Альбина Федотова
Консультация «Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни каждого человека, время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Направленное использование физической культуры на протяжении первых лет жизни человека, является начальным и очень важным звеном системы физкультурного образования. В связи с тем, что половые характеристики человека являются первичными (индивидуальными) свойствами личности, а пол – начальная категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность, то современные требования личностно – ориентированного подхода к детям, в том числе в процессе физкультурной деятельности, не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка.
Публикация «Консультация „Формирование полоролевого поведения мальчиков и девочек во время выполнения физических упражнений“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В младшем дошкольном возрасте активно познаются названия полов, особенности внешнего облика их представителей. Ребенок усваивает свою принадлежность, но еще не осознает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». На физкультурных занятиях акцентирую внимание детей на принадлежности их к определенному полу. Например: «Девочки положили мячи в корзину. А теперь мальчики». Или: «Девочки построились друг за другом за Машей, а мальчики – за Сашей».
В среднем дошкольном возрасте формируется активное отношение ребенка к окружающим как к представителям разных полов. Разделение на мальчиков и девочек и осознание себя представителем определенного пола основывается на восприятии анатомических половых различий. С этого возраста следует разделять роли в уборке пособий и оборудования. Например, Оля, Настя и Катя аккуратно сложат кубики и повесят обручи, а мальчики сильнее девочек, поэтому они будут выполнять работу потяжелее. Давайте мальчики встанем около скамейки, все вместе возьмем ее и отнесем на место». Сюжетно – ролевые игры помогают закрепить представление о мужских и женских профессиях. Например, игра «Поездка в общественном транспорте». 5-6 мальчиков – водители автобусов, троллейбусов, берут обручи («автобусы, троллейбусы») и «подъезжают» к остановке (обозначенное место, где стоят пассажиры – девочки и остальные мальчики. Пассажиры «садятся в транспорт» (берутся рукой за обруч) и едут по своим делам. Затем мальчики меняются ролями.
В старшем дошкольном возрасте эффективней осуществлять становление социальных ролей. У детей этого возраста осознанное понимание и одобрение особенностей полоролевого поведения представителей противоположного пола.
На физкультурных занятиях использую некоторые методические приемы для учета половых особенностей дошкольников. В основной части занятия дети делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание. Например, мальчики отжимаются, девочки выполняют упражнение на развитие гибкости. Но мальчикам также необходимы упражнения на гибкость, а девочкам на развитие силы мышц. На занятиях, на которых нет различий в подборе упражнений, где дети выполняют одинаковые силовые упражнения, различия имеются в дозировке. Но нормирование физической нагрузки в большей степени должно основываться на индивидуальных особенностях детей: состоянии здоровья, физической подготовленности. В группе, как правило, всегда можно выделить одного или несколько мальчиков низкого уровня физической подготовленности, которые не справляются с силовой физической нагрузкой. В то же время, требования полоролевого воспитания предполагают формирования у детей установки, что мужчина должен быть сильным, чтобы защищать слабых, уметь брать на себя ответственность но, тем не менее не нанести вред здоровью детей. Этого можно добиться разными требованиями к выполнению заданий. Например, упражнение «поднимание туловища из положения лежа на спине» значительно усложняется если руки ребенка находятся за головой. В подготовительной группе указываю дозировку: девочкам 10 раз, мальчикам 15 раз. А физически неподготовленным мальчикам предлагаю выполнять поднимание с махом рук, а девочкам, для которых это упражнение не представляет сложности, в положении «руки за головой». То же самое и с упражнением «поднимание ног в висе на гимнастической стенке». Поднимание прямых ног – усложненный вариант, и поднимание согнутых ног – облегченный вариант. Так же дается разная дозировка по времени для мальчиков и девочек в беге в подготовительной части занятия.
Рассматривая обучение детей сложным двигательным действиям, следует отметить, что существует ряд движений, темпы овладение которыми различаются у мальчиков и девочек. Примерами могут служить отличия в сроках овладения метанием на дальность и в цель, требующих большего времени для овладения ими у девочек и прыжки через скакалку, требующих больше усилий и времени у мальчиков. Не одинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках через скакалку для мальчиков 6,5-7лет хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат – усложненные варианты прыжков (прыжки на одной ноге, прыжки ноги скрестно, прыжки с вращением скакалки назад и т. д.).
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников также имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается и в которой ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно – силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности мальчики берут мяч, пытаясь играть в футбол, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки же, практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». И в самостоятельной двигательной деятельности девочки отдают предпочтение прыжкам через скакалку, упражнениям с обручем, с лентами, танцевальным упражнениям при наличии музыки. В то же время, такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам.
Однако это усредненный подход к двигательным предпочтениям. Необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не может использоваться в качестве довода против какой – либо двигательной деятельности. В то же время стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей.
Начиная со среднего возраста, два раза в год проводится диагностика и определяется уровень физической подготовленности ребенка. Средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают средние результаты девочек. Это является основанием тому, что в учебно – методические пособия по физической культуре включены нормативы физической подготовленности различные для мальчиков и девочек.
Занятия физическими упражнениями в двигательной активности дошкольника имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. А учет полоролевых особенностей дошкольника позволяет добиться результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой. Дети должны играть и осознавать, что нет отдельного мира для мальчиков и отдельного мира для девочек, а есть общий мир, где каждый может стать тем, к чему у него есть способности, сотрудничая с коллегами обоего пола.
Используемые интернет – источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2011/12/04/dvigatelnye-predpochteniya-malchikov-i-devochek-v-fizicheskoy
Литература
1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. -1997. - N° 12.
2. Лагутин А. Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. — 1994.- № 7.
3. Фуриева Т. А. Детский сад: проблема полового воспитания // Дошкольное воспитание. 1993.— № 11.