карандаши
Проект урока
Этапы урока Планируемые результаты каждого этапа урока
(предметные, метапредметные, личностные) Используемые педагогические технологии, методы, приемы, формы, оборудование, материалы, ресурсы Деятельность учителя Деятельность ученика Как проверяете, достигнуты ли планируемые результаты
I Этап
Мотивации Регулятивные:
выполнять действия в соответствии с устной инструкцией педагога.
Личностные:
уметь позитивно настраиваться на работу.
Показ образца выполнения упражнения, ИКТ.
Приветствие.
Чтение стихотворения.
Фронтальная работа Выполняет дыхательную гимнастику.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте подарим друг другу добрую улыбку.
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Присаживайтесь на свои места. Выполняют дыхательную гимнастику
Здороваются с учителем – логопедом, улыбаются.
Присаживаются на места.
II. Этап Актуализации знаний Познавательные:
анализировать, выделять существенные признаки на основе сравнения; формулировать цель предстоящей работы.
Регулятивные:
уметь определять и сознавать цели учебной деятельности.
Коммуникативные:
формировать умение отвечать на вопросы.
Практические: аналитико-синтетические, индивидуально-групповая работа. Чтение стихотворения.
- В мире много сказок - грустных и смешных,
И нельзя на свете нам прожить без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: «Заходи!»
- Жили братья поросята
В дальнем сказочном лесу.
Не боялись поросята
Ни жару и ни грозу…
- Догадались, о какой сказке идет речь?
Слайд № 4 (картинка)
- Сегодня у нас в гостях сказка «Три поросенка».
- Вспомните, как звали поросят.
Слайд № 5 (имена)
Выставляются игрушки поросят.
Беседа с детьми.
- Чем похожи по написанию их имена?
- Чем похожи в произношении эти имена?
- Твердо или мягко звучит звук [Н] в именах Наф - Наф и Нуф - Нуф?
- Какие гласные стоят после буквы Н в этих именах?
- Чем отличается звучание имени Ниф - Ниф?
- Какая гласная обозначает мягкость согласного звука [Н’]?
- Какие еще гласные буквы служат для обозначения мягкости
согласных звуков на письме?
Слайд № 6 (гласные верхнего и нижнего ряда)
Организация самостоятельного формулирования темы детьми.
- Ребята, как вы думайте, с какими гласными мы поработаем на сегодняшнем занятии?
- Давайте посмотрим, как «работают» эти гласные. Прочитаем слоги и слова по таблице.
Слайд № 7 (таблица)
мя – мял – мал - малы
ту - тук – тюк - тюки
мэ – мэр – мэры - меры
тё - тёк – ток - токи
ти – тик – тык – тих
Ответы детей:
- Заходи!
- «Три поросенка».
- Наф - Наф, Нуф - Нуф, Ниф - Ниф.
- Первой и последней буквами.
- Последним звуком [Ф], первым звуком [Н] в именах Наф - Наф и
Нуф – Нуф.
- Звук [Н] звучит твердо.
- Гласные А, У.
- В этом имени первый звук [Н’] звучит мягко.
- Гласная буква И.
- Буквы Я, Ю, Ё, Е.
- С гласными нижнего ряда, которые служат для обозначения мягкости согласных на письме.
Чтение таблицы «Слог - слово».
Дети проговаривают каждое слово и отвечают на вопросы.
Беседа с детьми.
III. Этап Выявления места и причины затруднений Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу, осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
участвовать в учебном сотрудничестве.
Личностные:
проявлять познавательную инициативу.
Практические:
устные,
аналитико-синтетические. Фронтальная работа. Чтение стихотворения.
- Вот и ветры закружили:
Скоро осень и зима.
Братья сели и решили:
Нам к зиме нужны дома!
- Давайте вспомним, из чего поросята строили себе дома.
Выставляются картинки с изображением домов трех поросят.
Чтение стихотворения.
- Младший строил не хоромы-
Делал домик из соломы.
На полянке за прудом
Младший быстро сделал дом.
- Возле речки средний брат
Дом из досок делать рад.
Досок много - и уже
Поросенок в шалаше!
- Старший брат не загорал:
Старший камни собирал!
Собирал, чтобы потом
Из камней построить дом.
Беседа с детьми.
- Назовите, какой дом построил младший брат, дом из соломы – какой это дом?
Слайд № 8 (название домов)
- У старшего брата получился дом из камней - какой это дом?
- Как звучат первые звуки в словах - соломенный, каменный?
