Марина Коневская
Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё И. М. Сеченов говорил о том, что «всякое ощущение по природе смешанное», что к нему «обязательно примешивается мышечное ощущение, более сильное по сравнению с другими».
Занятия физической культурой, музыкальные занятия не решают коррекционных задач по развитию психомоторики детей с нарушением речи. Для эффективности развития психической и моторной сферы детей с нарушением в речевом и психомоторном развитии являются занятия логопедической ритмикой.
Публикация «Использование логоритмических упражнений в коррекционной работе» размещена в разделах
Под логопедической ритмикой подразумеваются коррекционная методика обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития (в том числе и с речевой патологией) средствами слова, музыки и движения. Логопедическая ритмика оказывает воздействие на моторику и речь, так как является составной частью коррекционной ритмики.
Логоритмические занятия основываются на взаимосвязи слова, движения, музыки и, конечно же, включают в себя пальчиковые, речевые и музыкально – двигательные, коммуникативные игры; упражнения для развития мелкой и крупной моторики; песни и стихи, которые сопровождаются движениями; дидактические игры, которые способствуют развитию чувства ритма.
Первым разработал систему музыкально – ритмических движений швейцарский педагог – музыкант Э. Жак - Далькроз.
Эта система была признана во многих странах, особенно, в области дошкольного и младшего школьного обучения. Автор придумал очень простой метод, используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, пластичность.
Э. Жак – Далькроз считал, что это нужно развивать как можно раньше и что они должны быть в доступной для дошкольников форме. Он ставил игру на первое место, считал игру естественной деятельностью, в процессе которой ребёнок познаёт мир. Ритмика по системе Э. Жака – Элькроза, основанная на интересе и доступности, стала средством борьбы с аритмией в лечебно – профилактических целях у детей дошкольного возраста.
Продолжателем идей Далькроза стал немецкий музыкант и педагог К. ОРФ, который использовал на своих занятиях сочетания музыки, движения и слов.
Фонетическую и логопедическую ритмику с успехом используют как часть кинезотерапии («терапия (лечение) движением») в психотерапии.
Можно говорить о том, что на логоритмических занятиях решаются задачи:
*по формированию двигательных навыков,
*по увеличению объёмов памяти,
*по развитию артикуляционного аппарата,
*по развитию зрительного и слухового восприятия,
*по активизации высшей психической деятельности,
*по развитию дыхания.
*слуховое внимание.
* по ориентации в пространстве.
На занятиях мы соединяем речь с движением, тем самым создаём устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата, цитируя Н. А. Бернштейна. Эта связь позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. А музыку можно считать организующим, руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. При планировании логоритмических занятий или их элементов, нужно учитывать индивидуальные возможности детей; учитывать нарушения детей; чётко объяснять правила игры. Все упражнения проводить нужно по подражанию от малого к большему. Например, с детьми, имеющими диагноз ФФНР (фонетико – фонематическое недоразвитие речи) нужно работать больше над развитием зрительных и слуховых представлений, совершенствуя, в том числе их двигательные навыки. Речь, музыка, движения должны быть тесно взаимосвязаны. Разрабатывается мимика, эмоции ребёнка. Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики. Логоритмика, как и развитие дыхания и всех других компонентов развития ребёнка можно считать одним из направлений здоровьесберегающей, коррекционной работы.
Понятно, что логоритмические упражнения неотделимы от игры. Нам, работающим с детьми, известно, что овладение навыками и умениями у детей происходит значительно быстрее в игре. Ребята, увлеченные игрой, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игра обеспечивает развитие, эмоциональное наслаждение, игра для ребёнка равносильна удовольствию. Кажется, что они действительно лучше нас знают, как их нужно учить и чему. Разнообразные возможности для движения можно рассматривать как один важнейших факторов оздоровления детей. Образ жизни современных детей, особенно в больших городах, ограничивает их естественную потребность в движении. Детям, особенно с проблемами в психофизическом развитии, необходимо пережить радость свободного движения. Учите – играя!
Литература:
1. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет» М., Сфера 2008.
2. Т. Ю. Аксанова «Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР» СПб. 2009.
3. О. С. Боромыкова «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» СПб. 1999.