Анна Егорова
«Использование физических упражнений для подготовки детей к овладению графикой письма».
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема обучения письму детей дошкольного возраста является актуальным, в связи с изменением содержания школьных программ.
В этом возрасте рука ребенка еще не готова к быстрому овладению письмом (слабое развитие мелких мышц руки, не закончено окостенение костей и фаланг пальцев) .
Основываясь на том, что навык письма является двигательным навыком и, следовательно, подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка, можно использовать физические упражнения для развития качеств, определяющих успешность овладения детьми графикой письма. Чем богаче и разнообразнее двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки.
Темочки:
Роль физических упражнений в подготовке детей к овладению графикой письма.
Двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме - все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.
Для обучения письму необходимо активно использовать различные средства- рисование, лепку, аппликацию, использование прописей. Однако из-за слабого развития мелких мышц кисти у детей графические действия быстро приводят к утомлению. Часто дети отказываются от такой деятельности, мотивируя отказ сильной усталостью рук. В этих условиях возрастает роль физкультурных занятий, так как они представляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, броски и ловля мяча, серсо и многие другие). При таком подходе, даже если приходится выполнять достаточно большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти, дети никогда не жалуются на усталость рук. На физкультурных занятиях упражнения выполняются правой и левой рукой поочередно, что стимулирует развитие обеих рук. В этом проявляется преимущество занятий физическими упражнениями.
Конечно, катая мячи, набрасывая колечки, преодолевая препятствия, ребенок не научится писать. Письмо - особая графическая деятельность, и овладеть ею можно только в процессе графических упражнений. Но специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию движений, разовьют руку - то есть дадут ему все, что необходимо для успешного овладения этим сложным навыком.
Задачи: Включить физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, во все виды физкультурно-оздоровительной работы.
• Утренняя гимнастика- упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, музыкально-ритмические композиции.
• Физкультминутка - музыкально-ритмические композиции, упражнения на развитие ручной умелости.
• Подвижные игры в перерывах между занятиями - игры с предметами: мячами, палками, скакалками, обручами; игры на ориентировку в пространстве, на развитие глазомера.
• Подвижные игры на прогулке - игры на развитие координации движений (лазание, преодоление препятствий, действия с предметами).
• Физкультурные занятия в зале - упражнения на развитие координации движений (прыжки в глубину, броски, ловля, лазание по канату, метание в цель, упражнения на развитие пространственных представлений (игры с перемещением без зрительного контроля, эстафеты на расстановку предметов, упражнения на развитие глазомера, упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика)
• Физкультурные занятия на улице - спортивные развлечения.
• Физкультурный досуг - элементы музыкально-ритмических композиций, игры и эстафеты с предметами, игровые композиции с упражнениями для пальчиков.
• Физкультурные праздники- упражнения на развитие пространственных представлений (построения, перестроения, эстафеты с предметами, упражнения на развитие координации движений (командные игры, эстафеты с преодолением препятствий, упражнения на развитие чувства ритма (ритмическая гимнастика на показательных выступлениях).
• Самостоятельная двигательная деятельность детей- упражнения на спортивных комплексах, упражнения с предметами : броски, ловля, прыжки через скакалку, ритмическая гимнастика.
Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма.
Соблюдать регулярность занятий, соблюдение техники безопасности.
Включить в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности. Развивать двигательные умения и навыки, используя национальные узоры.
Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных
показателей физического состояния детей.
Определить эффективность каждого упражнения по следующим показателям:
-интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных заданий;
-доступность для большинства детей;
-включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в игры и эстафеты.
Планирование учебного материала физкультурных занятий.
В каждое занятие включить упражнения «для пальчиков», эстафеты с мелкими предметами.
Проводить общеразвивающие упражнения в форме ритмической гимнастики.
Включить в занятия все виды ходьбы и бега, направленные на развитие координации движений
Для координации движения вводить элементы якутских узоров при выполнении основных движений ходьбы, бега и прыжков.
Включать задания на расстановку и перестановку предметов на точность составления фигур.