- Какой дом мы не назвали? Дом из досок - какой это дом?
- Как звучит первый звук в этом слове? Назовите этот звук.
- Какой гласной буквой мы обозначили мягкость согласного звука [Д’] в этом слове?
- Соломенный дом.
- Каменный дом.
- Первые звуки звучат твердо.
- Деревянный дом.
- Звук [Д’] звучит мягко.
- Гласной буквой Е.
Ребята отвечают на вопросы. Работаем с презентацией, по карточкам.
IV. Этап Объяснения (добывания) нового знания)
1. Построение проекта выхода из затруднения
2. Реализация построенного проекта Познавательные:
уметь выделять существенные признаки и практически использовать в решение учебной задачи.
Регулятивные:
уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные:
уметь полно и точно выражать свои мысли.
Личностные:
активизация самостоятельности, интереса к способу действий.
Наглядно-демонстрационные: схем, ИКТ. Индивидуально-групповая работа. - Ребята, для того, чтобы в домах поросят было уютно, а им нескучно жить, мы должны помочь обустроить их дома.
- Игра «Подари картинку».
Объяснение задания.
- У вас на столах по две картинки. Подарите предметы на картинках, названия которых начинаются с мягкого звука Ниф - Нифу. А предметы, в которых первый звук тверды – Наф - Нафу и Нуф - Нуфу.
- Я дарю телевизор Ниф - Нифу, а кровать – Наф - Нафу. А вы?
- Теперь поросятам стало уютно и очень весело, т. к. вы правильно выполнили задание.
По очереди называют слова и раскладывают картинки.
Ребята работают с предметными картинками и отвечают на вопросы.
V. Этап
Физминутка с элементами психогимнастики; дыхательная гимнастика Регулятивные:
осуществлять самоконтроль правильности действия; развитие внимания, наблюдательности.
Показ образца выполнения упражнения ребенком. Фронтальная работа.
Психогимнастика.
- Каждое утро поросята выходили на поляну перед домом, слушали пение птиц, радовались наступившему дню.
- Давайте вместе с ними отдохнем и мы.
Слайд № 9 (картинка лес, звучит музыка)
Чтение стихотворения.
- Братья по лесу гуляли,
За природой наблюдали
(повороты головы в стороны).
Вверх на солнце посмотрели
(поднять голову вверх)
И нас лучики погрели
(потянуть руки вверх).
- Рано утром в лесу было темно,
Солнышко было маленьким.
Потом оно выросло. И появились
у солнышка лучики.
Показ учителем – логопедом соответствующих движений.
Чтение стихотворения.
- И вдруг…
- Серый волк по лесу шел,
Дом соломенный нашел.
Дунул трижды на него -
Не осталось ничего!
Выставляется игрушка – волк.
- Подуем, как волк три раза - глубокий вдох через нос, выдох через рот.
- А теперь вернемся на свои места.
Убирается соломенный домик.
Дети выходят, выполняют соответствующие движения.
Выполняют соответствующие движения.
VI. Этап Закрепления, проговаривания во внешней речи Познавательные:
анализировать, выделять существенные признаки; использовать модели и схемы для решения задач.
Регулятивные:
-выполнять учебные действия в соответствии с алгоритмом.
Коммуникативные:
формулировать устное монологическое высказывание, слушать мнение товарище Практические: выбор правильных формулировок, устные, грамматические
По уровню самостоятельности: после объяснения задания Фронтально - групповая работа. - Чтобы волк не смог разрушить остальные домики поросят, мы должны выручить их, выполнив правильно задание.
1. Игра «Буквы потерялись»
Объяснение задания.
- У вас на столах карточки желтого цвета. Вставьте в слова пропущенные гласные буквы, которые служат для обозначения мягкости согласных на письме.
- Если возникнут трудности, вы можете воспользоваться таблицей гласных, которая лежит на вашем столе.
- Подчеркните эти буквы.
- Прочитайте получившиеся слова.
Чтение стихотворения.
- Младший братец не лежит,
Младший к среднему бежит!
Волк сломал мой дом и тут
Братья к старшему бегут!
Убирается деревянный домик.
- Пока поросята бегут в каменный дом, мы выполним следующее задание.
2. Игра «Подбери пару»
Слайд № 10 (слова)
Объяснение задания.
- На экране записаны слова: Прочитайте 1 столбик слов.
- Как звучат первые звуки в этих словах?
- Измените слова так, чтобы первый согласный звук стал мягким.
- Запишите в своих тетрадях слова парами. Таблица гласных на ваших столах поможет справиться с заданием.
Записывают гласные, подчеркивают буквы.
Соотносят свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки (по необходимости).
Читают слова: рис, лед, мяч, клюв, лев.
Читают слова: мал, лук, был.
- Первые звуки звучат твердо.
Записывают слова парами.
Соотносят свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки.
Выполненную работу проверяем с помощью презентации с проговариванием.
Работа в тетрадях.
VII Этап оздоровительный
(физкультминутка с элементами зрительной гимнастики)
Познавательные:
выполнять учебные действия в умственной и речевой формах.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль правильности действия; развитие внимания, наблюдательности.
Коммуникативные:
формулировать устное монологическое высказывание, слушать мнение товарищей.
Практические методы, фронтальная работа.
- А теперь убедитесь, что правильно выполнили задание.
Игра «Глаз - путешественник»
- Встаньте, не поворачивая туловища, с помощью головы и глаз найдите таблички с новыми словами.
На стенах развешаны цветные таблицы со словами: мял, люк, бил.
- Я надеюсь, что вы справились с заданием.
- Как стал звучать первый согласный звук в новых словах?
Слайд №11 (пары слов)
- Давайте прочитаем слова парами.
- Что произошло со словами, когда мы изменили гласные буквы?
- Все ли слова вам знакомы?
- Прочитай одно слово с первым твердым звуком и два слова с мягким.
- Прочитай два слова с первым мягким звуком.
- Прочитай одно слово с первым мягким звуком и одно с твердым.
Находят слова, читают их.
- Первый звук стал звучать мягко.
Читают слова.
- Изменились значения слов.
Читают слова. Осуществляют проверку записанного с помощью игры.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
Познавательные:
анализировать словесную информацию, обобщать.
Коммуникативные:
формулировать устное монологическое высказывание, слушать мнение товарищей.
Метод обобщения, сравнения, фронтальная работа. - Убедимся еще раз в том, что гласные нижнего ряда могут изменить значение слова.
Игра «Найди слову место»
Слайд № 12 (предложения)
Объяснение задания.
- На экране слева записаны предложения.
- Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова, которые находятся справа от предложений.
- Прочитайте получившиеся предложения.
- Молодцы, справились с заданием.
Читают предложения:
- Коля еще очень мал.
- Вова кусок глины мял.
- Зеленый лук очень полезен.
- Митя обошел открытый люк.
Читают предложения и читают и сравнивают слова.
IX. Этап рефлексии учебной деятельности Регулятивные:
оценивать правильность своих действий на уровне адекватной самооценки, осуществлять итоговый самоконтроль, различать способ и результат действий.
Метод осознание преодоления затруднений и самооценка результатов коррекционной деятельности. Чтение стихотворения.
- Есть у волка интерес – серый волк в трубу полез!
Но попал он в кипяток и пустился наутек!
Три веселых поросенка хохотали звонко – звонко!
Волк от них, что было сил свои ноги уносил!
Убирается игрушка – волк.
- А поросята остались жить в крепком доме дружно и весело, но чтобы никогда не попадать в беду, решили еще построить прочный забор. Давайте им в этом поможем.
Слайд № 13 (слова)
- На кирпичах, из которых мы будем строить забор, написаны слова. Если мы правильно их прочитаем, то получится предложение. Читаем вместе.
Слайд № 14 (предложение)
- Так и закончилась сказка «Три поросенка». И вы вместе с героями побывали в сказке, выполняли разные задания и со всеми заданиями справлялись успешно.
- Оцените свою работу, на листах изображена «Лесенка вашего успеха».
- Если вы отлично поработали и справились со всеми заданиями, нарисуйте себя на верхней ступеньке.
- Если вы хорошо работали, но допускали ошибки при выполнении заданий, нарисуйте себя на нижней ступеньке.
- Ребята, вы сегодня все хорошо работали, очень старались, вы – молодцы! Читают предложение:
- Туда не ходите, там живет злющий волк!
Оценивают себя, заполняют «Лесенку успеха».
Объяснение смысла данного предложения.
Приложения
Рабочие материалы для учащегося (карточки, картинки, геометрические фигуры и др. раздаточный материал) Индивидуальные карточки, рабочие тетради, предметы для дыхательной гимнастики.
Оценочные материалы
(листы самоконтроля, путевые листы, шкалы и др.)
Лесенка успеха, смайлики.